Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С о д е р ж а н и е






Балашов Л. Е.

Философия: Учебник.. — М., 2003. — 502 с.

 

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным и предметным указателями.

ISBN ã Балашов Л. Е., 2003 г.


С о д е р ж а н и е

 

Для чего нужно изучать философию?.................................................... 7

Раздел Первый. Что такое философия?........................ 9

Глава 1............................................................................................................ 9

1.1. Любовь к мудрости.............................................................................. 9

1.2. Предмет и «части» философии....................................................... 13

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 16

1.4. Практическая философия................................................................ 23

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 26

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья................... 26

2.1. Зачем нужно знать историю философии?................................... 26

2.2. Протофилософия................................................................................ 27

2.3. Ранние греческие философы........................................................... 27

2.4. Сократ................................................................................................... 32

2.5. Платон................................................................................................... 33

2.6. Аристотель........................................................................................... 35

2.7. Киники................................................................................................... 37

2.8. Древняя философия после Аристотеля........................................ 37

2.9. Философия средневековья............................................................... 39

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков................................................ 41

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)..................... 41

3.2. Ф. Бэкон................................................................................................ 43

3.3. Р. Декарт............................................................................................... 45

3.4. Б. Спиноза............................................................................................ 46

3.5. Т. Гоббс................................................................................................. 48

3.6. Д. Локк................................................................................................... 48

3.7. Г. Лейбниц............................................................................................ 50

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм........................................................................... 50

3.9. Вольтер и Руссо.................................................................................. 52

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в..................... 53

3.11. И. Кант................................................................................................ 53

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке.......................................................... 57

4.1. Гегель.................................................................................................... 57

4.2. Послегегелевская философия......................................................... 60

4.3. О. Конт.................................................................................................. 61

4.4. Л. Фейербах......................................................................................... 62

4.5. Марксистская философия................................................................ 63

4.6. А. Шопенгауэр.................................................................................... 71

4.7. С.Кьеркегор......................................................................................... 72

4.8. Ф. Ницше.............................................................................................. 73

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков................................. 78

5.1. Общая характеристика русской философии.............................. 78

5.2. Западники и славянофилы.............................................................. 80

5.3. П. Я. Чаадаев....................................................................................... 81

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен...................................................... 82

5.5. В. С. Соловьев..................................................................................... 83

5.6. Н. А. Бердяев....................................................................................... 83

5.7. Русский космизм................................................................................. 84

5.8. В. И. Ленин........................................................................................... 85

ГЛАВА 6. Философия ХХ века............................................................... 85

6.1. З. Фрейд................................................................................................ 85

6.2. Феноменология................................................................................... 87

6.3. Экзистенциализм................................................................................ 87

6.4. Прагматизм.......................................................................................... 88

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия............. 88

6.6. К. Поппер.............................................................................................. 89

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.................. 90

6.8. Постмодернизм................................................................................... 91

6.9. Современная философская мысль................................................. 92

Раздел третий. Философская картина мира.......... 93

ГЛАВА 7. Философское понимание мира.......................................... 93

7.1. Картины мира..................................................................................... 93

7.2. Бытие, существование...................................................................... 97

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)............... 102

7.4. Источники построения категориальной картины мира....... 102

7.5. Категориальная структура мира................................................ 104

7.6. О категориальном детерминизме................................................ 105

7.7. Категориальная картина мира.................................................... 107

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями........ 111

7.9. Материя и движение....................................................................... 114

ГЛАВА 8. Материя................................................................................. 117

8.1. Структура материи......................................................................... 117

8.2. Качество............................................................................................. 122

8.3. Количество........................................................................................ 125

8.4. Мера.................................................................................................... 130

8.5. Виды материи................................................................................... 133

8.6. Тело..................................................................................................... 135

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент.......... 136

8.8. Виды тела.......................................................................................... 142

8.9. Группа (групповая материя)........................................................ 143

8.10. Мезоматерия................................................................................... 146

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество......... 147

ГЛАВА 9. Движение............................................................................... 150

9.1. Общая характеристика движения............................................... 150

9.2. Пространство.................................................................................... 155

9.3. Время................................................................................................... 157

9.4. Виды движения................................................................................. 160

9.5. Развитие.............................................................................................. 167

ГЛАВА 10. Противоречие..................................................................... 172

10.1. Общая характеристика противоречия.................................... 172

10.2. Структура противоречия............................................................ 175

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 182

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей).................................................................... 188

10.5. Сложные (органические) противоречия................................. 193

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия.......... 194

10.7. Золотая середина.......................................................................... 196

10.8. Противоречия в мышлении......................................................... 197

ГЛАВА 11. Становление....................................................................... 200

11.1. Общая характеристика становления....................................... 200

11.2. Становление и развитие.............................................................. 203

11.3. Возможность................................................................................... 207

11.4. Действительность.......................................................................... 212

11.5. Закон и явление.............................................................................. 214

11.6. Причина — действие — следствие........................................... 217

11.7. Вещь — свойство — отношение............................................... 224

11.8. Сущность......................................................................................... 228

11.9. Форма и содержание.................................................................... 232

11.10. Старое и новое............................................................................. 233

11.11. Эволюция и революция............................................................. 236

Раздел четвертый. Философия человека............. 241

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология).... 241

12.1. Что такое человек?........................................................................ 241

12.2. Человек-общество-природа........................................................ 242

12.3. Сущность человека....................................................................... 243

12.4. Происхождение человека........................................................... 245

12.5. Организация человека................................................................. 247

12.6. Типология человека...................................................................... 248

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие............................................. 251

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни....................................................... 252

13.2. Смерть и бессмертие.................................................................... 257

13.3. Живая связь смертности и бессмертия.................................... 262

13.4. Как мы “делаем” бессмертие?................................................... 265

13.5. Потенциальное бессмертие........................................................ 270

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем).. 275

13.7. Активное долголетие.................................................................... 277

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 284

13.9. Человеческое счастье................................................................... 287

13.10. Любовь........................................................................................... 292

13.11. Человеческий смысл творчества............................................ 301

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода................................ 303

14.1. Гуманизм — философия человечности................................... 303

14.2. Либерализм..................................................................................... 307

14.3. Cвобода............................................................................................ 312

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия)......... 326

15.1. Общество — взаимодействие людей....................................... 326

15.2. Структура общества.................................................................... 327

15.3. Государство.................................................................................... 329

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 334

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм..................................... 334

15.6. Отношения между людьми. Справедливость........................ 336

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм....................................... 337

15.8. Критика идей социализма и коммунизма............................... 340

15.9. Мораль, право, политика............................................................ 347

15.10. Золотое правило поведения..................................................... 348

15.11. Добро и зло................................................................................... 355

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении............ 365

15.13. О культуре поведения................................................................ 369

15.14. Культура....................................................................................... 372

15.15. Наука.............................................................................................. 376

15.16. Искусство...................................................................................... 376

15.17. Религия........................................................................................... 378

15.18. Цивилизация................................................................................. 387

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 388

ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология................................................................................... 405

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект...................................... 405

16.1. Деятельность.................................................................................. 406

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность. 410

16.3. Цель, средство, результат........................................................... 411

16.4. Субъект и объект........................................................................... 415

16.5. Виды человеческой деятельности............................................ 419

16.6. Труд, отдых, игра, творчество................................................... 422

16.7. Психика............................................................................................ 423

16.8. Сознание.......................................................................................... 428

16.9. Язык................................................................................................... 429

16.10. Опыт................................................................................................ 430

ГЛАВА 17. Мышление........................................................................... 430

17.1. Как мы думаем?............................................................................. 431

17.2. Способности мышления.............................................................. 432

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость)............................ 441

17.4. Рассудок (дедуктивная логика)................................................. 442

17.5. Вероятностное мышление.......................................................... 445

17.6. Ум (интуиция)................................................................................. 447

17.7. Разум (диалектическое мышление).......................................... 449

ГЛАВА 18. Творчество.......................................................................... 460

18.1. Жизнедеятельность....................................................................... 460

18.2. Сущность творчества................................................................... 460

18.3. Познание.......................................................................................... 463

18.4. Индивидуальное и коллективное познание........................... 468

18.5. Формы индивидуального познания......................................... 469

18.6. Наука (коллективное познание)................................................ 470

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 474

18.8. Практика.......................................................................................... 475

18.9. Игровая деятельность.................................................................. 480

18.10. Искусство (художественная деятельность)......................... 481

18.11. Спорт.............................................................................................. 482

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ....................... 484

Литература............................................................................................... 496

Книги автора............................................................................................ 497

Указатель имен........................................................................................ 499

 


Для чего нужно изучать философию?

 

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д.). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

 

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

 

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.


Раздел Первый. Что такое философия?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал