Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защита, охрана, оборона и маскировка тыла






Защита, оборона и охрана тыла осуществляется с целью максимального ослабления воздействия иррегулярных вооруженных формирований по подразделениям тыла и сохранения их боеспособности. Эта цель достигается решением следующих задач: рациональным размещением подразделений тыла с учетом складывающейся обстановки и условий местности; периодической сменой районов размещения подразделений тыла; инженерным оборудованием занимаемых районов (пунктов); предупреждением о непосредственной угрозе нападения противника, о возможном разрушении потенциально опасных объектов, о районах разрушений и пожаров; своевременным выявлением и уничтожением диверсионно-разведывательных групп противника; воспрещением проникновения в районы размещения тыла и действий в них групп противника; поддержанием уставного порядка в районах размещения и действия. Общая организация и проводимые мероприятия по защите, обороне охране и маскировке тыла разрабатываются заместителем командира полка по тылу и отражаются в плане тылового обеспечения.

При выполнении мероприятий этих мероприятий на всех этапах специальной операции имеют место следующие особенности: отсутствие единой линии фронта, что существенно затруднит решение задач по защите, обороне охране и маскировке тыла; размещение подразделений тыла осуществляется в непосредственной близости от боевых частей и подразделений, что позволяет осуществлять охрану и оборону в общей системе охраны и обороны войск.

В ходе боевых действий особое внимание обращается на проведение следующих мероприятий по охране тыла: выставление караулов по охране пунктов управления и других важных объектов тыла; назначение цифровых паролей; ограничение перемещения в темное время суток; выставление дозоров, на удалении 50-150 м по периметру районов размещения объектов тыла, в особенности на наиболее угрожаемых направлениях; обязательное, соответствующее обстановке инженерное оборудование районов размещения подразделений тыла; маскировка районов и мест размещения пунктов управления, командно-штабных и штабных машин, в том числе с установкой придорожных вертикальных масок; назначение каждому подразделению своего сектора охраны и наблюдения, разработка совместно с боевыми частями и подразделениями общих планов и боевых расчетов на случай отражения нападения диверсионных групп противника; выделение дополнительных сил и средств для охраны районов размещения и действия тыла за счет боевых подразделений; выделение автомобильным колоннам для охраны в ходе движения боевых машин, средств артиллерийской и авиационной поддержки и инженерной разведки; выдача водительскому составу автомобильной техники дополнительных средств индивидуальной защиты (бронежилеты); соблюдение мероприятий по светомаскировке при движении автомобильного транспорта и в районе размещения тыла и др.

Для осуществления проводки колонн с материальными средствами по маршруту из состава боевых частей выделяются силы и средства, как правило, из расчета одна БМП (БТР, танк) на 5 – 10 автомобилей.

Эффективность маскировки тыла достигается выполнением как общих, мероприятий по обеспечению скрытности и введения противника в заблуждение, так и сохранением личным составом военной тайны; скрытым размещением, перемещением и действиями подразделений тыла с использованием рельефа местности и в условиях ограниченной видимости; применением дымов и аэрозолей, табельных и подручных средств маскировки; окрашиванием техники тыла под фон местности.

Управление тылом мсп (тп, мсбр) в специальной операции имеет целый ряд особенностей, обусловленных спецификой выполняемых задач: действие в составе сводных подразделений (батальонных тактических групп, усиленных рот и т.п.) в отрыве от базовых районов; как правило, отсутствие или действие тыловых пунктов управления в сокращенном составе (в организационно-штатной структуре мирного времени); отсутствие в организационно-штатной структуре мирного времени многих батальонов (дивизионов) должностей заместителей командиров по тылу; недостаточно развернутой системой связи тыла и др.

В специальной операции управление тылом, как правило, осуществляется с объединенного командного пункта, что обеспечивает необходимую оперативность при решении внезапно возникающих задач. При этом особое место уделяется организации взаимодействия с тылом соседних и приданных соединений и частей, в том числе других силовых ведомств, а также с местными органами власти.

На этапе локализации вооруженного конфликта особое внимание обращается на согласование порядка выдвижения, сосредоточения и действий частей и подразделений тыла и органов управления тылом в районе конфликта. Организуя взаимодействие, заместитель командира по тылу дополнительно согласовывает: порядок размещения подразделений тыла в назначенных районах; порядок материального, медицинского и технического по службам тыла обеспечения своих подразделений (частей) и других войск, воинских формирований участвующих в совместных боевых действиях; порядок обеспечения связи с соседями и взаимного обмена информацией о возможности использования местной промышленно-экономической базы; порядок ведения тыловой разведки; порядок организации обороны и охраны районов размещения тыла, места расположения сторожевых постов, порядок обеспечения безопасности движения колонн и другие вопросы.

 

19.5. Проблемные вопросы тылового обеспечения войск в

локальных, региональных войнах и вооруженных конфликтах

 

Анализ проблем материального обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в специальных операциях, локальных войнах и вооруженных конфликтах на основе особенностей тылового обеспечения ОГВ (С) в ходе контртеррористической операции на территории Чеченской республики позволил обобщить их в две группы.

К первой группе относятся проблемы, связанные с решением общих вопросов тылового обеспечения войск, включая заблаговременную подготовку тыла к специальной операции, планирование всех видов тылового обеспечения, организацию защиты, обороны, охраны и управления тылом в ходе боевых действий.

Ко второй группе отнести частные проблемы, связанные с конкретными вопросами организации материального обеспечения войск по службам тыла. Сущность данных проблем заключается в наличии противоречия между возможностями ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов по созданию группировки сил и средств тыла, существующих по штатам мирного времени, и потребностями в них при проведении специальных операций на территории конфликтно-опасных районов России.

Так, например, при подготовке частей к специальной операции на территории Чеченской республики в 1999 - 2000 годах имели место следующие недостатки: низкая теоретическая и практическая подготовка как офицеров тыла, так и младших специалистов служб, прибывших из военных округов; низкая обученность должностных лиц тыла в организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта техники тыла; укомплектованность частей, прибывших из МВО, СибВО, ЛенВО, автомобильной техникой составляла 60-70 %, часть автомобилей из числа прибывших не была подготовлена к работе.

Среди проблем, которые возникают в процессе материального обеспечения, достаточно много и других, не менее важных и объемных, требующих постоянного внимания и приложения сил и средств. Прежде всего, это проблемы несоответствия организационно-штатной структуры служб тыла ОГВ (С) условиям и задачам, решаемым в операции, а также отсутствия единого подхода к планированию и организации обеспечения частей и соединений материальными средствами и водой.

Установлено, что для решения этих проблем необходимо создание принципиально новых организационных структур тыла на основе интеграции органов управления и инфраструктуры ВС и других войск РФ по региональному принципу, Так в ходе контртеррористической операции на территории Чечни был введен временный штат продовольственной и вещевой служб ОГВ (С) с задачами контроля, учета и отчетности, организации продовольственного (вещевого) обеспечения частей и соединений не зависимо от их принадлежности, реализованы методики по определению потребности и обеспечению водой по всем службам тыла.

Следующая проблема – это несовершенство и несоответствие норм снабжения, содержания и эшелонирования запасов материальных средств особенностям региона (экономическим, физико-географическим и природно-климатическим) а также характеру боевых задач частей и соединений. Так, например, напряженность боевых действий на территории Чеченской республики, сложные климатические условия, нервно-эмоциональное состояние и большие энергетические проблемы в организме приводили к снижению физических возможностей личного состава. Военнослужащие, непрерывно участвующие в боевых действиях, за 5-10 суток потеряли 3-4 кг веса. В ходе боевых действий много нареканий у личного состава вызвал боевой комплект экипировки военнослужащего. Состоящие на снабжении отдельные предметы вещевого имущества и снаряжения морально устарели, неудобны в носке, громоздки. Так, шапка-ушанка не может носиться вместе со шлемом стальным, который по-прежнему тяжел и не защищает военнослужащего от прямого попадания пуль и осколков. В вещевой мешок практически невозможно уложить личные вещи, сухой паек, боеприпасы, дополнительные фляги с водой, комплект нательного белья, портянок и другие предметы, необходимые воину в боевой обстановке. При этом различные системы и нормы обеспечения ВС и других войск РФ, нестабильность поставок и отсутствие достаточных количеств запасов картофеля и овощей на территории региона, а также спальных мешков, сапог резиновых, свитеров, подшлемников, шапочек полушерстяных и альпинистского снаряжения на складах СКВО приводили к неполному доведению до военнослужащих положенных норм довольствия и обеспечения, особенно дополнительной номенклатуры и как следствие снижению их боеспособности.

Установлено, что для решения данной проблемы требуется пересмотреть и унифицировать существующие нормы снабжения вещевым имуществом, основные и дополнительные продовольственные пайки для военнослужащих ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. Требуется разработать единый комплект экипировки военнослужащего и обеспечить им личный состав всех соединений и частей не зависимо от принадлежности. При этом приоритет должен быть отдан разработке средств индивидуальной бронезащиты облегченного типа, но с высокой степенью надежности, полевой формы одежды и новых типов палаток из более прочных и устойчивых к внешним воздействиям материалов. Так существующая практика обеспечения военнослужащих сухим пайком по варианту № 1 и № 2 нормы 9 потребовала внести некоторые изменения в их состав. В настоящее время разработаны и приняты на обеспечение войск индивидуальные рационы питания (ИРП, ИРП-Б), содержащие 18 компонентов готовых блюд и 9 пакетов с салфетками, пантоцидом и разогревателями на каждый прием пищи.

Серьезными проблемами являются несовершенство полевых технических средств тыла, несоответствие реальной потребности в технике ее наличию согласно табелей и штатам, отсутствие средств механизации погрузочно-разгрузочных работ на стационарных и полевых складах, а также низкий уровень подготовки специалистов тыла. Анализ уровня технической оснащенности продовольственной службы при ведении боевых действий на территории Чечни показали, что полевые кухни, подвижные механизированные хлебозаводы, средства подвоза и хранения воды оказались малоэффективными, практически незащищенными от воздействия мин, гранат и стрелкового оружия. Несоответствие колеи прицепной кухни и буксирующего автомобиля в условиях бездорожья приводило к частому опрокидыванию кухонь. Автомобили фургоны изотермические оказались неприспособленными к действию в горных условиях, следовательно, требуется иметь технические средства на шасси автомобилей повышенной проходимости и имеющие одинаковую базу с автотранспортом вмо, например модифицированную автомобильную кухню ПАК-200М с улучшенной компоновкой тепловых блоков и унифицированным оборудованием.

Характер выполнения боевых задач в специальной операции частей и соединений по-новому поставил вопрос их обеспечения средствами приготовления пищи. Вероятность подвоза горячей пищи в термосах на каждый прием пищи в горных и труднопроходимых районах довольно небольшая. Поэтому подразделения типа отделение, взвод, рота, выполняющие задачи в отрыве от основных сил батальона, должны иметь малолитражные кухни (КП-10, КП-20, МКП-10, МКП-30). Их количество должно обеспечивать 20-30% личного состава части (подразделения). Практика показала, что потребность в переносных кухнях МКП-30 может составить: в мсб – 7 шт., в мсп – 21 шт. Условия ведения рейдовых действий на территории Чечни показали, что питание целесообразно организовывать в этот период непосредственно в первичном звене – в экипаже, отделении, расчете. Экипажи боевых машин не имеют штатных малогабаритных средств для приготовления и подогрева пищи. В отдельные периоды приходилось в течение 3-7 суток использовать сухой паек, так как невозможно было также приготовить пищу из консервированных и концентрированных продуктов. Поэтому для приготовления пищи на небольшие группы военнослужащих (около 10 человек) целесообразно иметь разработанную в настоящее время унифицированную переносную горелку (ГК-5).

Для решения данных проблем в перспективе необходимо создавать системы жизнеобеспечения при разработке всех типов боевых машин. Система жизнеобеспечения может включать устройство для подготовки и разогрева рационов за счет имеющихся на боевой технике источников энергии; специально оборудованные места и емкость для хранения продуктов и питьевой воды; продукты и рационы питания, максимально готовые к употреблению; блюда в упаковке ламестера (легкого гигиенического материала на основе металлизированных полимеров); пакеты с полуфабрикатами готовых блюд с саморазогревом. На обеспечение войск (сил) необходимо вводить малогабаритные модули (комплекты) с набором всех элементов жизнеобеспечения. Следует предусмотреть разработку и включение в табели к штатам экипажей боевых машин типовые комплекты предметов полевого быта (специальные палатки, матрацы надувные и спальные мешки, малогабаритные средства приготовления пищи и кухонные наборы, средства для обогрева и другой необходимый инвентарь).

Следует отметить, что в результате интенсивной эксплуатации и использования жесткой воды наблюдался выход из строя специального оборудования ДДА, а силами и средствами для их ремонта вещевая служба не располагала. Подвоз воды для помывки личного состава осуществлялся авторазливочными станциями (АРС) и даже автомобильными цистернами для горючего АЦ-8, 5-255Б, у которых была неисправна топливная аппаратура. При невозможности использования ДДА для нагрева воды использовались кипятильники и другие приспособления. Иногда помывка личного состава осуществлялась в пустующих зданиях, подвалах и других пригодных для этих целей помещениях. Поэтому необходимо введение в штат полевой бани средств подвоза воды, запуск в серийное производство и введение в штат частей и подразделений федеральных войск (сил) передвижного комплекса банно-прачечного (ПКБП-10), полевых средств стирки белья (МПП-5 и МПП-6), подвижных мастерских по обслуживанию техники вещевой (продовольственной) службы (ПМТО-В (П).

Так как условия тылового обеспечения в специальных операциях могут быть самыми различными, то объективной закономерностью при решении вопроса о требуемой автономности частей и соединений ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов является дифференцированный подход в каждом конкретном случае с учетом конкретных условий на каждом из театров военных действий, стратегическом или операционном направлении.

Анализируя факторы, влияющие на тыловое обеспечение и возможности подразделений материального обеспечения, можно сделать вывод о необходимости усиления тыла мотострелковых (танковых) батальонов, решающих задачи на направлении сосредоточения основных усилий. В условиях малопрогнозируемой или практически непрогнозируемой обстановки в ходе боевых действий, особое значение приобретают резервы сил и средств тыла. Объективной необходимостью, принципом обеспечения должно стать то, что по мере дальнейшего нарастания неопределенности в характере и продолжительности боевых действий величина создаваемых резервов сил и средств тыла должна постоянно возрастать.

Следовательно, для обеспечения достаточной живучести запасы материальных средств должны быть рассредоточены. Однако при слишком большом удалении запасов от районов боевых действий существенно возрастает вероятность того, что они не будут вовремя доставлены войскам или вообще не будут доставлены из-за разрушения противником транспортных коммуникаций, снижения мобильности частей и подразделений тыла. Это свидетельствует о необходимости приближения создаваемых запасов материальных средств к районам боевого предназначения войск или необходимости дальнейшего развития и усиления транспортной системы на данном направлении.

Своевременный подвоз материальных средств возможен при хорошо организованных погрузочно-разгрузочных работах и максимальном использовании средств механизации. В то же время средств механизации погрузочно-разгрузочных работ в роте материального обеспечения нет. Объем погрузочно-разгрузочных работ в несколько раз превышает объем подвоза, так как материальные средства при их доставке в конечное звено подвоза много раз подвергаются перегрузкам. Так, в войсковом звене при подвозе от отдельного батальона материального обеспечения до танка (БМП, орудия) материальные средства могут перегружаться 3-4 раза. Поэтому для выполнения этих работ потребуется выделение личного состава из боевых подразделений.

Видится целесообразным включить в штат отдельных батальонов материального обеспечения дивизий (бмо бригад), рот материального обеспечения полков подразделений для выполнения погрузочно-разгрузочных работ со средствами механизации этих работ (типа автомобильных самопогрузчиков

Таким образом, увеличивающиеся объемы потребления материальных средств частей и соединений ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов требуют увеличения возможностей соответствующих элементов СТО. Эту проблему можно разрешить двумя путями: увеличением количества транспортных средств в частях и подразделениях тыла или соответствующим увеличением единичной грузоподъемности транспортных средств при их неизменном количестве. Если учесть, что имеется дефицит личного состава, то второй путь окажется более предпочтительным. Однако оба пути окажутся неэффективными, если не будет учтена необходимость повышения параметров надежности и живучести в условиях воздействия противника на объекты тыла.

Участие в проведении специальной операции сопряжено с действиями частей и подразделений тыла в условиях партизанских действий незаконных (иррегулярных) вооруженных формирований, вероятного действия диверсионных групп противника, что вынуждает командиров выделять значительные силы из боевых подразделений для охраны районов размещения и колонн тыла. В целях исключения отрыва личного состава боевых подразделений целесообразно ввести в штат батальонов материального обеспечения дивизий (бмо бригад) - рот, а в штат рот материального обеспечения полков - взводов охраны, имеющих на вооружении бронетранспортеры. Возможно возложение на эти подразделения и выполнение функций производства погрузочно-разгрузочных работ.

Кроме этого, полная незащищенность автомобильных средств заправки и транспортирования горючего от огня любого вида оружия настоятельно требует принятие на вооружение и введение в штат мотострелковых и танковых батальонов АСЗТГ, имеющих броневую защиту и предназначенных для заправки горючим техники в боевых порядках и под воздействием огня противника.

Перечисленные выше и другие проблемы тылового обеспечения войск в специальной операции могут быть решены только при объединении усилий ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в рамках МУСТО.

 

Вопросы для контроля

1. Раскрыть особенности действий мотострелкового (танкового) полка (бригады) при проведении специальной операции в ходе вооруженного конфликта.

2. Факторы, влияющие на тыловое обеспечение мотострелкового (танкового) полка (бригады) при проведении специальной операции.

3. Раскрыть мероприятия по подготовке тыла полка (бригады) к специальной операции.

4. Размещение и перемещение тыла в районе вооруженного конфликта.

5. Организация материального обеспечения полка (бригады) при проведении специальной операции.

6. Медицинское обеспечение полка (бригады) при проведении специальной операции.

7. Техническое обеспечение по службам тыла полка (бригады) при проведении специальной операции.

8. Организация защиты, обороны, охраны и маскировки подразделений тыла при проведении специальной операции.

9. Управление тылом полка (бригады) при проведении специальной операции.

10. Раскрыть проблемные вопросы тылового обеспечения войск в локальных, региональных войнах и вооруженных конфликтах и направления их разрешения.

 

 

____________

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал