Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
в подготовительный период обучения грамоте.Стр 1 из 26Следующая ⇒
Требования к знаниям: - основные задачи подготовительного периода; - учет уровня подготовленности детей с трудностями в обучении к обучению грамоте; - круг знаний, умений, навыков подготовительного периода; - основные виды работ учащихся в подготовительный период; - структура урока обучения чтению; - основные требования к подготовке урока обучения чтению. Требования к умениям: - объяснять основные термины и понятия темы; - определять цель, задачи каждого урока в подготовительный период; - анализировать иллюстрированный материал с точки зрения подбора упражнений, в составлении вопросов для беседы; - подбирать языковый материал для звукослогового анализа и синтеза с опорой на схемы-модели слов; - отбирать материал на урок для работы с учащимися разного уровня подготовленности. Самостоятельная работа студентов: 1) Составить научный конспект по статье журнала «Начальная школа». 2) Составить фрагмент урока ОГ с использованием самостоятельно подобранного дидактического материала. 3) Составить вопросы и задания, с помощью которых можно было бы выявить степень готовности ребенка к обучению. 4) Формировать методическую копилку.
Задачи подготовительного периода.
Обучение грамоте состоит из 2-х периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени. Продолжительность подготовительного периода бывает различной. Это зависит от уровня готовности первоклассников к обучению. При обучении семилетних детей (программа 1-3) подготовительный период длится около двух недель (14 уроков чтения и 14 уроков письма). Шестилетки в своем психическом развитии существенно отличаются от детей 7 лет образностью мышления, ситуативностью речи, неустойчивостью внимания и восприятия и т.п. В связи с этим продолжительность подготовительного периода при обучении по программе 1-4 9 недель (54 урока чтения и 54 урока письма). Задачи подготовительного периода сформулированы в соответствии с результатами психологических наблюдений и содержанием изучаемого материала: 1. Приобщение детей к учебной деятельности: - усвоение правил поведения на уроке, перемене, - умение правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе; - умение громко и четко отвечать; - умение слушать учителя и выполнять его указания, слышать ответы товарищей; - выработка навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой. 2. Выявление уровня готовности к обучению. Эта задача решается при записи детей в школу и в первые дни обучения. Предварительное изучение уровня языковой подготовки необходимо для правильной организации обучения грамоте. 3. Обучение первоначальному анализу речи.
Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период.
В подготовительном периоде выделены 2 ступени: безбуквенная (до ознакомления с гласными) и ступень, на которой изучаются гласные звуки и буквы А, О, И, Ы, У. Все уроки на этих ступенях посвящены обучению первоначальному анализу речи. На безбуквенной ступени: 1. Дети овладевают такими представлениями и терминами как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние. 2. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги. 3. Происходит знакомство с учебной книгой - «Букварем» («Азбукой») и средствами письма. 4. В результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух, что имеет большое значение для формирования представлений о звуковой природе речи и звуковом строе. На второй ступени вводятся первые гласные: 1. Дети учатся обозначать гласные звуки буквами в словах, написание которых соответствует их произношению. 2. Создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова. 3. Дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков. 4. Ведется работа по активизации словаря детей.
Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте.
В процессе обучения первоначальному анализу речи учащиеся усваивают важнейшие языковые понятия. Речь.Предложение. Ответы на вопросы; составление предложений по картинкам. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке. Слово. Введение в активный словарный запас ребенка новых слов. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы, игрушки, посуда, цветы и т.п. Выделение слова из предложения. Чтение. Чтение учителем текстов, доступных пониманию детей. Беседы по прочитанному. Чтение стихов, заученных до школы. Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: по порядку; из каких звуков состоит слог. Произнесение слогов. Основными направлениями в работе в работе с учащимися являются: 1) Тщательное изучение состава учащихся: уровень общего и речевого развития (произношение, словарный запас, грамматический строй), учебные навыки. 2) Развитие речи детей. Все случаи нарушения произносительной стороны речи фиксируются педагогом. Дети с грубыми нарушениями речи направляются к логопеду для специальных занятий. Несложное косноязычие исправляет сам учитель. Уточняется, обогащается и активизируется словарь учащихся. Начинается формирование навыков связной речи. Учатся понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные задания, правильно строить предложения при ответах на вопросы. 3) Формирование фонематического восприятия и представления – основы для выработки навыков чтения и грамотного письма. Для более прочного закрепления некоторых понятий (предложение, слово, слог, звук), для формирования навыков звукового анализа рекомендуется применение условно-графических обозначений: полосок и кружков определенного цвета. 4) Развитие зрительных и пространственных восприятий и представлений: упражнения на различение детьми наиболее распространенных цветов (черного, коричневого, красного, желтого, синего, зеленого, белого), геометрических фигур, их расположения. 5) Подготовка руки учащихся к обучению письму. Эта работа заключается в специальных упражнениях для развития моторики руки, т.к. у умственно отсталых детей наряду с общей моторной неловкостью, недостаточным развитием движений и малой их координированностью наиболее страдают мелкие мышцы руки. (Подробнее об этом – в лекции «Первоначальное обучение письму).
Требования к урокам обучения грамоте в подготовительный период.
Уроки в начальный период ОГ строятся с учетом особенностей внимания первоклассников: дети не могут долго заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходимо менять виды деятельности детей каждые 10-15 мин. 1. Урок, как правило, начинается с беседы по сюжетной картинке. Задача учителя - развитие монологической речи детей. 2. В процессе беседы или после нее осуществляется анализ звучащей речи последовательно по всем этапам: речь - предложение — слово - слог -ударный слог - звуки. 3. Схемы выполняют роль подсказки. 4. Объяснение нового материала должно быть многократным, с повторением образца рассуждения, с опорой на предметную картинку. 5. В урок включаются упражнения по развитию речи и мышления детей: свободные высказывания, логические упражнения. 6. Умеющие читать должны читать дополнительный материал по теме урока. 7. На уроке должны звучать тексты из художественной литературы.
Содержание уроков. (Методика введения лингвистических понятий). Урок №1. «Речь устная и письменная». Понятие речи в дошкольном возрасте почти не формируется. Важно подчеркнуть, что в речи человек выражает свои мысли и чувства. Устную речь слышим, письменная речь записана с помощью букв, ее читаем. Термин «речь» надо закреплять на следующих уроках. Урок №2. «Предложение». Учитель произношением показывает деление речи на предложения. Термин «предложение» многократно повторяется. Методический прием – прохлопывание, сравнение набора слов и предложений. Методическое требование – предложения в рассказе учителя должны быть короткими, несложными, разными по тематике. Дети должны знать: 1) речь состоит из предложений, которые выражают законченную мысль; 2) определять о ком (о чем) говорится в предложении; 3) произносить предложение с интонацией конца; 4) фиксировать конец предложения паузой; 5) уметь изобразить схемой. Урок №3. «Предложение состоит из слов». Учитель фиксирует остановки внутри предложения. Методические требования: 1) ребенок сам должен произносить предложение и слышать паузы; 2) в предложении не больше 3-5 слов; 3) не брать предложения с предлогом. Дети должны уметь: 1) определять предложения в речи; 2) фиксировать паузы хлопком; 3) находить первое, второе,... слово; 4) записать слово, предложение схемой. Дополнительные упражнения: 1) Составление предложения по данной схеме. 2) Наращивание предложения. Прием — «живые слова». Урок №4 «Слог». Приемы: 1) хлопки. 2) «Топорик». 3) Ладошка под подборобок. (гласные [а], [о]). Урок №5 «Ударение». Методические требования: ударный слог определяется после произнесения слова целиком, без деления на слоги. Приемы: 1) «Позови». 2) «Молоточек» (ударим по слогу). 3) Противопоставление (чайка, а не чайка). Урок №6. «Звук. Гласный звук». При объяснении опираться на признаки гласных звуков (отсутствие преграды при произношении; произносится с голосом, громко, легко; рот открывается широко; может образовать слог). Очень важно научить последовательно вычленять звуки в логе, правильно их произносить и воспринимать, слышать сильные и слабые позиции в слове — на основе этого строится обучение правописанию. Порядок звукового разбора: 1) Скажи и послушай слово. 2) Произнеси по слогам, затем с ударением. 3) Определи ударный слог. 4) Протяни первый звук, назови, дай характеристику, обозначь условным значком и т.д. 5) Проверь, получилось ли слово – произнеси по схеме. Методическое требование: 1) слово произносить хором, отдельно; 2) звук надо тянуть; 3) схемы – материальная опора действиям. Структура урока на безбуквенной ступени. 1. Проверка домашнего задания. 2. Повторение изученного материала. 3. Новый материал - введение лингвистического понятия. 4. Закрепление – тренировочные упражнения, игры. 5. Рассказ по картинке, работа по схемам. 6. Итог урока. 7. Задание на дом. Основные методические этапы уроков изучения гласных букв. 1. Повторение. 2. Выделение нового звука: - анализ слого-звуковой с опорой на предметную картинку, схему; - артикуляция (как работают органы речи) и характеристика звука. 3. Упражнения в слышании звука (произношение слов не должно расходиться с их написанием). 4. Знакомство с буквой. Упражнения в запоминании графического образа буквы: 1) Сравнение буквы с предметом, рисунком (на что похожа?). 2) Использование веселых стихов о буквах (С.Маршак, Степанов, Шибаев, Волина и др.) 3) Печатание буквы. 4) Составление буквы из счетных палочек. 5) Выгибание контура буквы из проволоки. 6) Вылепливание из пластилина. 7) «Выщипывание» буквы из листа бумаги. 8) «Письмо» мокрой кисточкой на доске. Упражнения в узнавании букв: 1) Поставь буквы правильно. 2) Полубуква. 3) Различение буквы в ряду других, даже и не изученных (в кассе, в газете). 5. Упражнения в чтении буквы. 1) Чтение с договариванием (А). 2) Чтение на основе звукоподражания. 3) Чтение маленьких слов (союзов) в предложениях с картинками. 4) Подстановка буквы под схему. 6. Беседа по сюжетной картинке. С этого этапа можно начать урок. Из предложения выделить слово для слого-звукового анализа. 7. Обобщение по ленте букв. Следует разграничить звук и букву. 8. Работа над русскими народными сказками. Если учащиеся не знают сказку, учитель читает ее, затем дети пересказывают два раза (проверка содержания; выделение слов с новым звуком). Ступень изучения пяти гласных букв заканчивается чтением простейших слов и предложений.
|