Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементы налогообложения и их характеристика. Значение элементов налогообложения для реализации функций налогов.
ВНИМАНИЕ! СНАЧАЛА КОРОТКИЙ ОТВЕТ, ПОТОМ ПИШУ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ ПОПОДРОБНЕЕ, ЧТОБЫ ХОТЬ ЧТО-ТО ЗАПОМНИТЬ! К основным (обязательным) элементам налога относятся: а) субъект налогообложения (налогоплательщик) — лицо, на которое в соответствии со ст. 19 ПК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода; б) объект налогообложения — это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.); в) налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога. В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья); г) налоговый период — срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства; д) налоговая ставка — размер налога па единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов. Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся травные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу); с) порядок исчисления налога. Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода); ж) порядок уплаты налога, т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов: • направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд); • средства уплаты налога (в рублях, валюте); • механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.); • особенности контроля уплаты налога.
Элементы направлены на регулирование процесса и системы уплаты налоговых платежей, то есть тесно взаимодействуют с функциями налогообложения. ******ТЕПЕРЬ ПОДРОБНО****** Налог представляет собой обязательный, законодательно установленный платеж. Налоговое законодательство в обязательном порядке определяет не только налогоплательщиков, но и составные части налога, которые получили название " элементы налогообложения". Элементы налогообложения позволяют достигнуть ясности в понимании того, у кого и в каком случае возникает обязанность уплачивать конкретный налог, как рассчитать сумму налога, в каком порядке и в какой срок заплатить налог. Важность законодательного закрепления налогоплательщика и элементов налогообложения нашла отражение в норме ст. 17 НК. Согласно данной статье налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: 1. – объект налогообложения; 2. – налоговая база; 3. – налоговый период; 4. – налоговая ставка; 5. – порядок исчисления налога; 6. – порядок и сроки уплаты налога. Из содержания ст. 17 НК следует, что если в законодательном акте не будет определен плательщик налога или хотя бы 1 из элементов налогообложения, то налог считается не установленным и он не подлежит уплате. У налога есть обязательные элементы налогообложения (6 шт. перечислены выше) и необязательный элемент, к которому НК отнесены налоговые льготы. Если налоговым законодательством льготы по налогу не предусмотрены, то налог считается установленным и подлежит уплате. Если законодатель хочет, чтобы льготы по налогу были, то эти льготы должны быть установлены законодательно. Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение. 1.Объект налогообложения предназначен для того, чтобы определить, в каком случае, при каких обстоятельствах у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать тот или иной налог. Согласно ст. 38 НК объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физ. характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, объект налогообложения – это юрид. обстоятельство, действие или юрид. факт, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает необходимость уплатить налог (сбор). Например, в налоге на прибыль объектом налогообложения признается факт получения прибыли. Если организация-налогоплательщик вместо прибыли получила убыток, то у нее нет объекта налогообложения и она не обязана уплачивать налог на прибыль. В последующем, когда организация получит прибыль, у нее возникнет объект налогообложения, а следовательно, и обязанность уплатить налог на прибыль организации. В акцизах объектом налогообложения признается факт реализации подакцизного товара, который произведен налогоплательщиком (организацией, ИП). В транспортном налоге объектом налогообложения является факт регистрации транспортного средства на имя налогоплательщика (организации или физ. лица). 2.Налоговая база позволяет определить ту величину, к которой будет применена налоговая ставка (величину, на которую следует умножить налоговую ставку для определения суммы налогового платежа). Согласно ст. 53 НК налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Различие объекта налогообложения и налоговой базы можно показать на следующих примерах. Объектом налога на имущество физ. лиц согласно российскому налоговому законодательству является факт владения имуществом физ. лицом (например, владение квартирой), а налоговой базой признается инвентаризационная стоимость квартиры (стоимость, которую определяют бюро технической инвентаризации). В транспортном налоге налоговой базой признается мощность автомобиля в лошадиных силах. Выбор налоговой базы, определение порядка ее исчисления играют важную роль реализации фискальной и регулирующей функций налогов. Например, переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой при исчислении налога на имущество физ. лиц приведет к росту поступлений данного налога. Однако уплата налога от кадастровой стоимости квартиры, жилого дома или дачи сделает этот налог более тяжелым для многих граждан. 3.Налоговый период позволяет ответить на вопрос о том, за какой отрезок времени налогоплательщику необходимо рассчитать сумму налога. В соответствии со ст. 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из 1 или нескольких отчетных периодов. По итогам отчетных периодов налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей, а не суммы самих налогов По налогу на прибыль организаций, НДФЛ, имущественным налогам налоговый период устанавливается длительным, а именно календарный год, т.к. величина прибыли очень динамична в краткосрочном периоде. Доходы физ. лиц могут быть весьма разнообразными по видам (зарплата, дивиденды по акциям, процентные доходы по вкладам в банках и др.) и подвижными по величине в течение года. По акцизам и НДС налоговый период устанавливается очень коротким: календарный месяц (по акцизам) и квартал (по НДС). Объемы реализации довольно просто исчисляются по результатам каждого месяца, и государство получает возможность регулярных поступлений налогов в бюджет. 4. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК). НК предусмотрены 3 формы налоговых ставок: – твердая, или специфическая; – адвалорная, или процентная; – комбинированная (налоговая ставка сочетает твердую и адвалорную формы). Твердая форма налоговой ставки означает, что ставка установлена в руб. за какое-то количество. Например, ставка акциза на пиво крепостью от 0, 5% до 8, 6% (в 2014 г.) составляет 18 руб. за 1 л. Ставка транспортного налога по легковым автомобилям с мощность двигателя от 100 до 150 л.с. – 3, 5 руб. за одну л.с. Адвалорная ставка – это налоговая ставка, установленная в процентах от налоговой базы. Например, ставка налога на прибыль организаций составляет 20% от фактически полученной прибыли; ставка НДС – 18% от стоимости реализованных товаров, работ (услуг). Комбинированная налоговая ставка сочетает в себе твердую и адвалорную формы. Например, налоговая ставка акциза по сигаретам и папиросам составляет 800 руб. за 1000 шт. + 8, 5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 штук). 5.Порядок исчисления налога отвечает на вопрос: " Кто должен рассчитать сумму налога? ". Статья 52 НК предусматривает 3 возможных варианта порядка исчисления налога: – 1.налогоплательщик (далее – НП) самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не установлено НК. Такой порядок исчисления налога известен в теории налогов как способ уплаты налога по декларации; – 2.обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента. В теории налогов такой порядок исчисления налога известен как способ уплаты налога у источника выплаты дохода; – 3. в определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. -1.Правовое определение налоговой декларации закреплено ст. 80 НК. Согласно данной статье налоговая декларация (далее – НД) представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в эл. форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной эл. подписи, НП об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о др. данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Российские организации обязаны самостоятельно исчислять налоги на основе декларации. НП, которые в соответствии с НК должны уплачивать налог по декларации, обязаны представлять НД по каждому налогу, подлежащему уплате этим НП. НД представляется в налоговый орган (далее – НО) по месту учета НП (плательщика сбора, налогового агента) но установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК должны прилагаться к НД. НП вправе представить документы, которые в соответствии с НК должны прилагаться к НД, в электронной форме. НП, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек, представляют НД по установленным форматам в электронной форме. НД может быть представлена НП в НО лично, или через представителя, или направлена в виде почтового отправления (подана по почте) с описью вложения, или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. НО не вправе отказать НП принять представленную им НД, если она соответствует установленной форме (п. 4 ст. 80 НК). По просьбе НП НО обязан проставить на копии НД отметку о ее принятии и дату получения декларации. Если НД представлена по телекоммуникационным каналам связи, по просьбе НП НО обязан передать НП квитанцию о приеме. НД должна быть представлена НП в НО в установленные налоговым законодательством сроки. Днем представления НД при отправке ее по почте считается дата отправки почтового отправления (дата на почтовом штемпеле). При подаче НД по телекоммуникационным каналам связи днем ее отправления считается дата отправки. -2.Широкое использование в практике налогообложения (и особенно в практике налогообложения доходов физ. лиц) порядка исчисления налога налоговым агентом имеет веские причины. Данный порядок исчисления налога обеспечивает равномерность налоговых поступлений в бюджет. Для многих физ. лиц психологически легче уплачивать налог ежемесячно небольшими суммами, чем уплатить в конце года по итогам НД всю годовую сумму налога. Физ. лица не обладают необходимыми знаниями и навыками для расчета налогов. Многим из них трудно заполнить НД. Налоговый агент, имеющий профессиональных бухгалтеров, выполнит за НП – физ. лицо его обязанность по исчислению налога более грамотно и эффективно. При использовании порядка исчисления налога налоговым агентом значительно сокращается круг лиц, которых необходимо контролировать на предмет соблюдения норм налогового законодательства (налоговых агентов гораздо меньше, чем НП – физ. лиц). Тем самым уменьшается объем средств на обеспечение работы НО. -3. Исчисление налога налоговым органом. На НО возложена обязанность но исчислению для физ. лиц таких налогов, как налог на имущество физ. лиц, земельный налог и транспортный налог. Переложение обязанности по исчислению указанных налогов с физ.о лица на НО также имеет объективные причины. И дело не только в том, что у физ. лиц не хватает знаний и навыков по исчислению налогов. Использование данного порядка исчисления налога значительно сокращает расходы на налоговый контроль. Организация контроля правильности исчисления всеми физ. лицами указанных налогов потребует колоссальных средств. Расходы на содержание НО в этом случае превысят суммы поступлений от указанных налогов. 6. Такой элемент, как сроки уплаты налогов и сборов, отвечает на вопрос: " Когда налогоплательщик должен заплатить налог? ". В соответствии со ст. 57 НК сроки уплаты налогов (сборов) определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Например, срок уплаты НДС определяется календарной датой. НДС должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. По доходам, выплачиваемым НП в виде дивидендов по акциям, налог на прибыль, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом в течение 10 дней со дня выплаты дохода. В этом случае мы имеем дело со сроком уплаты налога, определяемым истечением периода времени. Срок уплаты гос. пошлины определен действием, которое должно произойти. Так, например, при обращении за выдачей документов гос. пошлина должна быть уплачена до выдачи документа. В случае нарушения установленного НК срока уплаты налога (сбора) НП обязан уплатить пеню. Так, в соответствии со ст. 75 НК пеней признается денежная сумма, которую НП должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Размер пени определяется в % от неуплаченной суммы налога или сбора. % ставка пени принимается = 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. При этом пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора). Порядок уплаты налогов и сборов отвечает на вопрос о технических приемах уплаты налога. Статья 58 НК предусматривает, что уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Налог может быть уплачен разово в объеме всей суммы налогового платежа либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, налог на имущество физ. лиц уплачивается в 2 срока равными суммами). Подлежащая уплате сумма налога должна быть уплачена НП или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии с НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. · Налоговые льготы позволяют уменьшить сумму налогового платежа для отдельного НП или отодвинуть для него сроки уплаты налога на более позднюю дату. Льгота представляет собой преимущество, которое законодательство предоставляет НП с целью смягчения для него налоговой нагрузки. Согласно ст. 56 НК льготами признаются предоставляемые отдельным категориям НП и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими НП или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Выделяют следующие виды налоговых льгот: – освобождение от уплаты налога; – налоговые изъятия; – налоговые скидки; – понижение налоговой ставки; – налоговые каникулы; – изменение срока уплаты налога.
|