Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расцвет угольной промышленности Донбасса






 

Донецкий бассейн в 60-70-е годы давал в 8, 9 раза угля больше, чем остальные (Львовско-Волынский и Днепровский) угольные бассейны Украинской ССР и такое соотношение сохранялось практически на всем протяжении этого времени.

Перед угольной же промышленностью Донбасса в 60-70-тые годы двадцатого века стоял целый ряд задач: первой задачей являлось вхождение в новые экономические реалии, созданные «косыгинской» реформой.

Перевод угольный предприятий в УССР на новую систему планирования и экономического стимулирования проходил постепенно. Сначала на экспериментальную основу были поставлены отдельные угольные предприятия. В Украине эксперимент начали проводить с первого апреля 1966 года на шахте №6 комбината «Укрзападуголь» и на Центральной обогатительной фабрике треста «Луганскобогащение». И только после того, как экспериментальные предприятия дали положительный результат, на новую экономическую систему стали переводить и остальные угольные предприятия, в том числе и в Донбассе. В апреле 1969 г. – на новые формы хозяйствования перешел комбинат «Донецкуголь». А в июле 1969 г. – комбинаты: «Артемуголь», «Ворошиловградуголь», «Донбассантрацит» и трест «Павлоградуголь»

Традиционно начало «косыгинских» реформ относят к решениям сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, которые в последствии были конкретизированы в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства».

Суть новой системы планирования и экономического стимулирования состояла в том, что признавалось необходимым расширить хозяйственную самостоятельность промышленных предприятий. В связи с этим сокращалось число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими органами, ограничив их следующими показателями: общий объем реализуемой продукции в оптовых ценах, важнейшие виды продукции в натуральном выражении, общий фонд заработной платы, общую сумма прибыли и рентабельности, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, общий объем централизованных капитальных вложений.

Также устанавливалось, что предприятия самостоятельно решают вопросы производственно-хозяйственной деятельности, имея ввиду, при этом, обязательное выполнение заданий государственного плана, и в частности: планировать объем производства, детальную номенклатуру и ассортимент продукции на основе доводимых плановых заданий, планировать и осуществлять за счет нецентрализованных капитальных вложений мероприятия по совершенствованию производства, внедрению новых технологических процессов, методов и средств контроля; планировать производительность труда, численность работников и среднюю заработную плату, устанавливать наиболее рациональную структуру управления предприятием; использовать часть прибыли и другие средства, оставляемые в распоряжении предприятий на материальное поощрение работников, социально-культурные мероприятия и жилищное строительство, на развитие производства и совершенствование техники; определять наиболее рациональные формы материального поощрения, условия и размеры премирования на основе отраслевых типовых положений. Кроме этого, в соответствии с реформой, перестраивалась система ценообразования в угольной промышленности, которая заменила политику поддержания низких оптовых цен, политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета. Так же был перестроен принцип организационной структуры управления промышленностью: произошел отказ от Советов народного хозяйства и были восстановлены отраслевые министерства, в том числе и министерство угольной промышленности, как СССР, так и УССР.

Другой задачей, стоявшей перед комбинатами Министерства угольной промышленности УССР в 60-70-тые годы 20-го века было улучшение состояния технического парка угледобывающих механизмов. Одним из путей такого улучшения тогдашнему руководству Минуглепрома казалось увеличение показателей рационализации в угольной отрасли. Под рационализацией подразумевалось то, что многие рабочие угольных предприятий, наблюдая за работой шахтной техники, будут выдвигать свои предложения по поводу того, что надо улучшить показатели работы шахтных механизмов. Однако, кроме показателей чисто экономического характера рационализация преследовала и чисто пропагандистскую цель. Рационализация должна была продемонстрировать массовую заинтересованность горняков в улучшении работы техники. Это приводило к тому, что каждый десятый работающий в МУП УССР в 60-70 тые годы 20-го века числился или изобретателем или рационализатором. Патентно-лицензионные службы были завалены «рационализаторскими» предложениями из которых настоящую ценность представляли только единицы. Например, в 1970 году из 44640 поступивших от изобретателей предложений было только 375 и, не смотря на то, что в 1970 году изобретено было меньше, чем в 1967, 1968 и 1969 гг., средств, ассигнованных из Госбюджета и затраченных на работу по рационализации было больше, чем в предыдущие годы.

Также необходимо отметить, что одним из направлений улучшения показателей производительности труда подразумевалось стимулирование движение передовиков-ударников. Тем более, что «косыгинская» экономическая реформа, с ее идеей финансового вознаграждения за ударную работу, способствовала еще более сильному развертыванию движения передовиков. С помощью этого движения, руководство Минуглепрома пыталось поднять энтузиазм горняков, повысить трудовые показатели и производственную дисциплину. Были передовики и в угольной отрасли Донбасса. Наиболее известен в то время в шахтерской среде Герой Социалистического труда, Полный кавалер знаков «Шахтерская слава», депутат Верховного Совета СССР, член Центрального Комитета Компартии Украины, член донецкого обкома партии, Лауреат Государственной премии, бригадир проходческой бригады шахты №5 бис «Трудовская» треста «Петровскуголь» Иван Иванович Стрельченко. Именно в период 8-й пятилетки бригада Стрельченко добилась того, что выдавала на поверхность свыше 1000 тонн угля в день. И поэтому, Стрельченко обратился с призывом ко всем комплексно-механизированным бригадам страны – добывать каждой «железной лавой» не менее 1000 тонн угля в сутки.

Почин поддержали горняки Кузбасса, Караганды, Воркуты, Подмосковья, угольных бассейнов других социалистических стран. Инициатива донецкого шахтера вылилась в мощное рабочее движение, ускорившее техническое перевооружение угольных предприятий и умножившее число новаторов.

Однако, кроме позитивных моментов, наличие передовиков имело и негативные стороны. Зачастую целые предприятия были сориентированы на работу какого-нибудь передового забоя, участка или бригады в ущерб работе целого предприятия. К тому же наличие ударников и победителей соцсоревнований приводило к тому, что руководство предприятий всячески старалось завысить результаты «своих» передовиков, что в определенной мере искажало данные об экономической ситуации в целом по стране, поскольку свои передовики и ударники имелись в разных отраслях социалистической экономики.

Нужно отметить, что большинство задач. Поставленных перед Министерством угольной промышленности УССР было выполнено. Был выполнен план добычи угля, производительности труда и автоматизации производственных процессов. Этих успехов удалось добиться благодаря запуску в отрасли новых экономических форм, четкой централизации управленческого аппарата, а также использования хотя и ослабевшего, по сравнению с предыдущими годами, энтузиазма работников угольной отрасли.

В период 1966-1979 г.г. СССР был единственным государством на земном шаре, которое могло быть полностью самообеспеченным материально-сырьевыми ресурсами, в том числе и углем, даже в военное время. Советский Союз располагал 55% мировых запасов угля. При этом на европейскую часть СССР, где находился и Донбасс, геологические запасы топлива составляли 20% общесоюзных. Общие же запасы каменных и бурых углей в СССР в 60-70 тые годы 20-го века исчислялись количеством в 6800 млрд. тонн, в том числе в промышленных кондициях – 5800 млрд. тонн.

Угольная промышленность УССР была составной частью угольной промышленности СССР. Украина занимала второе место в СССР (после России) по запасам угля (15, 4%) и первое место по его добыче (35% от общесоюзной добычи). Удельный же вес добычи коксующихся углей республики в общей добыче их по СССР составлял 45-50%. Из общих геологических запасов углей УССР, каменные угли составляли 94, 5%, бурые 5, 5%28.

По объему угледобычи УССР превосходила практически все капиталистические страны, уступая лишь США и ФРГ. В недрах Украины находились большие запасы разнообразных углей. От наилучших антрацитов и высококачественных коксующихся видов бурого угля. На начало 1965 г. общие запасы угля в УССР составляли около 36 млрд. тонн, в том числе запасы угля, пригодного для коксования – 17 млрд. тонн.

Угледобыча в Украинской ССР была сосредоточена в трех угольных бассейнах (Львовско-Волынском, Днепровском и Донецком).

Донецкий бассейн (Донбасс) располагался на юге европейской части СССР. В границах 1966-1970 г.г. площадь бассейна составляла 60 тыс. км. Бассейн был вытянут в длину на 650 км при максимальной ширине до 200 км. Донбасс располагался на территории Харьковской, Полтавской, Днепропетровской, Донецкой, Луганской областей УССР и Ростовской области РСФСР. При этом различают разные экономико-исторические районы: Старый Донбасс (район выхода карбоновых пород на дневную поверхность площадью в 23 тыс. км2) и лежит в пределах Донецкой, Луганской областей УССР и Ростовской области РСФСР; Новый Донбасс – территории недавно освоенных для 8-й пятилетки угольных месторождений; Западный Донбасс – территории угольных месторождений в Днепропетровской, Харьковской, Полтавской областях; Большой Донбасс – включал в себя все территории, носившие название Донбасс (Старый, Новый, Западный).

Несмотря на то, что по запасам угля Донбасс все таки некоторым другим угольным бассейнам, он сохранял лидирующее место по добыче как в СССР, так и в УССР. Угольная промышленность давала в период 60-70 тых годов 20-го века четверть валовой продукции региона.

Благодаря экономической реформе и росту качественных и количественных показателей угольной промышленности Советского Союза удалось достичь в 1969 году отметки 600 миллионов тонн угля, добытых за год и прочно занять первое место в мире по объему добычи этого вида

Относительно бытовых условий шахтеров Донбасса 60-70-тые годы были возможно одними из самых удачных периодов в истории региона.

По пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 – 1970гг. было предусмотрено повышение заработной платы рабочих и служащих за пятилетие в среднем не менее чем на 20%. Однако, в угольной отрасли этот показатель был еще выше. Только за 10 лет (1958 –1968) зарплата выросла на 35%. При этом 63, 5% увеличения всей основной заработной платы было обеспечено за счет роста прямой оплаты, 31, 6% - за счет роста премиальных выплат. Причем, следует отметить, что в 60-е и 70-е годы премии начинают играть более обширную роль в стимулировании труда рабочих. Рабочий по добыче угля в среднем за месяц получал премиальными почти 30 рублей. Выросла так же и средняя дополнительная зарплата, причем более 80% ее роста произошло за счет возросших выплат отпускных и вознаграждений за выслугу лет. Увеличение заработной платы горняков соответственно подняли покупательный уровень в шахтерских регионах СССР в том числе и в Донбассе. В 1970 г по сравнению с 1965 г. в Донбассе потребление мяса в расчете на человека увеличилось на 17%, молока и молочных продуктов на 34%, рыбы и морепродуктов на 22%, фруктов и ягод на 50%.

Другим важным прорывом в социально-бытовой сфере угольщиков стал переход на пятидневную рабочую неделю. Во время болезни шахтеры в этот период стали получать заработную плату в размере среднего заработка. Подземным рабочим предоставлялся ежегодно оплачиваемый месячный отпуск, а занятым на поверхности – трехнедельный. Работающим в силикозоопасных забоях предоставляли дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до двух недель.

В период застоя для шахтеров были установлены льготные условия и для получения пенсии. Подземным рабочим пенсионный возраст устанавливается с 50 лет (при желании они могли продолжать работать, получая 75% установленной пенсии): пенсионный возраст для рабочих шахтной поверхности устанавливался с 55 лет для мужчин и с 50 лет для женщин. Рабочим выдавали бесплатную спецодежду и обувь. В 60-70-е годы продолжался расширяться жилой фонд предприятий Министерства угольной промышленности. Он достиг цифры в один миллион квартир, в которых проживало свыше 3, 5 млн. чел. Кроме того, шахтеры получали долгосрочные ссуды от государства для постройки собственного жилья. В таком жилье проживало около 10% горняков.

Шахтеры обеспечивались бесплатным медицинским обслуживанием, дополнительно на каждом предприятии имелись медицинские пункты, фотарии и ингалятарии, а на шахтах с числом подземных рабочих более 1000 человек были оборудованы подземные медицинские пункты для оказания первой помощи.

Горняков обслуживало 80 шахтерских туристических баз и 60 пансионатов. Среди шахтеров Донбасса были популярны пансионаты на берегу Азовского моря.

Так же внимание уделялось популяризации физкультуры и спорта в шахтерской среде. У горняков имелись команды по многим видам спорта, но особой популярностью пользовались футболисты общества «Шахтер», участвовавшие в чемпионатах СССР по футболу.

Период 60-70-х годов или так называемого «застоя» можно назвать наиболее благоприятным в истории развития угольной промышленности в послевоенный период истории Донбасса.

Руководству Минуглепома удалось более менее активизировать инициативу горняков для улучшения производственных показателей. Движение горняков и рационализаторов все-таки приносило свой положительный вклад в производительность труда.

Необходимо отметить, что период «косыгинской» реформой, принцип финансового вознаграждения работников за высокую производительность труда, уже к концу 70-тых годов начали превращаться в фикцию. В первую очередь из-за слабого контроля над системой финансового поощрения. Для многих директоров предприятий, в том числе и угольных «выбивание» премий и других форм поощрения для своего коллектива стало своеобразным «делом чести». Что в значительной мере ослабило стимулирующую роль материального поощрения.

Кроме того, в период «застоя» во главу угла всех производственных показателей ставилось количество, а не качество. Что в угольной отрасли приводило к неэкономным формам добычи угля. Разрабатывались в основном крупные и средние пласты угля, тонкие пласты попросту игнорировались, многие шахты закрывались не отработав полностью свой ресурс.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал