![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научить переживать и сопереживать - центр всей воспитательной работы с помощью искусства.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ПЛАН 1. Духовные и эмоциональные ценности – основа воспитания и обучения Предмет, цель, задачи курса Взаимосвязь курса с другими науками Вопросы для самопроверки 1. Что изучает «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»? 2. Каковы цели и задачи курса? 3. С какими науками взаимосвязан курс ТиТ РДДВ 3. На основе материалов любого автореферата кандидатской диссертации (тема исследования связана с проблемой художественно-творческого развития детей) приведите примеры методов научного исследования проблемы развития ребёнка средствами искусства и изобразительной деятельности. 1. ВОСПИТАНИЕ - комплекс технологий, направленных на целенаправленное ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (воспитание) или изменение личности (перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ПОПУЛЯЦИИ. В английском языке отсутствует аналог русскому слову «воспитание». Рус. «воспитывать» - на англ. - обучать, тренировать, ставить на ноги и т.д.). Воспитание связано с СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ РЕБЕНКА, то есть усвоение основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев. ПРОФЕССИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ (учителя), чья деятельность состоит исключительно в воспитании и обучении детей. Этим современные индустриальные общества принципиально отличаются от традиционных культур, где социализация детей проводилась всеми членами племени или деревни просто как часть обычной жизни общины. - ОБУЧЕНИЕ - (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками... Авторы всех современных концепций ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ считают, что их содержание д.б. непосредственно связано С МИРОМ ДУХОВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. - ЦЕННОСТЬ - важность, значимость, польза, ПОЛЕЗНОСТЬ чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками человека. Такое содержание несут в себе, прежде всего предметы эстетического цикла, которые обеспечивают ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. К этому циклу можно отнести и курс «Теория и технологии художественного развития детей». Предметы эстетического цикла должны прежде всего развивать СФЕРУ ЧУВСТВ человека. Развитие ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЧУВСТВЕННОСТИ - главное условием формирования ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ. Развитая чувственность даёт человеку возможность находить наиболее оптимальное решение в любой сфере деятельности, в любой области жизни. - ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ непосредственное ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах Большая роль в эстетическом освоении богатств духовной и материальной культуры, окружающей действительности; развитии творческих способностей, активности человека принадлежит ИСКУССТВУ, в т. ч. И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ. ИСКУССТВО — важнейшее СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений. В искусстве веками КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ духовно-практический и ценностно-эвристический опыт человечества. Искусство способно вводить ребёнка в мир природы, в мир характеров, окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности, в мир ощущения людей разных эпох и народов. И делает это лучше и легче, чем это могут делать научные дисциплины. Вводить ребёнка в мир искусства, как подчёркивает Б. П. ЮСОВ (ввел навыки «восприятие худ. образа, а не изучение», необходимо как можно раньше. Искусство нельзя «ВЛОЖИТЬ» в сознание, им нельзя «ВООРУЖИТЬ» точно так же, как мы «вооружаем» знаниями, умениями и навыками, его можно только ПЕРЕЖИВАТЬ. Научить переживать и сопереживать - центр всей воспитательной работы с помощью искусства. Детство - пора взросления. Сам ребёнок не в состоянии его завершить. На помощь должны прийти взрослые, передающие ему опыт, знания; формирующие его как личность. Воспитывает, формирует, развивает не программа, не метод, а личность педагога. «Слова учат, примеры влекут» (латинская пословица). В личности педагога важны такие её компоненты, как знания, профессиональное мастерство, духовный мир. «У педагогов, - подчёркивает В. А. Сухомлинский, - творение особое: - Человек». 2. Курс «ТиТ РДДВ» - самостоятельная отрасль знаний, входящая в систему педагогических наук. Эта наука, как и все другие, имеет свой предмет, цель, задачи. Предмет науки — закономерности развития личности ребёнка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности. Цель курса как учебной дисциплины: раскрыть пути художественно-творческого развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
|