Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проект книги






Предисловие

1. Человек, общество, природа.

2. Учение о человеке.

2.1. Жизнь, смерть, бессмертие.

2.2. Либерализм и свобода.

2.3. Гуманизм.

3. Учение об обществе.

3.2. Золотое правило поведения.

4. Критика марксистской концепции человека и общества.

5. Прошлое и будущее человечества. Исторический прогресс.

План

1. Человек-общество-природа.

2. Учение о человеке.

3. Учение об обществе.

4. Будущее человечества

 

[LB5] Человек — малая Вселенная, микрокосм... Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться потому только, что в человеке есть состав Вселенной, все ее силы и качества, что человек — не дробная часть Вселенной, а цельная малая Вселенная... Человек познавательно проникает в смысл Вселенной как в большого человека... Вселенная входит в человека, поддается его творческому усилию как малой Вселенной, как микрокосму. Человек и космос меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а не борьба карлика и великана... Человек потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, но и вне мира и над миром, превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру.

Н. А. Бердяев

 

Не стоит прогибаться под изменчивый мир

Пусть лучше он прогнется под нас.

Андрей Макаревич

(Из песни группы “Машина времени”)

[LB6] Ю. Рюриков: “Есть много видов счастья: детское и родительское, любовное и супружеское, счастье победы, преодоления преград, счастье творчества, открытия, счастье путешествий, узнаваний нового... Есть счастье “седьмого неба” и счастье долгого пути по земле.

В семье, в сердечных отношениях людей чаще всего встречаются два счастья — одно бурное, другое спокойное.

Бурное — это счастье любви, счастье взмывающих взлетов, когда в человеке как бы вспыхивает внутреннее солнце и озаряет всю его жизнь. Спокойное — это счастье теплого домашнего климата, добрых человеческих отношений. Его дают радости материнства, уверенность в спутнике жизни, супружеские симпатии. Это счастье домашней дружбы, домашнего очага.” — Его “Два счастья”, журн. “Работница”, 1976, № 8. С. 21.

 

Здоровье — 90 процентов счастья.

 

[LB7] Интересную творческую ситуацию описывает Л. Толстой на страницах «Анны Карениной», посвященных художнику Михайлову:

 

«Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками.

— Так, так! — проговорил он и тотчас же, взяв карандаш, начал быстро рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу...

Эта новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергетической силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна».

 

[LB8] План

 

Исторические формы общества: род, племя, племенной союз, государство.

Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация, раса и т. п.).

Формы регулирования отношений между людьми: мораль, право, политика.

Формы культуры: наука, искусство, философия, религия, изобретательство.

Экономика, производство, потребление.

Философия истории.

Исторический прогресс.

Философская футурология.

 

[LB9] ПРАВО, ЗАКОН, ГОСУДАРСТВО

 

Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость.

Г.У. Бичер 12, 95

 

Теория Монтескье о разделении власти основывается на признании того, что каждый человек, имеющий власть, склонен к тому, чтобы ею злоупотребить и для того, чтобы властью нельзя было злоупотреблять, нужно, чтобы власть ограничивала власть. Принцип разделения власти нигде в мире не был осуществлен неукоснительно, но имел большое и позитивное влияние на формирование современных государственных организаций и политическое мышление. Он создал идею и практику конституционности. А для судопроизводства создал принцип судебной независимости и организационные условия его осуществления.

“Венгерские новости ”, 1988, № 10

 

Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью.

Вольтер

 

Законы обязаны своей силой нравам.

К. Гельвеций 12, 136

 

“Что говорят обо мне и моем правительстве? ” — спросил один китайский император Конфуция. “Все молчат, — ответил философ, — все хранят угрюмое молчание”. “Вот это-то и желательно мне”, — сказал император. “А этого Вы и должны были бы бояться, — возразил философ. — Больной, которому льстят, погиб, его конец близок. Перед монархом следует вскрывать недостатки его духа, как и болезни его тела. Без этой свободы государство и государь погибают”. Этот ответ не понравился императору: он ждал похвалы.

К. Гельвеций (“О человеке”)

 

Каждый обязан подчиняться лишь такому закону, на который он сам дал согласие.

Давнее политико-юридическое правило

 

Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные.

Из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.

 

Обязанность без права есть рабство; право без обязанности — анархия.

Ф.Р. Ламенэ 12, 164

 

Достоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей.

Дж.Ст. Милль

 

Свобода есть право делать то, что дозволено законами.

Ш.Л. Монтескье 12, 216

 

Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно.

Неизвестный автор

 

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть.

Б. Шоу

 

Власть должна поощрять делающих добро и наказывать делающих зло.

Апостол Петр

 

Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости.

Ж.П. Прудон 12, 95

 

Строгий закон виновных творит.

Русская пословица 12, 95

 

Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.

Сенека 12, 203

 

Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.

В.С. Соловьев 12, 191

 

Можно быть формально правым, но это не обязательно соответствует принципам демократии.

Ирвин Стоун

 

Жизнь в энгельсовском народном государстве была бы правильной, ровной, как хорошо заведенные часы. Однако есть в этом понимании некоторые вещи, которые пробуждают серьезные сомнения.

Прежде всего всемогущее государство легло бы страшной тяжестью на каждого отдельного человека. Собственная воля и собственная мысль каждого человека должны были бы исчезнуть, замереть, а то вдруг государство признает их враждебными, непотребными. Воспитание, имея в виду воспитание не свободных людей, а благопристойных членов государства, сделалось бы мертвящей духовной муштрой, казенщиной. Люди вырастали и жили бы в такой зависимости, под таким присмотром государства, о каком теперь в наиабсолютнейших полицейских государствах нет и речи. Народное государство стало бы огромнейшей народной тюрьмой.

А кто же был бы ее сторожем? Кто держал бы в руках руль такого государства? Этого социал-демократы не говорят открыто, но во всяком случае эти люди имели бы в своих руках такую огромную власть над жизнью и судьбой миллионов своих товарищей, какую никогда не имели самые большие деспоты, и старая беда — неравенство, изгнанное в дверь, вернулось бы через окно: не было бы эксплуатации работников капиталистами, но было бы всевластие управляющих — все равно, прирожденных или выбранных — над миллионами членов народного государства. А имея в руках такую неограниченную власть хотя бы на короткое время, как легко могли бы управляющие захватить ее навсегда! И как легко при таких порядках подорвать среди людей корень всякого прогресса и развития и, доведя весь люд до полной степени всеобщего застоя, остановить его на этой ступени на долгие века, подавляя всякие такие силы в обществе, что толкают вперед... будят неудовлетворенность тем, что есть, и ищут чего-то нового. Нет, социал-демократическое “народное государство”, если бы было можно когда-то построить его, не создало бы рая на Земле, а было бы в лучшем случае великим препятствием для действительного прогресса.

Иван Франко (1903 г.)

 

* * *

Право в самом глубоком смысле — это взаимодопущение и взаимоограничение свободы. Из взаимодопущения свободы вытекают разнообразные права человека. Из взаимоограничения свободы вытекают не менее разнообразные обязанности человека.

 

Строгий закон плодит виновных, а нестрогий — преступников.

 

[LB10]Ч. Айтматов, советский писатель перестроечной поры, вынужден был констатировать: “Все время думаю о парадоксе: созидая социализм, отдавая предпочтение всему, что идет от коллектива, от коллективизма, мы много утратили из того, что касается индивидуальности, личности, если можно так выразиться, самости, человека. Надо исходить из того, что если есть сам, то все остальное есть мир. Как сказывается сегодня эта утрата! На многом, во многом. На качестве труда, На отношениях человека к человеку. На оценке его творческой потенции. Ценность самой личности у нас не выверена, не определена... И мы игнорируем эти проблемы... Хватит догматов, заранее представленных формул. Много их уже было, догматов и формул, тормозящих движение вперед, и мы должны уйти от нивелирования, обезличивания, стандарта. Всеобщая стандартизация во имя коллектива убийственна”. (1987 г.)

[LB11] Прогресс веры: переход от местных и национальных верований к мировым религиям, от детализированной, рецептурной религиозности к обобщенной вере.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал