Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды гимнастикиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Спортивная гимнастика – система упражнений, которая требуют определенной подготовки и физической силы, поскольку в них входят достаточно сложные элементы. Она является одним из наиболее древних видов спорта. В перечень программ олимпийских игр гимнастика вошла в 1896 году. На сегодняшний день этот вид спорта пользуется большой популярностью. К спортивным видам относят: акробатическую, художественную, спортивную и командную гимнастику. Рассмотрим каждый вид спорта спортивной гимнастики: Акробатическая. Подразумевает выполнение определенных упражнений, которые основываются на сохранении равновесия и выполнении вращений. В общем, есть 3 группы упражнений: прыжки, упражнения в паре и группе. Художественная. Спортсмены выполняют различные упражнения под музыку. Допускается использование таких предметов: ленты, мяча, обруча и др. Этот вид гимнастики развивает отличную гибкость, координацию, а также улучшает состояние всех мышц. Спортивная. Спортсмены соревнуются на определенных снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. Виды снарядов спортивной гимнастики: вольные упражнения, конь, кольца, опорный прыжок, брусья, перекладина и бревно. Командная. Состязания проводятся среди женщин, мужчин, а также в смешанных командах, в которых может находиться от 6-ти до 12-ти человек. Родиной этого направления является Скандинавия. Соревнования проводятся по определенным правилам, а также существует много требований от судей, которым непременно необходимо следовать. Они касаются как правильного выполнения упражнений, так и внешнего вида спортсмена.
Технические средства обучения (ТСО) в физическом воспитании — это системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Современные требования к организации урока в школе настолько высоки, что без специальных технических устройств и приспособлений учителю физического воспитания трудно интенсифицировать учебный процесс и добиться хороших результатов. За последние годы использование многообразных технических средств на уроке и внеклассных занятиях приобрело массовый характер, поскольку такие устройства и комплексы из них существенно помогают учителям формировать у школьников двигательные умения и навыки, обогащать знаниями о технике движений, ее закономерностях, а также развивать потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом. Наибольший эффект ТСО приносят на занятиях по гимнастике при изучении школьниками физических упражнений, требующих высокой точности. Чем продуманнее применяются технические средства, тем лучше идет процесс овладения учащимися техникой гимнастических упражнений. Это положение обусловливается также особенностями формирования двигательных навыков. Например, при обучении учащихся IV класса лазанию по канату втри приема можно использовать несложный тренажер, разработанный под руководством И. П. Ратова. Этот тренажер облегчает 6 Гимнастика 161
действия ученика за счет противовеса, тяга которого перекинута через блок. Фиксирующая установка (храповик) позволяет без особых усилий выполнить правильный захват каната ногами на любой высоте. Такие несложные технические устройства способствуют интенсивному формированию двигательных навыков многих гимнастических упражнений, входящих в программу. На рисунке 125 показано, что главная функция технических средств — обучающая. Сюда относятся все приборы, аппараты, воздействующие на зрение, слух, двигательный анализатор. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, — писал К.Д.Ушинский, — должен помнить о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений — приняли участие в акте запоминания». Умелое использование учителем физического воспитания ТСО на уроке существенно повышает информационную емкость всех сведений, необходимых для качественного усвоения школьниками учебного материала, для овладения ими двигательными действиями и способами физического самосовершенствования учащихся. Учебное кино, кинокольцовки, диафильмы и диапозитивы, помогающие при разучивании сложных видов движений, организуют труд учителя. Такие технические средства обеспечивают четкость и логичность изложения нового материала, способствуют экономии учебного времени, повышают интерес учащихся к учебной деятельности.
При изучении сложных упражнений на уроках гимнастики наиболее приемлемы графопроекторы типа «Лектор» или «Кодоскоп»,
при использовании которых не требуется затемнения. Для использования проекционной аппаратуры «Свитязь», «Школьный», «Украина» и др. необходимо специально оборудованное помещение. Большую помощь в работе учителя оказывает аудиовизуальная аппаратура. С ее помощью целесообразно проводить подготовительную и заключительную части урока гимнастики, а также создавать музыкальный фон для повышения работоспособности занимающихся в основной части урока. В соответствии с государственными стандартами большую группу ТСО составляют тренажеры и тренировочные устройства, повышающие качество обучения физическим упражнениям и эффективность процесса физической подготовки занимающихся. Все тренажеры и тренировочные устройства по их назначению можно подразделить на две основные группы: для обучения техники двигательных действий и для развития двигательных и психических способностей (силы, быстроты и координации движений, гибкости и устойчивости вестибулярных функций, выносливости, внимания, памяти, эмоций, воли и др.). С помощью тренажеров можно в широких пределах дифференцировать сложный процесс обучения двигательным действиям, усиливать его направленность, воспроизводить часть движений, отработка техники которых затруднена традиционными средствами.
В глубокой древности, в эпоху первобытно-общинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было, ни не были выделены в самостоятельный объект познания использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями, — продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползаньем, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др. Многие из этих двигательных действий в несколько измененном виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, вис завесом, размахивание в висе, подтягивание, подъем переворотом, прыжки в длину, в высоту, в глубину, кувырки, переползания, подлезания, упражнения в равновесии и др. В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IX в. до н.э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания. Они спали на ложе из тростника, никогда не ели досыта, ходили без обуви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению препятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощенным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость, необходимые в захватнических и оборонительных войнах, в подавлении восстаний рабов, в принуждении их к интенсивной работе. Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях. В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание, перелезание и др.). В Афинах — центре древнегреческой культуры того же времени — было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» — покровительница науки, искусства), а с 12 — 13 лет обучались в государственной школе — палестре (от слова «палее» — борьба). В эпоху античностиобщество проявляло заботу о состоянии физического и душевного здоровья его членов, руководствуясь присущими тому времени представлениями о здоровье. Оно рассматривалось как физическое и душевное благополучие. Поэтому древние греки вели беспощадную борьбу с употреблением алкоголя. Описан случай, когда один служитель, пришедший на службу в нетрезвом виде, был казнен. Особо строго за это наказывались женщины. Более того, известны примеры, когда общество не поощряло творчество, а тем самым и искусство, ведущее к расстройству здоровья. Произведения, которые достигали наивысшей степени воздействия на душевное состояние людей, не получали одобрения. Так, драматург Фриних был приговорен к штрафу в тысячу драхм за то, что на представлении его пьесы все зрители заливались слезами. Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в военном отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16 — 17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было очень суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, шесту, лестнице, скалолазание, игры в мяч, с бегом и преодолением препятствий, упражнения на деревянном коне и др. В период империи (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.) с переходом к профессиональной армии произошел упадок военно-физического воспитания рабовладельцев. Они граничивались легкими гимнастическими упражнениями, прогулками, массажем и купанием в ароматизированной воде.
Средние века охватывают период с конца V до XVII века, когда феодализм был основным общественным строем в наиболее развитых районах. В разное время в различных частях мира народы пришли к новым формам физической культуры. Эти формы соответствовали их изменившемуся образу жизни и общественному строю. В Китае, Индии, Японии, где большую роль играли традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а просто изменили их. Совершенно другое положение сложилось на территории бывшей Римской империи, где преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Существовавшие там институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами становившегося общества. В Византии были возрождены атлетические соревнования, соревнования на колесницах, наблюдалось увлечение конным поло, которое было заимствовано у персов. Различные общественные потребности, условия, местные обычаи создали пестрое многообразие форм физической культуры. Однако из-за общественного строя физическая культура все больше становилась классовой. Обособлялись нормы игр и спортивные занятия, в связи с вассальными отношениями, различиями в жизни городского и сельского населения. Наиболее сильно физическая культура правящего класса развилась там, где для удержания власти от правителя требовались большие физические способности. Большую роль в развитии феодальных форм физической культуры играли также различные мировые религии.
Строевые упражнения необходимы для правильного выполнения построений, перестроений и передвижений в процессе занятий, а также для рационального размещения гимнасток в зале. Они содействуют формированию навыка совместных действий. Умение выполнять различные строевые упражнения особенно важно в командных соревновательных упражнениях и при проведении массовых гимнастических выступлений. Упражнения для рук и плечевого пояса 1. Поднимание рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно; то же с различными отягощениями (резиновыми амортизаторами, эспандерами); то же, преодолевая сопротивление партнера. Упражнения для шеи и туловища 1. Наклоны головы вперед, назад и в стороны в различных и. п.; повороты головы налево и направо; сочетание наклонов головы с поворотами; круговые движения головой. 1. Приседы и полуприседы в различных и. п. в различном темпе (носки вместе или развернуты под углом 45, 90, 180°); то же с отягощениями; приседы на одной ноге; пружинящие приседы. 1. Приседы и полуприседы в различных и. п. в различном темпе (носки вместе или развернуты под углом 45, 90, 180°); то же с отягощениями; приседы на одной ноге; пружинящие приседы.
Слово " гимнастика" происходит от греческого слова " gymnos", что значит " обнаженный". Другое значение этого слова от " gymnazo" - упражняю, тренирую. Таким образом, гимнастику можно определить как систему специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и т.д. Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени. Ее становление было связано с изменением общественного строя, развитием науки о человеке, а также с изменение способов ведения войны. Ведь еще в Древнем Риме и в период средневековья в ряде стран Западной Европы, а также в Индии, Китае, Персии отдельные гимнастические упражнения применялись в военно-физической подготовке. К ним относятся упражнения на деревянном коне, лестницах и других сооружениях, используемых для обучения штурму неприятельских крепостей. Известно, что у некоторых племен Южной Америки применялись простейшие упражнения на перекладине. В эпоху возрождения (XIII - XIV вв.) гуманисты стали придавать большое значение всестороннему воспитанию молодежи. В занятии гимнастикой они видели лучшее средство укрепления здоровья и развития физических сил человека. Появились первые труды по физическому воспитанию. Наиболее известным из них был труд И. Меркуриалиса об искусстве гимнастики. Он делил гимнастику на три вида: военную, врачебную и атлетическую. В это же время (XV -XVI вв.) начало развиваться и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение занимающимися ловкости. Так в известном произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле " Гаргантюа и Пантагрюэль" говорится о том, что воспитанники занимались многими видами физических упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коне, лазали по канату, выполняли акробатические упражнения. Таким образом, считается, что уже в XV веке в школах дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем легли в основу спортивной гимнастики. Труды Яна Каменского и система его дидактических принципов способствовали развитию взглядов классиков педагогики XVIII в. Жан Жака Руссо (1712-1778 гг.) и особенно Иоганна Песталоцци (1746-1827 гг.). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаливают тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных возможностей человека, готовят к жизни, содействуют умственному развитию и укреплению здоровья. Песталоцци считал, что лучшими упражнениями для развития сил и способностей ребенка являются простейшие движения в суставах, поскольку из них складываются любые сложные движения. 10. Прикладные упражнения Одна из групп гимнастических упражнений, направленных на овладение прикладными двигательны ми навыками, к которым относятся: ходьба, бег, лазание, равновесие, метание и ловля, поднимание и переноска, переползания, преодоление препятствий
11. Гимнастика в дореволюционной России
В основу подбора систематизации физических упражнений Лесгафт положил не формальные внешние признаки самых физических упражнений или условий их выполнения, а педагогические задачи. П. Ф. Лесгафт предложил ряд ценных методических указаний, вытекающих из его понимания основ физического образования. Выбор способов физического образования должен определяться задачами, поставленными перед ними, а упражнения должны отвечать анатомическому строению организма, его физиологическим функциям и педагогическим требованиям. 1. При подборе упражнений нужно строго учитывать индивидуальные особенности, пол, возраст, физическое развитие учеников. 2. Во всех случаях необходимо соблюдать принципы постепенности, последовательности, доступности. 3. Физические упражнения должны быть взяты из жизненной практики. 4. Физическая нагрузка должна равномерно распределяться на весь организм человека. 5. Все движения ученики должны осознавать. Поэтому Лесгафт показу предпочитал рассказ. Он не был против метода показа, но, прежде чем выполнять движение, требовал обязательного его продумывания учениками. Для определения достигнутых результатов в физическом развитии Лесгафт предложил осуществлять педагогический контроль в начале и в конце учебного года самим учителем, который должен был измерять у занимающихся рост, вес, силу, обхват груди, шеи, конечностей и т. д., данные произведенных наблюдений обязательно учитывать и использовать в дальнейшей практической работе. Вольные упражнения. Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимнастических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхности — на полу, сцене, поле стадиона и т. п. Они могут предназначаться для того или иного контингента занимающихся (мужчин, женщин, школьников, дошкольников, спортсменов любого разряда и т.д.), быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него. Групповые вольные упражнения составляются из хорошо разученных, обычно простых элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под музыку. Основная сложность состоит в сохранении определенного взаимного расположения участников на помосте или площадке и в согласованности их движений. Оценивается не каждый исполнитель в отдельности, а исполнение упражнения группой в целом, точность и ритмичность движений, оригинальность перестроений. Индивидуальные вольные упражнения подразделяются на спортивные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражнений). Спортивные вольные упражнения являются одним из видов как мужского, так и женского гимнастического многоборья. Выполняются они индивидуально на специальном гимнастическом ковре размером 12х 12 м. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оценивается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные упражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для Женских вольных упражнений музыкальное сопровождение является обязательным. Учебные комбинации составляются не более чем на 32 счета, но не менее чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения конечное положение в учебной комбинации не обязательно совпадает с исходным. Если комбинация составлена более чем на 16 счетов и выполняется на оценку, то ее можно считать спортивным вольным упражнением. Учебные комбинации могут состоять из элементов общеразвивающих упражнений, включать в себя движения, характерные для гигиенической и производственной гимнастики, простые акробатические элементы. Вольные упражнения в целом содействуют развитию всех двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, подвижности в суставах, выносливости, повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и сенсорных систем. Последнее выражается в том, что занимающиеся усваивают такие характеристики движений, как амплитуда, темп, ритм, положение тела и его частей в пространстве, величина и направление прилагаемых мышечных и волевых усилий. Вольные упражнения обычно располагают для этого более широкими и разнообразными возможностями, чем упражнения на снарядах. Развитие гимнастики в России после 1917 г. В 1918 г. была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА). Она нуждалась в здоровой, физически хорошо подготовленной молодежи. Был издан специальный декрет «Об обязательном обучении военному искусству», который предписывал Главному Управлению Всеобщего военного обучения (Всевобуч) создавать в армии спортивные клубы, восстанавливать спортивные площадки и залы. Для того чтобы выполнить эти указания, решено было ликвидировать буржуазные спортивно-гимнастические общества и клубы. За выполнение этой задачи рьяно взялся комсомол. В его порывах не обошлось без курьезов. Сметая с пути революции «контру», некоторые юные активисты начали ломать гимнастические снаряды и вывозить их на свалку. Были и теоретически ратовавшие за исключение гимнастики из системы физического воспитания. Вместо нее предлагали упражнения с серпом, молотом, пилой, шестеренкой и другими рабочими инструментами. Были и сторонники системы йогов, пропагандировавшие «психофизическую культуру», в которой видели средство не столько физического, сколько духовного воспитания. Воспитательное значение занятий гимнастикой игнорировалось. В 1923 г. при опытно-показательной площадке Всевобуча создается команда гимнастов. В 1927 г. на III Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике. Среди 50 участников лучшими были Панкратов, Гаспарян, Гуляев. В 1928 г. центром работы по гимнастике становится гимнастическая секция при Центральном доме Красной Армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только в армии, но и во всей стране. С тех пор армейские гимнасты являются ведущими. Они внесли большой вклад в построение урока, в методику обучения и тренировки. Упражнения на коне. Упражнения на коне включают в себя перемахи и круги одной ногой и двумя ногами. Эти движения выполняются с поворотами и различными переходами с одной части коня на другую. Упражнения на коне выполняются слитно, без остановок. Маятникообразные махи разведенными ногами делаются преимущественно в вертикальной плоскости, а круги – в плоскости близкой к горизонтальной. При этом нельзя касаться и опираться ногами о снаряд.
Характеристика гимнастической терминологии Во многих областях знаний и практической деятельности пользуются специальной терминологией с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий. Гимнастика охватывает безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые совсем не характерны для повседневной жизни человека, поэтому у нее своя специальная терминология, свой язык. Гимнастическая терминология — это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений, а также правила образования и применения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений. Термином в гимнастике принято называть краткое условное наименование какого-либо двигательного действия или другого понятия из этой области человеческой деятельности. Упражнения на кольцах Упражнения на кольцах (высота 255 см от поверхности матов) относятся к одному из наиболее сложных видов гимнастического многоборья. Основными из них являются: подъемы, выкруты, обороты, статические положения и силовые элементы, соскоки. Из сочетания этих упражнений состоят комбинации, выполняемые гимнастами на соревнованиях. Непременным условием современных комбинаций является сочетание разнообразных силовых перемещений, сложных статических поз, резких переходов маховых упражнений в статические. Диапазон их трудности очень большой. Поэтому для овладения такими упражнениями необходимо сочетание хорошо развитой мышечной силы, гибкости, ориентировки в пространстве и чувства равновесия, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости. Перечисленные способности развиваются в процессе овладения упражнениями на кольцах. 17. Правила гимнастической терминологии Способы образования терминов - наиболее распространенный способ образования терминов - придание нового терминологического значения существующим, словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход. Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки). В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед. Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор, упор на предплечьях, упор на руках; стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись. Термины маховых упражнений образуются с учетом особенностей того или иного двигательного действия, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях, подъем разгибом, подъем двумя или одной. Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь. В художественной гимнастике - от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др. Опорные прыжки При выполнении опорных прыжков различают следующие фазы: а) полет до толчка руками; б) толчок руками, (с помощью которого осуществляется стопорящий момент в толчке руками). Толчок руками должен сочетаться с рывковым движением туловищем и с перемещением тела вверх; в) полет после толчка руками, положение исполнителя здесь определяется характером прыжка. От качества выполнения этой фазы в значительной степени зависит качество прыжка в целом. Прыжок ноги врозь через козла в ширину. Следует обратить внимание на то, чтобы толчок ногами выполнялся почти одновременно с толчком руками. Толчок должен быть направлен вверх. После толчка развести ноги врозь пошире, разогнуться в тазобедренных суставах и с движением ног назад, руки вверх-наружу прогнуться. Это положение сохранить до момента приземления. Обучение. а) прыжки на месте с разведением ног и сведением их при приземлении; б) в упоре лежа толчком развести ноги врозь и возвратиться в и. п.; в) из упора лежа толчком упор стоя ноги врозь (ноги прямые); г) то же, но, отталкиваясь руками, выпрямиться в стойку ноги врозь; д) вскок в упор на колени и взмахом рук соскок ноги врозь; е) прыжок ноги врозь через козла в ширину. Страховка и помощь. Поддерживать гимнаста под грудь и за руку выше локтя. Прыжок согнув ноги через коня в ширину. После энергичного разбега напрыгнуть на мостик. Отталкиваясь ногами от мостика и руками от коня, поднять таз, сгибая ноги в тазобедренных и коленных суставах. В полете сохранить согнутое положение тела, а затем энергично разогнуться, руки поднять вверх - наружу. Вначале этот прыжок изучается через козла в ширину и длину. Обучение: а) прыжок на месте вверх со сгибанием ног вперед; б) из упора лежа оттолкнуться носками и перейти в упор присев, колени вместе; в) из упора лежа толчком упор присев и с энергичным толчком руками встать; г) прыжок согнув ноги; д) то же, увеличивая высоту и отодвигая мостик. Страховка и помощь. Стоять спереди и немного сбоку места приземления. При обучении держать гимнаста двумя руками за плечо, а затем одной рукой за предплечье, другой - за плечо или под грудь (при падении вперед), или под спину (при падении назад). Прыжок ноги врозь через коня в длину (толчком о дальнюю часть, рис 10). Выполняется с замахом, для чего требуются энергичный разбег и сильный толчок ногами и руками. Руки ставятся на коня значительно впереди туловища. Разведение ног начинается одновременно с толчком руками и сгибанием тела в тазобедренных суставах. Таз перемещается вверх. Разгибание после толчка руками выполняется главным образом за счет поднимания плечевого пояса вверх. Обучение. а) прыжок ноги врозь (прогнувшись) с высоты 50 - 100 см; б) прыжки на месте с опорой руками о снаряд. При выполнении следить, чтобы в момент полного разведения ног таз поднимался до уровня плеч; в) с разбега полет на горку (стопку) матов, высота 120 см; г) из приседа на ближней части коня прыжок ноги врозь толчком руками о дальнюю часть; д) прыжок ноги врозь через коня в длину, мостик сбоку, постепенно отодвигая его до положения перед конем; е) прыжок ноги врозь с положенным на коня матом; ж) то же без мата.
Рис 10. Прыжок ноги врозь через коня в длину Страховка и помощь. Стоять у места приземления, держать под грудь и за руку выше локтя.
Акробатические упражнения Акробатические упражнения представляют собой главным образом движения вращательного характера вокруг различных осей (кувырки, сальто и др.). Они могут выполняться на акробатической дорожке и на снарядах специальных конструкций (трамплин, подкидные доски, батут и др.). Значительную часть акробатических упражнений составляют упражнения в равновесии, выполняемые в необычных условиях, индивидуально или с помощью соупражняющихся (акробатические пирамиды). Известно, что обучение акробатическим упражнениям в определенной методической последовательности дает лучший эффект. Двигательные навыки формируются быстрее и без существенных ошибок. В современной практике физического воспитания среди общепринятых методов обучения все большее значение приобретают предписания алгоритмического типа. Этот метод является одной из составных частей программированного обучения. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на серии учебных заданий, последовательное выполнение которых приводит к освоению изучаемых упражнений. Предписания алгоритмического типа требуют описания трех типов заданий: 1. Информационные задания-упражнения (движения), которые должен выполнить ученик; 2. Операционные задания-указания о том, как должно выполняться упражнение; 3. Контрольные задания-действия, по которым осуществляется контроль за умением выполнить изученное упражнение (действие). Кувырок вперед. Из упора присев, разгибая ноги, переставить руки вперед, наклонить голову, переворачиваясь с касанием лопатками, сгруппироваться, перекатом вперед прийти в упор присев и встать. Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что: 1. Переставляя руки вперед, надо полностью выпрямить ноги; 2. Подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь; 3. Переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться, захватывая руками середину голеней. Стойка на лопатках(рис 11).Закончив перекат назад, опереться ладонями о спину, разгибаясь, выпрямить тело так, чтобы туловище и ноги были на одной прямой. Рис 11. Стойка на лопатках Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что: 1. При опоре ладонями о спину локти надо отвести назад; 2. Следует полностью разгибаться в тазобедренных суставах. Он должен уметь выполнять перекаты назад в группировке и согнувшись. Кувырок назад. Из упора присев ноги врозь перекатом на пятки сгруппироваться, сесть, наклонив голову вперед. Быстро перекатиться назад, при касании лопатками мата опереться руками за плечами на линии головы, выпрямить руки, переворачиваясь через голову, прийти в упор присев. Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что: 1. Выполнять перекат назад в группировке необходимо быстро; 2. Закончив перекат, надо опереться ладонями за плечами, не касаясь предплечьями опоры; 3. При переворачивании следует быстро выпрямить руки. Обучающийся должен уметь выполнить перекат назад в группировке. Стойка на голове. Из упора присев, опираясь теменной частью, толчком поднять таз и ноги. Выпрямиться. Сохранить равновесие. Тяжесть тела равномерно распределить на руки и голову. Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что: 1. Между точками опоры (руками и головой) условно обозначается равносторонний треугольник; 2. В стойке тело прямое. Обучающийся должен уметь выполнять стойку на лопатках на полу и вис прогнувшись на гимнастической стенке. Стойка на руках(рис 12).И. п. - руки вперед - кверху. Сделав широкий выпад, наклониться вперед, опереться руками на ширине плеч. Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках. Соединив ноги и сохраняя равновесие, выпрямиться.
Рис 12. Стойка на руках махом одной Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что: 1. При опоре руками надо держать пальцы врозь; 2. В стойке на руках следует максимально вытягиваться, не прогибаться; 3. Присоединять толчковую ногу к маховой надо возможно позже. Обучающийся должен уметь имитировать стойку на руках (стойка на носках руки вверх), выполнять стойку на голове и вис прогнувшись (с прямым телом). Переворот в сторону(рис 13). Стоя лицом по направлению движения, делая взмах руками и толчковой ногой, быстро наклониться вперед, поочередно опираясь руками, выйти в стойку на руках ноги врозь, с поворотом в одноименную сторону, не задерживаясь в стойке на руках, опустить м аховую ногу в сторону, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны. Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что: 1. Опираться руками следует поочередно на одной линии; 2. Надо разводить ноги шире в стойке на руках и не прогибаться; 3. Поворот при выходе в стойку на руках следует начинать - маховой ногой. Обучающийся должен уметь выполнять стойку на руках.
19. Запись общеразвивающих упражнений. При записи общеразвивающих упражнений вначале указывается номер упражнения по порядку и исходное положение, затем последовательно, по счетам все положения и движения этого упражнения; рекомендуется составлять отдельные упражнения на количество счетов, кратное четырем, что облегчает музыкальное сопровождение. Пример 1-й. 3-е упражнение. И. п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1. Руки в стороны. 2. Наклон вперед, руки вперед (коснуться пальцами пола). 3. Выпрямиться, руки в стороны. 4. Руки к плечам, или и. п. II. Запись вольных упражнений. При записи вольных упражнений в заголовке указывается, для какой группы составлено упражнение (для мальчиков, женщин, для новичков, мастеров), музыкальный размер и форма музыкального произведения или его название, темп исполнения. Далее указывается исходное положение, а затем записывается содержание упражнения по тактам и счетам. Количество счетов в такте зависит от музыкального размера. При размере 2/4 оно будет равно двум, 3/4 – трем, 4/4 – четырем и т. д. Обычно при выборе для музыкального сопровождения вальса один счет упражнения соответствует одному такту вальса и упражнение записывается разделами по восемь счетов. Пример 2-й. Вольные упражнения для женщин-новичков. Музыка: вальс, размер 3/4, темп средний (ММ – 60). И. п.: основная стойка. 1. Руки в стороны. 2. Руки вверх, правую в сторону на носок. 3 – 4. Медленно наклон влево, руки за голову. 5 – 6. Медленно выпрямиться, руки вверх. 7. Приставить правую, руки в стороны. 8. Стойка на носках, руки перед грудью. III. Запись упражнений на снарядах. Упражнения на снарядах записываются последовательно по соединениям и элементам, которые отделяются друг от друга знаком –. В заголовке указывается, на каком снаряде упражнение исполняется и, если нужно, на гимнастов какого разряда оно рассчитано. Пример 3-й Упражнения па перекладине для гимнастов 2-го разряда. Из виса махом назад подъем и оборот назад в вис – махом вперед переворот в упор – спад назад в вис согнувшись и мах дугой с поворотом налево в вис разным хватом – на крайней точке маха вперед перехват правой в хват снизу и подъем разгибом – махом назад стойка на кистях и большой оборот вперед – переворот вперед в вис и подъем махом назад – соскок дугой углом, (с предварительным перехватом в хват сверху). При записи произвольных упражнений обычно на каждой строчке записывается только по одному элементу или соединению с тем, чтобы в специальной графе, расположенной в конце страницы справа, можно было указать стоимость элемента или принадлежность его к группе трудности. С отменой предварительной записи произвольных упражнений необходимость такой формы записи отпадает. 20.Упражнения на брусьях Брусья являются непременным элементом площадки, на которой занимаются спортом, как и турник. Это не является случайным фактом. На брусьях можно выполнять тяговые движения. Также упражнения, которые включают элементы, развивающие выносливость человека, гибкость его тела, координацию движений. Для турника таких упражнений меньше. Во время этих упражнений тренируется верхняя часть туловища, в том числе корпус тела. 21. Причины травматизма и способы его предупреждения Нарушения в организации занятий. Они проявляются: в проведении их с большим числом учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается; в несоблюдении направления движения потоков занимающихся, неправильном их размещении; в несвоевременном начале и окончании занятий. Недисциплинированность может проявляться: в виде эмоциональных срывов, вызванных трудностью изучения упражнения, нарушением методики обучения, утомлением, отсутствием индивидуального подхода со стороны педагога и др.; в нарушении правил поведения на занятиях и соревнованиях, недостаточной воспитанности занимающихся. Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, их небрежная эксплуатация. Несоответствие формы одежды и обуви проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и жестким каблуком. Нарушение санитарно-гигиенических условий: несоответствие температуры в зале установленной норме, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его сухость, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены
20.Упражнения на перекладине
|