Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Рынок и механизм его функционирования
1. Рынок, его сущность и функции. Принцип “невидимой руки”. Структура и инфраструктура рынка. 2. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная рыночная цена. 3. Эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Неэластичный по цене спрос. 4. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения. Неэластичные по цене товары.
Выводы: 1. Рынок обеспечивает воспроизводственный процесс, соединяя производство с потреблением. 2. Рынок стихийно регулирует весь воспроизводственный процесс: стимулирует развитие технического и технологического оснащения производства, формирует цены на товары; концентрирует информацию о движении товаров и уровне цен; подталкивает передвижения капитала в отрасли с недостаточно развитым производством; очищает рыночную сферу от побежденных в конкурентной борьбе. 3. Рынок — это постоянное взаимодействие трех явлений: спроса, предложения, цены. Рыночная цена это равновесие между экономическими интересами потребителей и производителей. 4. Спрос и предложение — явления, отражающие поведение покупателей и продавцов. Всякое изменение их поведения проявляется как эластичность спроса или предложения.
Вопросы и учебные задания: 1. Какие достоинства демонстрирует рынок в процессе выполнения своих функций? 2. Как, каким образом рынок соединяет интересы покупателей и продавцов? 6. Определите модель ценовой эластичности спроса по следующим товарам: а) хлеб в России; б) сигареты для курильщиков; в) дорогостоящая французская косметика; г) учебник по экономике для студентов; д) пиво «Балтика»: е) цветы в день 8-го Марта; ж) цветы в день 9-го Марта; з) картина Рембрандта; и) хозяйственное мыло; к) билеты на футбольный матч.
Темы 6. Конкуренция в рыночном механизме. Эволюция видов рынков и видов конкуренции
1. Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Условия и виды конкуренции. 2. Свободный рынок и совершенная конкуренция. 3. Монополия: сущность, виды, причины возникновения. Противоречивые последствия функционирования монополий. 4. Монопольный рынок и конкуренция. Необходимость государственных мер ограничения монополий. 5. Основные системы антимонопольного законодательства. 6. Смешанный рынок и несовершенная конкуренция. Модели несовершенной конкуренции.
Выводы:
1. Конкуренция — неотъемлемое свойство рыночной экономики. Соперничая за наибольший доход, участники рынка развивают производство, экономно используют ограниченные ресурсы, наиболее полно удовлетворяют потребности покупателей. 2. Поведение участников рынка обусловлено видом рынка и проявлением конкурентной борьбы на определенном рынке. Практика показывает возможность функционирования трех видов рынков: а) свободного или стихийного; б) монопольного; в) смешанного. Особенности каждого рынка проявляются через виды конкуренции: совершенную и несовершенную. Несовершенная конкуренция имеет свои модели: олигополия и монополистическая конкуренция. 3. Монополии противоречивы по своим последствиям. Государство защищает конкуренцию, ограничивая монополии различными способами.
Вопросы и учебные задания: 1. Какова роль конкуренции в рыночных отношениях? 2. Каковы положительные и отрицательные свойства монополии? 3. Что общего и в чем отличия совершенной конкуренции и монополистической конкуренции (одной из моделей несовершенной конкуренции)? 4. Определите вид и модель конкуренции в следующих ситуациях: борами а). Автомобилестроение в России. б). Деятельность РАО ЕЭС. в). Бабушки, торгующие на углах стандартными наборами мелочей: сигареты, орешки, жевательная резинка, ранние весенние цветы и пр. г). Производство в России средств личной гигиены - мыло всех видов, зубные пасты, эликсиры, шампуни и пр.
Тема 7. Виды рынков и их особенности (самостоятельная работа) 1. Рынок потребительских товаров. Теория потребительского поведения. 2. Рынки факторов производства и их особенности. Основные виды факторных доходов.
|