Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек.
Когда фирма достигла такого соотношения, она не станет увеличивать производство, выпуск будет стабильным, отсюда и название «равновесие фирмы»: Р = МС = MR. На графике (рис. 12.1) оптимальный объем производства определяется на уровне пересечения кривых спроса на продукцию фирмы и предельных издержек: при цене Р1 – это Q1; при цене Р2 – это Q2; при цене Р3 – это Q Если же объем производства будет больше или меньше оптимального, прибыль станет меньше максимальной. Это правило максимизации прибыли верно не только для одной фирмы, но и для всей экономики. Вывод: экономика добивается максимальной экономической эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам. Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам. Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену (рис. 12.2).
Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение повысится, а цена упадет (рис. 12.3). Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности. На рынке несовершенной конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход (MR – marginal revenue). Существуют два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль. При первом способе сравнивают валовой доход и валовые издержки при каждом объеме производства (рис. 12.4). Там, где кривые TR и TC пересекаются (точка K), прибыль Р2 равна нулю. На тех отрезках, где кривая ТС располагается выше кривой TR, фирма терпит убытки (…). Между отрезками пересечения этих кривых, там, где кривая TR лежит выше кривой ТС, находится зона прибыли (\ \ \). Максимальная прибыль будет там, где имеется наибольшее расстояние между кривыми TR и ТС. При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход и предельные издержки. Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, не станут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции: если MR › MC, производство следует расширять, если MR ‹ MC, производство следует сокращать, если MR = МС, то фирма получает максимальную прибыль.
|