![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика оценки декоративности образцов природных камнейСтр 1 из 6Следующая ⇒
Практическое занятие №2 Предварительную оценку декоративности проводят органолептическими и инструментальными методами; при этом устанавливают категорию по каждому из основных признаков, характеризующих текстуру и цвет горной породы. Текстуру горной породы характеризуют степенью развития ри-сунка, проявления структуры и просвечиваемостью. Степень развития ри-сунка и проявления структуры горной породы оценивают по шести образцам прямоугольной формы, изготовленным с полированной, а для неполирующихся горных пород – с лощёной фактурой поверхности. Рисунок камня в зависимости от соотношения и взаимного расположения участков горной породы, окрашенных в разные цвета или с разной интенсивностью, относят к одному из следующих типов: - однородный, равномерно окрашенный рисунок, образованный не- сколькими разноокрашенными минералами, которые равномерно распределены по объёму; - пятнистый рисунок, характеризующийся наличием участков, которые отличаются цветом или интенсивностью окраски и размерами по отношению к основному цветовому полю; - полосчатый рисунок, состоящий из нескольких разноокрашенных или разной интенсивности окраски полос, а также рисунок, характеризующий-ся ориентировкой в каком-либо направлении разноокрашенных или разной интенсивности зёрен горной породы; в зависимости от характера полос различают прямо-полосчатый или волнисто-полосчатый рисунок; - прожилковый рисунок, характеризующийся наличием прожилок и ми-нерализованных трещин, которые отличаются от основного поля по цвету или интенсивности окраски; - пейзажный, мелкомасштабный рисунок, характеризующийся большим разнообразием причудливо переплетающихся между собой составных эле-ментов, которые отличаются по окраске, форме и взаимному положению; -дымчатый рисунок, характеризующийся наличием крупных участков, которые обладают более тёмным тоном по сравнению с общим цветом породы, но не контрастируют с последним. В тех случаях, когда рисунок имеет характерные черты нескольких ти-пов, возможна его смешанная характеристика: пятнисто-полосчатый, пят-нисто-прожилковый, волнисто-дымчатый и т.п. рисунок. В соответствии с этими признаками по табл.1 устанавливают категорию рисунка. Таблица 1 Классификация текстурных рисунков природных камней
Примечания: 1) У слоистых горных пород определение категории рисунка проводят при двух направлениях распиловки; 2) Габбро, лабрадориты, базальты и другие горные породы, не имеющие рисунка, относят к III категории рисунка. При оценке структуры горной породы выделяют следующие типы: стек-ловатую, скрытозернистую, зернистую. Стекловатую структуру оценивают органолептически. Размер минералов горной породы со скрытозернистой структурой определяют при помощи микроскопа, с зернистой структурой – под лупой с микрометрической шкалой или металлической измерительной линейкой. По степени индивидуализации породообразующего минерала в минеральных агрегатах, определяемой при минералого-петрографических исследованиях, структуру горных пород характеризуют группами, указанными в табл.2. Таблица 2 Классификация структур природных камней
По структурному признаку скрытозернистые и зернистые горные породы подразделяют на две категории: I – с декоративными структурами; II – с недекоративными структурами. Категорию структуры природных камней в зависимости от их группы и характерных камней-аналогов определяют в соответствии с табл.3. Таблица 3 Категории структур природных камней
Примечание: Горная порода, имеющая структуру II категории, может быть отнесена к I категории в том случае, если её структурой сформирован рисунок, относящийся к I категории рисунка по табл.1. Просвечиваемость горной породы оценивают по ее способности пропускать свет через верхний слой, выявляя при этом внутренний рисунок и структуру, и характеризуют глубиной просвечиваемости. Для испытания изготавливают по два прямоугольных образца с размерами 400× 250 мм и толщиной 5, 10 и 20 мм. Глубину просвечиваемости камня определяют с точностью до 5 мм с помощью лупы с микрометрической шкалой при дневном освещении в 500 лк или 300 лк при применении ламп накаливания, расположенных на расстоянии 10 - 15 см от поверхности образца (люкс равен освещённости поверхности площадью 1 м2 падающим на неё световым потоком в 1 лм). В зависимости от глубины про-свечиваемости устанавливают категорию природного камня (табл. 4). Таблица 4 Категории просвечиваемости природных камней
Цвет характеризуют следующими основными признаками: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Все цвета, воспринимаемые человеком, разделяют на хроматические (I) и ахроматические (II). К хроматическим относят цвета: жёлтый, красный, синий, а также составные цвета, по-лучаемые в результате слияния двух из трёх основных цветов: оранжевого, фиолетового, зелёного. В шкале ахроматических цветов выделяют: чёрный, чёрно-серый, тёмно-серый, (средне-)серый, светло-серый, бело-серый и белый цвета, отличающиеся друг от друга степенью светлоты. Цветовой тон горной породы определяют длиной волны спектрального состава света с помощью спектрофотометра, колориметра или методом подбора цветового образца-аналога по карте цветовых образцов (табл.5). Таблица 5 Границы участков спектра цветов природных камней
Насыщенность цветового тона определяют органолептически и оценивают по степени разбавления спектрального цвета белым. Насыщенность цветового тона спектральных цветов хроматического рада (жёлтый, красный, синий) равна единице, ахроматического рада – нулю. По степени насыщенности породы хроматических цветов делят на категории (табл.6). Таблица 6 Категории цветовой насыщенности природных камней
Показатель светлоты определяют для пород ахроматического ряда и оценивают по степени интенсивности отражения света поверхностью кам-ня. Измерение светлоты, т.е. блеска породы проводят фотоэлектрическим блескомером. По показателю светлоты породы ахроматического ряда подразделяют на категории и ступени в соответствии с табл.7. Таблица 7 Характеристики светлоты ахроматических камней
При оценке цвета горной породы учитывают также следующие признаки: цветовое предпочтение (уникальность), однородность, игру тонов основного цвета, сочетание цветов (табл.8). Таблица 8
Категории цветового предпочтения природных камней Примечание: Природные камни, не вошедшие в таблицу, должны быть отнесены к породам, сходным с ними по структуре и физико-механическим показателям. Однородность цвета у одноцветных камней определяют по степени од-нородности расцветки, а у многоцветных - по степени однородности ос-новного цвета. По однородности цвета природные камни подразделяют на две категории: однородные и неоднородные. По признаку сочетания цветов все камни могут быть отнесены к следующим категориям: - полихромные с благоприятным сочетанием цветов в пределах нюансо-вых гармоний; при наличии рисунка допускается цветовой контраст; - полихромные с неблагоприятным сочетанием цветов (режущих глаз сочетаний) либо с текстурой, не создающей общего рисунка, или имеющие крупные контрастные включения; - монохромные с гармоничным отклонением от доминирующего цвета. Определение цвета методом подбора образца-аналога производят по карте цветовых образцов NCS-2, разработанной Скандинавским институтом цвета – SKI. Карта NCS 2-го издания содержит 1750 образцов цвета, с помощью которых могут быть описаны все возможные цвета независимо от текстуры и фактуры и цветовых контрастов горной породы. Описание и принцип моделирования цвета в системе NCS основаны на его сравнении с шестью основными цветами, воспринимаемыми человеком: белый (W), чёрный (S), жёлтый (Y), красный (R), синий (В), зелёный (G). В обозначении, например, цвета S 2030-Y80R символы означают: две цифры (20) информируют о чёрной составляющей (S), следующие две цифры (30) – о цветовой составляющей (С). Белую составляющую (W) не указывают отдельно, а рассчитывают: 100 % - S % - C % = белая составляющая (W = 100 % - 20 % - 30 % = 50 %). Цветовой тон (100 %) Y80R составлен в этом примере из жёлтого (Y) и красного (R): 80 % красной составляющей, 20 % – жёлтой составляющей. Для чисто серых тонов в системе NCS не указывают содержание цветовой составляющей (С = 0 %): S 0500-N – белый цвет с небольшой примесью чёрного (S = 5 %), за которым следует S 1000-N, S 1500-N, S 2000-N и т.д. до S 9000-N, что означает глубоко чёрный цвет (S = 90 %). Для образцов с плавно меняющейся насыщенностью цветового тона (со-отношение чёрной, белой и цветовой составляющих) устанавливают ин-дексы крайних значений, а составляющие кодов указывают через чёрточку: S (0530-0580) - Y10R (доломит владимирский). При чёрной составляющей (S) 5 % цветовая составляющая (С) колеблется от 30 до 80 %; соответственно белая составляющая – от 65 до 15 %. Аналогично указывают плавные изменения цветового тона: S 2050 - G(40-50)Y. Для образцов, состоящих из нескольких разноокрашенных минералов (граниты, сиениты и т.п.) или нескольких разноокрашенных частей (мра-моры с неоднородным рисунком, брекчии, конгломераты и т.п.), отдельно задают цветовые коды по каждому основному цветовому компоненту при-родного камня с указанием в процентах соотношения такого компонента: тёмно-серые, чёрные с лёгким красным оттенком, темноцветы: S 2030-Y(40-80)R - 55-70 % (красный и розовый полевой шпат); S (2502-5502)R - 20-30 % (серый с лёгким красным оттенком кварц); S (7502-8502)R-10-15% (тёмно-серые, чёрные с лёгким красным оттенком). Образцы исследуемой горной породы визуально сравнивают с NCS-веером, подбирая эталон, максимально совпадающий по цвету с исследу-емым образцом.
|