Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УК РФ, Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов
1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются Ø штрафом в размере до 200 000 руб или Ø в размере ЗП или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо Ø ограничением свободы на срок до 2х лет, либо Ø принудительными работами на срок до 2х лет, либо Ø лишением свободы на тот же срок. 2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются Ø штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб или Ø в размере ЗП или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2х лет, либо Ø принудительными работами на срок до 5 лет, либо Ø лишением свободы на тот же срок. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются Ø лишением свободы на срок до 8 лет.
Изъятие участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Одним из случаев принудительного изъятия у собственника является изъятие участка, используемого с нарушением законодательства. Данный вид ответственности применяется, в частности, когда имеет место использование участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности. Предусмотрены случаи изъятия участков: а) в случае использования участка не в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием; б) при использовании участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности; в) в случае неустранения следующих умышленно совершенных правонарушений: - отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с минеральными удобрениями, ядохимикатами и иными опасными хим или биологич. веществами, повлекшие за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде; - нарушение установленного законодательством режима использования особо охраняемых природных территорий, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению; - систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; - систематическая неуплата земельного налога; г) в случае неиспользования участка, предназначенного для с/х производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3х лет, если более длительный срок не установлен ФЗ. Из этого срока могут быть исключены периоды, связанные со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами, исключающими возможность такого использования.
37. Правовая охрана земель (понятие, цели, содержание).
В ст. 9 Конституции определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта норма воспроизводится ст. 12 ЗК РФ, так как служит основой прав и обязанностей для определения целей охраны земель субъектами землепользования и собственниками земли. Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Различная роль земли в отдельных областях народного хозяйства обусловливает особенности их правового режима, а это, в свою очередь, определяет специфику охраны этих земель. Цели охраны земель - предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях с/х назначения и улучшения земель. Правовая охрана земель - система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения. Это охрана правовыми средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению к земле гос органов, предприятий, учреждений и граждан путем запретов и дозволений, путем поощрения заботливых собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и наказания правонарушителей.
Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономич и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из с/х оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв. Цели правовой охраны земель ü предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деят-ти путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат всем пользователям земли за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деят-тью других собственников и пользователей и экономической обстановкой в целом; ü обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению; ü создать механизм учета и проверки экологич состояния земель, а также обеспечение пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Законодательством за нарушение земельно-правовых норм предусматриваются: ü меры предупредительно-восстановительного характера Пример: гос кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деят-ти других субъектов, при изъятии земель для гос или муницип нужд и др. Основные правовые меры охраны земель реализуются путем установления нормативов загрязнения земель (ПДК вредных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деят-ти. Специальные требования установлены законом для охраны с/х земель. ü меры юридич ответственности Применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель. Основаниями ответственности являются земельные правонарушения, а конкретные санкции за них содержатся как в земельном, так и других отраслях законодательства - уголовном, административном, гражданском, трудовом.
Земельным законодательством разработаны виды стимулирования рационального использования и охраны земель, которое включает: · выделение средств из федерального бюджета и субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижении доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; · освобождение от платы за участки, находящиеся в стадии с/х освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ; · компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под гос и муницип защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты; · поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда; · установление повышенных цен на экологически чистую с/х продукцию; · полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.
В связи с появлением частной, гос, муницип и других форм собственности на землю и многообразием форм использования земли возникает большая необходимость в охране, прежде всего, частной и других форм собственности на землю и прав пользователей этой землей. Под охраной права собственности на землю следует понимать охрану принадлежащего права владения, пользования и распоряжения землей.
ЗК РФ, Ст 13. Содержание охраны земель В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деят-ти, природных и других условий. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и хим веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; 3) защите с/х угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с ФЗми и иными НПА РФ и законами и иными НПА субъектов РФ.
В целях повышения заинтересованности пользователей земли в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных воздействий может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
38. Понятие и состав земель с/х назначения. Особенности правового режима. Субъекты прав.
|