Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины заболеваний в семьях и их исцеление.
Фрагменты семинара для пациентов, терапевтов и врачей, организованного в рамках международной конференции «Медицина и религия»..............................................................................283 Введение...............................................................................................284 Небо и Земля.......................................................................................284 Семейные группы, связанные общей судьбой..................................284 Семейно-системная связь и ее последствия....................................284 Подражание и уравновешивание......................................................285 Болезнь следует за душой...................................................................286 «Лучше я, чем ты»...............................................................................286 Знающая любовь................................................................................289 Готовность ребенка к «исчезновению»..............................................289 Даже если ты уйдешь, я останусь......................................................290 «Я последую за тобой»........................................................................291 «Я поживу еще немного»...................................................................291 Вера, способствующая болезни.........................................................292 Исцеляющая любовь..........................................................................292 Болезнь и искупление вины..............................................................293 Компенсация путем искупления вины, приносящая двойное страдание....293 Уравновешивание путем принятия жизни как дара и примирительных действий...294 Искупление вины как суррогат отношений..................................... 295 На Земле вина преходяща..................................................................296 Болезнь одного, замещающая искупление другого..........................296 Болезнь из-за отказа принять собственных родителей....................297 Уважение родителей соответствует уважению Земли.......................297 Неосуществленное.............................................................................297 Расстановка: «Я последую за тобой»..................................................299 Расстановка: Мать следует за своим умершим ребенком-инвалидом..307 Расстановка: Лучше умереть, чем поклониться отцу........................318 Расстановка: Последствия детского полиомиелита, тяжелой беременности и трудных родов.........324 Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола............330 Идентификация с лицом противоположного пола как причина гомосексуальности и психозов.....333 Сын в качестве заместителя друга матери........................................335 Познание служит основой акта исцеления.......................................335 Расстановка: «Лучше я, чем ты».......................................................336 Расстановки семьи воздействуют через образы внутренней картины........342 Что такое «правильное»?....................................................................343 Расстановки семьи с помощью символов.........................................344 Расстановка: Один брат умер вскоре после рождения, другой покончил самоубийством......345 Самоубийство из любви.....................................................................349 Чтобы защититься от боли, мы ищем виноватого...........................349 Неуместные вопросы.........................................................................350 Как должен поступать терапевт в процессе расстановки семьи.....350 Когда сам пациент должен встать на свое место в констелляции... 351 Расстояние между местами умерших и живых в констелляции.....351 Расстановка: Наркомания дочери вследствие отсутствия мужских энергий в семейной системе....352 Дети должны следовать за своим отцом, так же как их мать должна следовать за своим мужем......357 Расстановка: Отсутствие эмпатии к мужчинам................................360 Системное превосходство настоящего..............................................365 В семьях дети замещают партнеров по отношениям, предшествующим нынешнему браку родителей..365 Рождение внебрачных детей во время брака....................................366 Сообщать детям об аборте нельзя.....................................................367 Когда решения проблемы нет............................................................368 Расстановка: Несчастный случай с сыном в соответствии с правилом: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»....369 Расстановка: Анорексия как результат внутреннего убеждения: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»..............................373 Волчий аппетит и последующая рвота: булимия.............................377 Как важно быть в согласии с Высшим.............................................378 Два рода знания..................................................................................379 Эпилог........................................................................................................381
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, которые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни. Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотерапевта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. Приступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд однотипных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, прибегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ — «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, какая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и составляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда открыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И прежде всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь пациенту сделать это — вот основная задача психотерапевта. Конечно, читая Берта Хеллингера, трудно избавиться от невольно возникающих ассоциаций с известным и подобным. Да и сам автор не скрывает источников своего психотерапевтического метода, прямо указывая на тех, чьи работы в той или иной степени повлияли на становление его собственного подхода к семейно-системной групповой терапии. Многие психотерапевты, о которых упоминает автор в «Эпилоге», разумеется, хорошо известны русскому читателю. Мне хотелось бы отметить, что сам Берт Хеллингер называет себя не психотерапевтом, а просто терапевтом, подчеркивая свой особый подход к самой проблеме исцеления и к проблеме пациента. Иногда, читая о «правилах» семейно-системной динамики и психотерапевтических методах, к которым Хеллингер пришел опытным путем, невольно ловишь себя на мысли, что нечто подобное встречал в других древних культурах. То, что говорит автор о любви, о смерти, об отношении к умершим, почти дословно совпадает с тем, что можно прочесть в буддийских тибетских текстах. Автор не скрывает близости своего мировоззрения к китайскому даосизму. Хотя, нельзя не заметить, что Хеллингер старается по возможности дистанцироваться от любых религиозных и вообще культурно обусловленных контекстов, поскольку считает, что они лишь заслоняют от нас Реальность. Возвращение в Реальность — тот общий итог, к которому мы должны в конце концов прийти. Берт Хеллингер способен помочь тому, кто осознал и стремится к этому. Я уверен, что всякий, кто прочтет книгу, непременно сделает хотя бы шаг в этом направлении. Сергей Лепехов, доктор философских наук ПРЕДИСЛОВИЕ Дорогие читатели! Вы держите в руках книгу, наиболее полно излагающую основные принципы моей терапевтической работы, то есть техники семейно-системных расстановок. Она полезна не только терапевтам, но и неспециалистам при решении проблем их повседневной жизни. Весь ее материал демонстрирует, что освобождающее и исцеляющее познание возникает у нас только тогда, когда мы готовы взглянуть на реальность непредвзято. Центральной темой этой книги являются порядки любви, определяемые самой жизнью, иными словами, законы, царящие над отношениями между различными членами семейной группы. Действительно, любовь является позитивной силой только тогда, когда мы знаем об этих законах и соблюдаем их. Слепая любовь часто вводит нас в заблуждение из-за незнания этих порядков. Напротив, когда людям известны законы, управляющие любовью, и они соблюдают их, любовь в нашей жизни не только приносит желанные результаты, но и оказывает благотворное и исцеляющее воздействие — как на нас лично, так и на всех окружающих нас людей. Эта книга содержит лишь слегка сокращенные стенограммы трех терапевтических семинаров, посвященных, обсуждению используемых мной техник расстановок семьи. Первый семинар — «Семейно-системные переплетения и их разрешения» — был посвящен самопознанию и профессиональному совершенствованию группы терапевтов. Этот курс является введением в технику расстановок семьи и позволяет продемонстрировать силы, вызывающие системные переплетения судеб одних членов семьи с судьбами других, а также действие законов, в соответствии с которыми подобные переплетения развиваются. Самый важный аспект курса — демонстрация способов, с помощью которых терапевт может определять момент освобождения пациента от его системных переплетений, а также техники и правила, которые следует соблюдать при этой работе. Читатель быстро поймет, что фундаментальное, действующее во всех семейных системах поле сил требует, чтобы все члены семейной группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохраняла равновесие. Это требование не позволяет по какой-то причине исключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключенного будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим чле-
|