Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнеторговая политика России в условиях мирового финансового кризиса: цели, задачи по ее успешной реализации.






Важным вопросом в условиях кризиса является необходимость предотвратить сокращение международной торговли. Кроме того, каждая страна вынуждена поддерживать свою экономику теми инструментами, которые имеются у нее в распоряжении. Хорошей иллюстрацией этого тезиса является опыт стран ЕС по поддержке своих банковских систем: одни страны существенно увеличили объем покрытия банковских депозитов, в то время как другие страны ЕС оставили условия для вкладчиков своих банков без изменений. В целом сокращение международной торговли в 2009 году прогнозируется на уровне 2 %. Продолжение экономического кризиса в мире сделает угрозу дальнейшего сжатия торговых операций вполне реальной. Мировой опыт показывает, что развитие или сжатие междуна- родной торговли является важным определяющим условием для развития международной интеграции на финансовом уровне. В ответ на бегство капиталов, дестабилизацию валютных рынков многие страны, скорее всего, введут ограничения на движение капитала. Сокращение оборотов внешней торговли будет означать растущую вероятность того, что многие страны попытаются ограничивать движение по капитальному счету.

Безусловно, сворачивание международной торговли и ограничения на движение капиталов – это сценарий, который реализуется в том случае, если центральным банкам не удастся предотвратить

дефляционный сценарий. Все усилия экономической политики США на данный момент направлены на то, чтобы сохранить инфляционные тренды. Если это удастся, то курс доллара опять начнет снижаться, цены на сырье расти, а капиталы опять развернутся в сторону стран развивающихся рынков.

В моду вошла теория декаплинга, в соответствии с которой развивающиеся рынки должны выступить «мотором», который остановит кризис и выведет страны из начавшейся рецессии. Однако в августе– сентябре 2008 года кризис из финансового перерос в экономический и глобальный, охватив развитые и развивающиеся страны_


36. Таможенная политика России в условиях мирового финансового кризиса: цели, задачи по ее совершенствованию и успешной реализации.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.

Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:

Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России.

Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.

Стимулирование развития национальной экономики.

Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.

Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 4) относятся:

Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации.

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

Единство политики экспортного контроля.

Единство таможенной территории Российской Федерации.

Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.

Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Статья 2 ТК закрепляет, что в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. | Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России.

Проблемы таможенной политики России

Успехи или неудачи таможенной системы зависят от того, как сформулирована таможенная политика государства. В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Фискальный уклон таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможенная политика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствовала развитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности.

Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

1. участие в разработке и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

2. защита экономических интересов России; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

3. осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;

4. взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

6. ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

7. проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.


37. Развитие внешнеторговых отношений России со странами СНГ, специфика их таможенно-тарифного регулирования (с учетом влияния мирового финансового кризиса) (конкретизировать по странам СНГ).

Россия- естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на неё приходится свыше ¾ территории, почти ½ населения к около 2/3 ВВП. Сейчас Россия, с одной стороны, поддерживает связи с бывшими республиками СССР, а с другой завоёвывает мировой рынок, утверждает себя равноправный партнёр со странами дальнего зарубежья. Решение этих задач усложняется неэффективной структурой экономики России, отсталостью технологической базой производства, нерешенными социальными задачами.
Отношения России со странами – членами СНГ складываются по-разному. Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идёт между Россией и Белоруссией. Это объясняется высоким уровне разделения труда и взаимозависимости. Положительным результатом является заключение Договора о союзе России и Белоруссии, предусматривающей широкий круг интеграционных мер. Положительный эффект от реализации этого договора очевиден: с 1997г. товарооборот между Россией Белоруссией возрастает на 20-30%. Однако многие запланированные меры остаются нереализованными, возникают несогласованности в сотрудничестве. Причины в объективных трудностях перехода к единым нормам во внешнеэкономической, гражданско-правовой, административной и других областях, и в сопротивлении интеграции с Белоруссией влиятельной части российко-политической элиты по идеологическим соображениям.
С 1995г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. Позже к нему присоединилась Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства к унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Однако достигнутые договоренности неоднократно нарушались, объем необходимой работы не был выполнен, поэтому результаты оказались ниже планировавшихся.
В 1996г. образовался союз четырёх (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия), который охватывал сотрудничество в национальных и гуманитарных областях. Во взаимоотношениях этой интеграционной «четверки» есть позитивные сдвиги. В целом, однако, настоящего динамизма в сотрудничестве стран СНГ нет: нарастает груз нерешенных вопросов, сокращается взаимный товарооборот.
Многие страны еще в 1992г. предлагали создать механизм многостороннего клирина в рамках СНГ. Но эта идея не была реализована прежде всего из-за позиции России, которая имея положительный торговый баланс почти со всеми странами – членами СНГ, опасалась превратиться в кредитора поневоле, т.к. правительства этих стран были заинтересованы главным образом в получении из России дешевого топлива и кредитов.
Россия остается крупнейшим торговым партнером стран-членов СНГ. На нее приходится от 30-80% экспорта и импорта в торговле между бывшими советскими республиками Россия выступает как главный поставщик энергоносителей и электроэнергии в эти страны, что является важнейшей товарной группой её экспорта. В свою очередь Россия закупает в значительных количествах продовольствия, хлопок, уголь, железную руду, руду цветных металлов, тракторы, холодильники.
В ряде государств – членов СНГ возникла серьезная проблема дефицита торговых балансов. Даже с учетом доходов по статьям услуг (в основном плата России за транзит) дефицит текущих платежных балансов обычно привышал 10% ВВП, что в дальнейшем может оказать существенное дестабилизирующее воздействие на экономику этих стран, хотя в настоящее время дефицит покрывается притоком иностранного капитала.
Для России характерно постоянное большое позитивное сальдо торгового баланса, что представляет собой крайне редкое явление для стран, находящихся в тяжелом экономическом положении. Это является следствием большого топливно-сырьевого экспорта из России. К сожалению, это сальдо используется в основном не для инвестиций в России, а для ограничений бегства капитала из страны, истощающего ее экономику.
Торговые отношения осложняются неудовлетворительным функционированием платежного механизма (трудности валютных расчетов, частые платежи со стороны импортеров, длительные сроки прохождения платежей, нередкие нарушения контрактов и неотработанность системы санкций). По рейтингу платежеспособности подавляющее большинство частных предприятий стран СНГ входят в самую низкую, наиболее рискованную категорию.
Т.о Россия. Выступая правопреемницей СССР на мировой арене по праву претендует на высокое положение в мире, в частности, в СНГ. И хотя Россия утратила ведущие позиции СССР, она обладает значительным потенциалом, позволяющим ей занять достойное место в системе интеграционных процессов в СНГ.
Необходимо укреплять позиции России на мировых рынках, решить проблемы урегулирования внешней задолжности и, образуя новые союзы со странами-членами СНГ, обеспечивать точное выполнение соглашений и обязанностей всеми участниками для достижения максимального положительного результата от этих союзов.


38. Таможенная политика государства, механизмы ее реализации: отечественный и зарубежный опыт.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.

Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ5:

Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России.

Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.

Стимулирование развития национальной экономики.

Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

В Германии действует надежная нормативно-правовая база, регулирующая ее внешнеэкономические связи и защищающая интересы страны на этом направлении. Согласно Основному закону (Конституции) федеративной Республики Германия от 23.05.1949 г. Федеральное правительство обладает исключительной законодательной компетенцией в вопросах внешних сношений, валютного регулирования, таможенного и торгового единства территории. В его компетенцию подпадают также договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, товарооборот и платежные расчеты с зарубежными странами, включая вопросы таможенной и пограничной охраны.

Основой законодательства Германии, регулирующего порядок осуществления таможенной политики, являются:

Таможенный Кодекс;

Постановление об исполнении Таможенного Кодекс;

Постановление об осуществлении таможенной очистки;

Единый Таможенный тариф Европейского Сообщества;

Закон о таможенном управлении.;

Постановление о таможне, регулирующее порядок применение норм Таможенного Кодекса ЕС;

Важную роль в функционировании германского внутреннего рынка играет созданный государствами-членами ЕС таможенный союз, который характеризует наличие общей таможенной территории, единого таможенного тарифа, унифицированных правил таможенного оформления и единого подхода к регулированию таможенных вопросов. Таможенное регулирование отдельных вопросов, непосредственно действующее в Германии не на основании постановлений стран ЕС (в первую очередь применительно к товарам, подпадающим под Договор об образовании Европейского объединения угля, и стали), основано на национальном тарифном регулировании. Установленные в тарифе пошлины применяются только при импорте товаров из третьих стран. При перемещении товаров в свободном обращении из других стран Европейского Союза таможенные пошлины не взимаются. Роль главного инструмента в таможенной политике Германии принадлежит Таможенному тарифу, который основывается на международном соглашении о гармонизированной системе обозначения и кодирования товаров, содержащей товарные обозначения с кодами и таможенными ставками. К числу экономических инструментов внешнеэкономической политики Германии наряду с таможенно-тарифным относится также налоговое регулирование. Речь идет о внутренних налогах, взимаемых таможенными органами, а именно: акцизах и налоге на ввозимые предметы потребления, составляющих значительную долю госбюджета ФРГ. Удельный вес акцизов в общих налоговых поступлениях 12%.
В Германии действует единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Германии.

В качестве правовой основы таможенного регулирования в Германии выступают источники права ЕС. В частности: Таможенный кодекс; постановление о порядке исполнения Таможенного кодекса; постановление об осуществлении таможенной очистки; Единый Таможенный тариф ЕС; источники национального законодательства ФРГ, это: Закон о таможенном управлении от; Таможенное постановление, регулирующее порядок применения норм Таможенного кодекса ЕС.

Таможенная политика обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите рынка Германии и стимулирует развитие национальной экономики.


39. ТТР внешнеторговых отношений России в условиях вступления в ВТО, его специфика и особенность (с учетом влияния мирового финансового кризиса).

После вступления в ВТО торговая политика и правила торговли России станут более прозрачными, и будут приняты меры по либерализации торговли. Это поможет наладить двустороннюю торговлю. Понижение тарифов – ключевое условие для вступления России в ВТО. Именно этого с большим нетерпением ожидают зарубежные экспортеры. Вокруг вступления России в ВТО были и напряженные споры. Весьма распространено мнение о том, что членство России в организации скажется на отраслях экономики, поддерживаемых государством: сельском хозяйстве, легкой промышленности, машиностроении и других. Россия сделала правильный шаг, который не только поспособствует повышению конкурентной способности страны, но и укрепит ее влияние на мировом рынке. Более двадцати лет Россия пытается вступить во ВТО. Переговоры вел сначала СССР, теперь Россия. Переговоры о присоединении России к ВТО свидетельствуют о необходимости сближения внешнеторгового законодательства с мировой торговой практикой и положениями документов ВТО, что вполне отвечает интересам российских экспортеров и импортеров. И некоторые шаги на этом пути уже сделаны. Среди них и принятие нового таможенного кодекса. Теоретически приобретения, которые может получить Россия от присоединения к ВТО, заключаются в следующем. Это выход в унифицированное пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других документов ВТО. Россия получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. Вступление будет способствовать внедрению во все сферы нашей экономики современных методов менеджмента, международных стандартов в широком смысле, создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны, формирование общероссийского рынка, привлечение иностранного предпринимательского капитала. Присоединение России к ВТО неизбежно приведет и к некоторым потерям. Первое – защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена в случае значительного облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг, чего добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО. Второе – снижение импортных пошлин может оказаться весьма серьезным ударом по федеральному бюджету. Третье – членство в ВТО ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт. И, наконец, четвертое – вступление в ВТО может осложнить продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, особенно в рамках Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза имеется договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, переговорный процесс продвигается неодинаковыми темпами, и велика вероятность того, что принятые одними странами обязательства окажутся неприемлемыми для других членов Таможенного союза и СНГ в целом. В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к ВТО, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Принятие нового Таможенного кодекса РФ заложило правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками. Таможенная служба РФ становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы РФ отодвигается в ряд прочих приоритетов. Правильное построение эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентной способности страны, но и содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий. Принципиальные изменения в таможенном регулировании, предусмотренные Таможенным кодексом РФ, обуславливают необходимость проведения работы по обеспечению единообразного применения таможенного законодательства РФ должностными лицамитаможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности навсей территории России.Отказ от избыточного таможенного администрирования являетсяважнейшим фактором формирования нормального делового климата в России для создания благоприятных условий в областивнешнеэкономической деятельности.


40. Экспортные операции России: тенденции роста и структурные изменения, механизм поддержки экспортеров.

Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. За рубежом для реализации финансовых мер поддержки экспорта созданы специализированные институты - экспортные кредитные агентства, экспортно-импортные банки. Чаще всего ресурсная база таких организаций формируется за счет средств государственных бюджетов, а также за счет собственных и привлекаемых средств.

Что касается Российской Федерации, то до последнего времени мерам финансовой поддержки экспорта не уделялось достаточного внимания, и, в основном, государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции осуществлялась в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества, что затрагивало лишь небольшую долю общего объема промышленного экспорта.

В этой связи в 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства. Российской Федерации Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию.

Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:

Гарантийная поддержка (государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций);

Возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам;

Долгосрочное экспортное кредитование.

Федеральным законом предусмотрено ежегодное выделение следующих средств на 2 первых механизма поддержки экспорта:

2 млрд. долларов США на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции;

3 млрд. рублей на цели субсидирования части процентных ставок.

Кроме того, в соответствии с постановлением выделено дополнительно 6 млрд. рублей на субсидирование экспортерам высокотехнологичной продукции и 2, 5 млрд. рублей на возмещение части затрат российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях направленным на технологическое перевооружение.


41. Импортные операции России, инструменты таможенного регулирования импортозамещения высокотехнологично продукции.

Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведёнными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование производств внутри страны.

Помимо косвенных инструментов импортозамещения, т. е. тарифных и нетарифных ограничений, в стране проводится целенаправленная политика создания производств, непосредственно конкурирующих с импортом, основу которой составляют ежегодные государственные программы импортозамещения.

ООО «Газпром комплектация» совместно с производственными Департаментами ОАО «Газпром», проектными организациями газовой отрасли и дочерними обществами сформировало перечень импортной продукции, рекомендуемой ОАО «Газпром» для освоения отечественным производителям.

В регионах России налажено взаимодействие с администрациями субъектов РФ, организациями, объединяющими производителей нефтегазового оборудования и материалов, и промышленными предприятиями. Для решения поставленных задач сформированы совместные рабочие группы, призванные содействовать максимальному использованию научного, технологического и производственного потенциала регионов России в интересах развития нефтегазовой отрасли.

В рамках программы импортозамещения специалисты «Газпром комплектация» сотрудничают с отечественными производителями по вопросам подготовки технической документации, изготовления опытных образцов, проведения испытаний, сертификации, серийного освоения продукции.

Планируется продолжить работы по созданию отечественных аналогов, начатые на российских предприятиях в предыдущие годы, а также привлечь научно-производственный потенциал ранее незадействованных предприятий.


42. ТТР импорта и направление его совершенствования.

Усиливаются негативные тенденции во внешней торговле, как в ее структуре, так и в величине экспортной и импортной квот: за рубеж уходят невосполнимые ресурсы, а качество импортной продукции, поступающей на внутренний рынок, снижается. К настоящему времени объем импорта достиг угрожающих размеров, что ставит под удар экономическую безопасность России. В связи с этим, вопросы реформирования внешнеторговой сферы стоят особенно актуально. Чаще всего аргументом в пользу введения импортных тарифов в России является тезис о защите отечественной промышленности от иностранной конкуренции, что является достаточно обтекаемой формулировкой. основной причиной, которой можно оправдать существующий высокий уровень пошлин - это защита не столько отечественной промышленности, сколько национальной безопасности, в том числе и экономической безопасности, престижа страны, которая, в конечном итоге, побуждает стимулировать отечественное производство. Второй причиной применения высоких ставок таможенных пошлин является тот факт, что таможенные тарифы в России обеспечивают более 30% бюджетных доходов. Наиболее эффективным методом регулирования импорта в Россию для повышения ее экономической безопасности является таможенно-тарифное регулирование, хотя, значение других методов также нельзя недооценивать. Импортная таможенная пошлина, не являясь налогом, а лишь принимающая форму налога, может, в тоже время, выполнять фискальную и регулирующую функции.В рамках сформулированного подхода к сущности таможенной пошлины требуют переосмысления и некоторые другие аспекты таможенно-тарифного регулирования импорта. Учитывая большую территориальную протяженность нашей страны, принцип единства ставок таможенных пошлин на всем таможенном пространстве может рассматриваться как дискуссионный. Одновременно использование тарифных льгот необходимо свести к минимуму, подобные меры должны стать действенным инструментом по получению встречных уступок со стороны стран-партнеров. Россия не может себе позволить в настоящий момент предоставлять льготы странам в одностороннем порядке, тем более что именно развивающиеся страны чаще всего выступают инициаторами дискриминационных действий по отношению к России. Кроме того, в рамках нашего подхода к пониманию сущности таможенной пошлины, льготы или освобождение от ее уплаты по товарам, имеющим аналоги в стране ввоза, противоречит методологическому принципу установления таможенной пошлины, ставя импортные товары в более привлекательные условия, чем отечественные. Для развивающихся и наименее развитых стран можно предложить лишь освобождение от уплаты таможенной пошлины для товаров, аналогов которым в России не производиться. Объем поступающего в страну импорта состоит из трех элементов: официального импорта, нелегального импорта и легализованного таможней импорта.
Пересмотр таможенных пошлин и налогов на импортируемые товары целесообразно осуществлять на основе тщательного анализа состояния национальной экономики, динамики национальных и мировых издержек, цен: мировых, производителей-поставщиков импортной продукции, отечественных производителей аналогичной продукции и реально складывающихся цен на внутренних рынках, потребностей страны и возможностей замещения импортируемой продукции продукцией отечественного производства. Другие направления развития и структуризации таможенного тарифа должны включать: оптимизацию ставок ввозных таможенных пошлин с целью повышения собираемости таможенных платежей; приведение специфических составляющих комбинированных пошлин в соответствие с адвалорными составляющими; расширение масштабов использования комбинированных тарифных ставок и сезонных ставок; снижение импортных пошлин на сырье для производства продовольственных товаров, снижение пошлин на импорт некоторых товаров (оборудования, лекарственных препаратов), которое в России не производится или производится в ограниченном количестве, а также товаров, способствующих развитию производства в России, с одновременным повышением пошлин на изделия, аналоги которого производятся российскими предприятиями. Наиболее приемлемым способом реформирования тарифной системы являются частичные пересмотры ввозных и вывозных пошлин, что позволяет своевременно принимать решения об их уровне, когда подобные меры диктуются внутренними и внешними причинами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал