Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции, напротив, предполагает отклонение от состояния равновесия. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией. В настоящее время основными формами монополистической конкуренции являются: • научно-техническое соперничество; • промышленно-производственное соперничество; •торговое соперничество. Таблица 8.1 Рыночные структуры и формы конкуренции В конечном счете проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой. Эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства, тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией. Начало антимонопольному законодательству было положено в США. Оно базируется на трех основных законодательных актах: Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах; Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ценовую дискриминацию, определенные виды слияний и др.; Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) запрещал «ножницы цен», ценовую дискриминацию и др. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами и контроль за слиянием компаний. В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако закон несовершенен и используется он недостаточно.
9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки Базовой формой предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики является фирма. Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает. Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансак-ционными (лат. transactio – сделка). Термин «трансакционные издержки» впервые применен лауреатом нобелевской премии Р. Коузом в статье «Природа фирмы», которая положила начало новой институциональной теории. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами, связанными с поиском информации о ценах, ведением переговоров, разработкой системы стандартов и контролем над ней, содержанием юридической системы, некорректным поведением партнеров и т. д. Классификацию трансакционных издержек привязывают к этапам заключения сделки. Издержки, возникающие до заключения сделки, называют ex ante, после заключения сделки – ex post. Они представлены в таблице. Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации с целью подавить рыночный механизм. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на трансакционных затратах, фирма вытесняет рынок. В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна административная «иерархия» (фирма), после – рынок. Размер фирмы зависит также от отрасли, технологии и т. д. С издержками обращения (трансакции) связана еще одна проблема – определение границ действия рыночных отношений. Уровень влияния друг на друга производства и обмена (трансакций) отражен в теореме А. Смита (XVIII в.) и теореме Р. Коуза (ХХ в.). Теорема А. Смита доказывает, что добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам. Развитие рынка и обеспечение выгод в процессе обмена товарами между фирмами достигается в результате специализации, основанной на разделении труда. За счет этого происходит увеличение объемов производства и масштабов обмена. Расширение обмена (Р. Коуз) сопровождается ростом трансакционных издержек. Возникает противоречие: за счет специализации издержки сокращаются, а за счет расширения территориальных границ рыночных отношений – растут, в результате чего выгоды от разделения труда могут быть сведены к нулю. Отсюда следует, что границы рыночных отношений выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений. Если права собственности субъектов обмена определены, то их отношения решаются без вмешательства государства. В противном случае растут издержки, связанные с помощью государства, что сужает границы рыночных отношений. В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения. Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом – дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы. Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Рост осуществляется за счет слияний и поглощений, т. е. путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации. Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification – разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами). Теории множественных целей главный упор делают на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии. В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы. Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различают два типа стратегии: оборонительную, наступательную. Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа. Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, новведений, освоения и заполнения рыночной ниши. Неудачная стратегия фирмы может привести ее к банкротству. Банкротство (итал. banko – банк, rotto – сломать) – это признанная судом или арбитражем абсолютная неплатежеспособность должника и неспособность его в связи с этим осуществлять экономическую деятельность с целью погашения долгов. Выходом из данной ситуации является либо распродажа имущества должника гласно на торгах, либо выкуп имущества и погашение долгов работниками данной фирмы. С этой целью по решению суда организуется ликвидационная комиссия. В России был издан в 1993 г. Указ Президента, а в 1994 г. Постановление о банкротстве. Закон преследует две задачи: или ликвидировать фирму, или помочь ей выжить. Для этого используется практика «санации». Санация (лат. sanatio – лечение, выздоровление) – это система мероприятий, осуществляемая по улучшению финансового положения фирмы с целью предотвращения ее банкротства или повышения конкурентоспособности. Санация может проводиться либо самим предприятием, либо другими, более сильными в финансовом отношении компаниями или банком. Институциональная теория, быстро распространяющаяся в России, описывает три типа фирм: в командной экономике, в рыночной экономике, в переходной экономике. Предприятие, действовавшее в командной экономике, было ориентировано не на максимизацию прибыли, а на выполнение плана с нормальной напряженностью. Распоряжения исходили от планового органа. Жесткая дисциплина выполнения плана достигалась тремя механизмами контроля: партийным, хозяйственным (через министерства) и советским (через исполнительные органы Советов народных депутатов). Механизмы же контроля плановых органов со стороны трудящихся отсутствовали. Поэтому плановый орган превращался в бесконтрольный бюрократический аппарат и получал возможность отождествлять свои интересы с интересами общества в целом. Предприятию централизованно «спускался» объем фондов и численность рабочей силы. Рабочая сила, как и всякий другой ресурс в командной экономике, дефицитна. Поэтому предприятие стремилось создать собственный запас ресурсов, в том числе и рабочей силы, в форме избыточной занятости. Но оно было не в состоянии обеспечить работой всех своих работников и потому выплачивало им уравнительную, фактически не заработанную ими заработную плату. Фирма, действующая в рыночной экономике, нацелена на максимизацию прибыли. Эту цель фирме задает не плановый орган, а акционеры. В свою очередь, размер прибыли всецело зависит от действий наемных менеджеров. Отношения менеджеров и работников строятся в рамках фордизма – системы принципов и правил организации труда, чьи корни уходят к экспериментам Генри Форда в период Великой депрессии 1929–1933 гг. Элементами этой политики являются: • высокий уровень оплаты труда, включающий индексацию зарплаты в зависимости от роста цен; • жесткая производственная дисциплина; • посредническая роль профсоюзов в конфликтных отношениях между работодателями и наемными работниками; • высокая степень ротации кадров между предприятиями одной и той же отрасли. Фирма переходной экономики качественно отличается от двух первых. Целевая функция такой фирмы не сводится ни к реагированию на административные команды, ни к максимизации прибыли. Предприятие ориентировано на выживание, на сохранение трудового коллектива. Наблюдается рассогласование формальной и реальной структуры собственности, допускающей размытость границ частной и государственной собственности. Формально приватизированное предприятие не зависит от государственного бюджета. Однако государство не готово идти на банкротство не выполняющих свои контрактные обязательства предприятий, что равносильно согласию государства взять часть дебиторской задолженности предприятия на себя. Для начала деятельности фирма должна иметь стартовый капитал. Стартовый капитал – это первоначально вложенный капитал плюс текущие затраты на начальное ведение производства. Источниками покрытия этих затрат могут быть как собственные средства, так и заемные. Собственные (внутренние) средства – это: • сбережения, образовавшиеся за счет прибыли; • деньги, предназначенные для амортизации; • капитал, поступающий от продажи акций и облигаций. Они составляют 60–70 % всех финансов предприятия. Заемные (внешние) средства – это банковский и коммерческий кредит. На их долю приходится 30–40 % всех финансов. Кредиты подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Последние возвращаются в течение одного года, первые – за более длительный срок. Но в обоих случаях размер кредита возвращается с процентом. Краткосрочные займы используются для покрытия ежедневных затрат по выплате заработной платы, покупке сырья и т. п. Долгосрочные займы в основном применяются при долгосрочных покупках оборудования, зданий и т. п. Краткосрочные займы имеют формы: • коммерческого кредита, который одна фирма предоставляет другой; • займов у финансовых институтов: банков или финансовых компаний; • займов у инвесторов (в основном у населения) через продажу им акций и облигаций, которые являются своего рода долговыми расписками фирмы, обязующейся вернуть деньги с определенным процентом.
|