Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Рынок и механизм его функционирования






 

1. Рынок, его сущность и функции. Принцип “невидимой руки”. Структура и инфраструктура рынка.

2. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная рыночная цена.

3. Эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Неэластичный по цене спрос.

4. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения. Неэластичные по цене товары.

 

Выводы:

1. Рынок обеспечивает воспроизводственный процесс, соединяя производство с потреблением.

2. Рынок стихийно регулирует весь воспроизводственный процесс: стимулирует развитие технического и технологического оснащения производства, формирует цены на товары; концентрирует информацию о движении товаров и уровне цен; подталкивает передвижения капитала в отрасли с недостаточно развитым производством; очищает рыночную сферу от побежденных в конкурентной борьбе.

3. Рынок — это постоянное взаимодействие трех явлений: спроса, предложения, цены. Рыночная цена это равновесие между экономическими интересами потребителей и производителей.

4. Спрос и предложение — явления, отражающие поведение покупателей и продавцов. Всякое изменение их поведения проявляется как эластичность спроса или предложения.

 

Вопросы и учебные задания:

1. Какие достоинства демонстрирует рынок в процессе выполнения своих функций?

2. Как, каким образом рынок соединяет интересы покупателей и продавцов?

6. Определите модель ценовой эластичности спроса по следующим товарам:

а) хлеб в России;

б) сигареты для курильщиков;

в) дорогостоящая французская косметика;

г) учебник по экономике для студентов;

д) пиво «Балтика»:

е) цветы в день 8-го Марта;

ж) цветы в день 9-го Марта;

з) картина Рембрандта;

и) хозяйственное мыло;

к) билеты на футбольный матч.

 

Темы 6. Конкуренция в рыночном механизме. Эволюция видов рынков и видов конкуренции

 

1. Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Условия и виды конкуренции.

2. Свободный рынок и совершенная конкуренция.

3. Монополия: сущность, виды, причины возникновения. Противоречивые последствия функционирования монополий.

4. Монопольный рынок и конкуренция. Необходимость государственных мер ограничения монополий.

5. Основные системы антимонопольного законодательства.

6. Смешанный рынок и несовершенная конкуренция. Модели несовершенной конкуренции.

 

Выводы:

 

1. Конкуренция — неотъемлемое свойство рыночной экономики. Соперничая за наибольший доход, участники рынка развивают производство, экономно используют ограниченные ресурсы, наиболее полно удовлетворяют потребности покупателей.

2. Поведение участников рынка обусловлено видом рынка и проявлением конкурентной борьбы на определенном рынке. Практика показывает возможность функционирования трех видов рынков: а) свободного или стихийного; б) монопольного; в) смешанного. Особенности каждого рынка проявляются через виды конкуренции: совершенную и несовершенную. Несовершенная конкуренция имеет свои модели: олигополия и монополистическая конкуренция.

3. Монополии противоречивы по своим последствиям. Государство защищает конкуренцию, ограничивая монополии различными способами.

 

Вопросы и учебные задания:

1. Какова роль конкуренции в рыночных отношениях?

2. Каковы положительные и отрицательные свойства монополии?

3. Что общего и в чем отличия совершенной конкуренции и монополистической конкуренции (одной из моделей несовершенной конкуренции)?

4. Определите вид и модель конкуренции в следующих ситуациях:

борами

а). Автомобилестроение в России.

б). Деятельность РАО ЕЭС.

в). Бабушки, торгующие на углах стандартными наборами

мелочей: сигареты, орешки, жевательная резинка, ранние весенние цветы и пр.

г). Производство в России средств личной гигиены - мыло всех видов, зубные пасты, эликсиры, шампуни и пр.

 

 

Тема 7. Виды рынков и их особенности (самостоятельная работа)

1. Рынок потребительских товаров. Теория потребительского поведения.

2. Рынки факторов производства и их особенности. Основные виды факторных доходов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал