Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические ограничения. Граница производственных возможностей






Поскольку блага редки, неизбежной становится конкуренция за их использование.

Содержанием борьбы является выбор направлений использования ограниченных ресурсов. Если ресурс используется в производстве какого-либо определенного товара, то он «потерян» для других товаров, в производстве которых он мог бы участвовать. Например, если участок земли занят под АЭС, это означает, что на этом участке не выращивается свекла, не построен стадион и т. д. Значит, экономика постоянно сталкивается с необходимостью выбора: увеличение выпуска одних товаров означает сокращение выпуска других.

Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.

Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество товаров и услуг, а лишь два продукта – масло и роботов. Масло символизирует потребительские товары, роботы – средства производства. Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 000 тонн. Если же – роботов, то будет выпущено 6000 штук. Конечно, роботы и масло могут производиться и одновременно. Так как ресурсы ограничены, то при росте производства роботов придется сократить количество масла и, наоборот. Это показано в табл. 3.1 и на графике (рис. 3.1).

График показывает максимально возможное производство роботов и масла. Например, в точке С при производстве 10 000 тонн масла можно также произвести 3000 роботов. Если потребуется увеличить производство роботов до 5000 (точка D), производство масла придется сократить до 6000 тонн. Это означает, что производство 2000 дополнительных роботов (от 3000 до 5000) заставит отказаться от производства 4000 тонн масла (с 10 000 до 6000).

В данном примере правительство страны сделало выбор: пожертвовало маслом ради роботов. Масло трансформировалось в роботы. Поэтому кривая производственных возможностей AE называется кривой трансформации.

Предполагается, что в данной ситуации полностью использовались все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эффективна.

Если же допустить, что в стране безработица, а значит, недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться не на кривой трансформации, а где-то внутри кривой – в точке Х. Это свидетельствует о неудачном использовании ресурсов и неэффективности экономики. Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей экономической системы.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости (англ. opportunity cost).

Альтернативная стоимость – это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен.

Выбор правительства стал альтернативным для одних товаров в ущерб другим.

В рассматриваемом случае альтернативной стоимостью потребления населения будет передовая промышленная технология.

Вывод. Каждое общество сталкивается с одной и той же проблемой – ограниченности ресурсов, т. е. своих возможностей.

А как обстоит дело с потребностями?

Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.

На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей – в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомобиля, консультация юриста или врача и т. п.).

Духовные потребности удовлетворяются занятием наукой, искусством, получением образования, нравственным совершенствованием и пр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

 

Таблица 3.1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал