Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семейные конфликты и их рационализация
Нередко в семьях возникают конфликты. Под конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного (неразрешаемого) противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт. Конфликты между родителями и детьми могут быть по различным причинам: ситуации, когда правы родители; ситуации, когда правы дети; ситуации обоюдной неправоты. Ситуации, когда правы родители. Такого рода ситуации связаны обычно с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - с аморальными поступками. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, они стараются объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в мотивах стремлений детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, могут быть (и обычно бывают) искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны понять их. При всей правоте, родителям полезно знать, что исследователи зафиксировали чреватые конфликтами психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения; различие характеров; отрицательные эмоции. Ситуации, когда правы дети. Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей. Особенно болезненно реагируют дети на нарушение, на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется отсутствием общей культуры. Острые конфликты могут возникнуть из-за эмоциональной глухоты родителей, дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, непонятных взрослым. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями - многолетней детской обидой, вносящей разлад в отношения детей и родителей. Ситуации обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии " глухой обороны" сначала в эпизодические " контрнаступления", а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в наступление по всему " фронту" отношений. Пусть достаточно редко, но возникают и такие ситуации, когда в семье царит полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии. 1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. А значительное большинство родителей приступает к этому архисложному делу, не имея о нем сколько-нибудь педагогических представлений. 2. Жестокие, варварские методы воспитания, в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Приходит полное отчуждение и вражда. В отношениях родителей и детей должны быть рациональные условия. Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки. Первая и главная из них - разумная организация семьи. Совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для оптимальных взаимосвязей родителей и детей. Воспитание детей требует от родителей педагогического такта, учета их эмоционального состояния, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия. Важным моментом в жизни ребенка является поступление в школу. Меняется ритм жизни, окружающая среда. Именно в этот период решается задача быть или не быть творческой личности.
|