Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции сельского населения
- Экономические функции – сельскохозяйственные (эксплуатация разрозненных ресурсов), в настоящее время занятость сельского населения в сельском хозяйстве падает (< 50%); лесное хозяйство; обрабатывающая промышленность; транспорт.
- Экологические функции – поставка чистых воздуха и воды в крупные города; сброс загрязнителей из городов.
- Культурные функции – отражение культуры данного общества в различных формах – искусство, система ценностей.
Формы хозяйства и расселения сельского населения:
Тундра – кочевое оленеводство (северные народы);
Северная тайга – очаговое заселение вдоль рек;
Юг лесной зоны – нечерноземная зона
Черноземная зона
Сухие степи и полупустыни – отгонно-пастбищное овцеводство, южное трудоемкое растениеводство.
Интразональный тип – урбанизированное сельское население в пригородах больших городов – “спальни города”.
ТЕМА 3 ГЕОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАС 1. Состав и значение расовых признаков Расы (франц. race от итал. razza — " род", " порода", " племя") — исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных, в основном, внешних (телесных), признаках. Расы, во-первых, биологические категории, и этим качественно отличающиеся от всех социальных общностей: этнических, языковых, религиозных и пр., во-вторых, расы — не совокупность особей, а совокупность популяций, являющихся территориальными общностями людей, внутри которых чаще заключаются браки. По мере развития культуры, цивилизации, а также биологического взаимодействия между различными народами, границы расовых ареалов все больше и больше стираются, возникают новые местные сочетания расовых признаков единого человечества. Расовые различия обычно хорошо заметны у далеко друг от друга расположенных групп людей и почти незаметны у рядом живущих. Смешение рас длится многие тысячелетия и представляет собой непрерывный и все более ускоряющийся процесс — на долю всех смешанных и промежуточных расовых групп приходится около трети всех людей Земли. Наиболее широко распространено представление о делении современного человечества на европеоидную, монголоидную и негроидную или на " белую", " желтую" и " черную" расы. Различия в цвете кожи зависят от количества красящего вещества — пигмента меланина, который по своим физическим и химическим свойствам одинаков у представителей всех рас. Однако цвет кожи не является единственным, а в некоторых случаях даже и не основным признаком разграничения рас. Антропологи используют для такого разграничения совокупность прежде всего внешних признаков, и не только их. ^ К основным расовым признакам относятся: цвет кожи, характер волосяного покрова, строение лицевой части головы, различия в пропорции тела, особые линии (борозды) на ладонях и подошвах, узоры на подушечках пальцев и т. д. Учитываются далее и некоторые физиологические особенности организма, " скрытые" признаки: группы крови, содержание в тканях микроэлементов, виды цветовой слепоты, строение зубов и пр. Любое расовое деление в какой-то мере условно. Ведь в конце концов все люди пусть дальняя, но родня по крови в самом прямом смысле этого слова. Физические различия между людьми — реальность, они нуждаются в учете, изучении, классификации. Но все это никак не зачеркивает той многократно доказанной истины, что в главном, в самом существенном, в единственно важном для жизни — в чувствах и мыслях, в способностях и возможностях — люди разных рас равны и едины. Наиболее наглядно это доказывается тем, что потомство от смешанных браков вполне жизнеспособно и плодовито. Француз Александр Дюма (автор романов " Три мушкетера", " Граф Монте-Кристо" и др.) был внуком негритянки. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин — потомок не только знатных и незнатных русских родов, но и " арапа Петра Великого", чернокожего Ганнибала (Абрам Петрович, 1697-1781 гг., сын эфиопского князя). ^ 2. Большие и малые человеческие расы Большая европеоидная раса. Европеоиды отличаются светлой или смуглой кожей, волнистыми или прямыми мяг- кими волосами разных оттенков, сильным развитием третичного волосяного покрова (борода у мужчин), большим разнообразием окраски радужной оболочки глаз (от карих до светло-серых и голубых), узким выступающим носом с высоким переносьем, тонкими или средней толщины губами. Для любого китайца крупный нос — признак европейца. " Большеносыми дьяволами" звали когда-то в Китае европейских миссионеров, проповедовавших христианство. У европеоидов действию отбора подвергалась светлая окраска кожи, волос и глаз, так как мутации, определяющие эти признаки, имели наибольшие шансы выживания и распространения в Северной и Средней Европе, где в среднем палеолите преобладал прохладный влажный климат со значительной облачностью и пониженной солнечной инсоляцией. Естественная селекция обусловила выживание узколицых (минимальная поверхность незащищенной одеждой поверхности тела), длинноносых (прогрев вдыхаемого холодного воздуха), тонкогубых (сохранение внутреннего тепла), с пышными бородой и усами (защищают лицо от холода, по мнению полярников, лучше меховой маски). Зима, длившаяся десять месяцев, ослабляла организм, особенно, детский. Одно из средств лечения рахита — ультрафиолетовые лучи. Их избыток вызывает ожог, защитой служит темная кожа. Светлая кожа пропускает ультрафиолетовые лучи, при умеренной дозе они проникают в глубинные слои кожи, вырабатывая витамин D, лучшее лекарство при рахите. И светлые волосы на голове не задерживают ультрафиолетовые лучи, пропуская их к коже. Во время полярной ночи дополнительным источником света служат северные сияния, излучающие синюю часть спектра. Темная радужная оболочка поглощает эту часть спектра, голубая — пропускает. Таким образом, на севере сформировалась светловолосая, светлокожая, голубоглазая раса, которую и называют нордической (северной). Большая европеоидная раса по интенсивности пигментации подразделяется на три группы: северную — со светлой кожей, русыми и белокурыми волосами, значительной долей серых и голубых глаз; южную — со смуглой кожей, преимущественно темными волосами и глазами; промежуточную, для которой характерна среднеинтенсивная пигментация. По особенностям пигментации и так называемому " головному указателю" в группах выделяют малые расы, или расы второго и третьего порядка. Головной указатель — пропорции мозговой части черепа, процентное отношение наибольшей ширины головы к её наибольшей длине. Если ширина головы составляет менее 75% ее длины, то человек относится к долихокефалам — длинноголовым (от греч. dolichos — " длинный" и kephale — " голова"), если ширина более 80% длины, то — к брахикефалам, короткоголовым. Промежуточные соотношения принадлежат мезодолихокефалам и ме-зобрахикефалам. Рассмотрим только отдельные примеры. В северной группе светлых европеоидов выделяются нордийская (долихо-кефальная) и балтийская (брахикефальная) малые расы. Промежуточная по пигментации группа европеоидов (большей частью брахикефальных — короткоголовых), подразделяется на альпийскую, среднеевропейскую и восточно-европейскую. В последнюю входит большая часть русских (промеры головного указателя составляют: 16 см/17, 8 см = 90%. В южной группе, в составе индо-средиземноморской расы, выделяются, например, средиземноморская (доли-хокефальная) и арменоидная (брахикефальная) малые расы.Большая монголоидная раса. Внешние черты монголоидов: желтоватый оттенок кожи, прямые (часто тугие и жесткие) темные волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, карие глаза, уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос (часто с низким переносьем), наличие эпикантуса — особой складки верхнего века, прикрывающей глаз и его слезный бугорок. Последнее связано с формированием расы в степях и полупустынях Центральной Азии, необходимостью защиты глаз от сильных ветров и песчаных бурь, весьма характерных для сухого континентального климата с резкими суточными и сезонными колебаниями температуры. Большая монголоидная раса состоит из двух основных групп: азиатской и американской (индейцы, эскимосы, алеуты). У американских индейцев общий монголоидный облик сглажен, эпикантус встречается редко, нос выступает обычно сильно. Монголоиды Азии делятся на две основные группы: континентальную и тихоокеанскую (корейцы, северные китайцы). Континентальные монголоиды отличаются менее интенсивной пигментацией, большой массивностью скелета, более широким лицом. В свою очередь, континентальные монголоиды делятся на арктическую расу (эскимосы, чукчи, коряки); североазиатскую (эвенки, эвены, юкагиры); централъноазиатскую (монголы, буряты, якуты); дальневосточную (китайцы, корейцы). Большая негроидная раса. Внешние отличия: интенсивно пигментированная темно-коричневая кожа, курчавые жесткие черные волосы, карие глаза, сильный прогнатизм (выступание челюстей), слабо выступающий широкий нос (часто с поперечными, т. е. расположенными параллельно плоскости лица ноздрями), толстые губы. Темная кожа предохраняет организм от ультрафиолетового излучения, а курчавые волосы, образующие вокруг головы естественную плотную " шапку", защищают от перегрева. Терморегулирующее значение имеют форма носа, строение губ, количество потовых желез в организме человека — для усиленного испарения влаги. Негроидные признаки наиболее выражены у населения, живущего в Африке к югу от Сахары, известного под собирательным и неточным названием " негры". (В бытовых взаимоотношениях обращение " негр" считается обидным, лучше говорить: " чернокожий", " африканец", " афроамериканец".) Большая негроидная раса состоит из трех групп: негры, негрилли, бушмены и готтентоты. В разных областях Африки наблюдается зональность, поясность в цвете кожи и в других негроидных признаках, в зависимости от температуры воздуха и солнечной инсоляции. Отмечается, что бушмены и готтентоты, живущие на юге Африки, а также жители северной части материка, имеют более светлую пигментацию, чем негроиды экваториального пояса. Значительны различия в росте от наиболее высокорослых групп в мире — суданцы, нилоты, до крайне низкорослых — пигмеи негрилльской расы в Руанде, Бурунди, Конго, имеющие менее чем полутораметровый рост и миниатюрное сложение. Антропологи считают, что малый рост — следствие приспособительной реакции на многовековой недостаток пищи. К уменьшению роста ведет употребление богатой углеводами и бедной белками (особенно белками животного происхождения) пищи. Бушмены и готтентоты пустынь юго-западной Африки также имеют малый рост (150-160 см), уплощенное лицо и эпикантус, что сближает их с монголоидами. У бушменских женщин наблюдается стеатопигия — выступание ягодичной области вследствие обильного жироотложения. ^ Болъшая австралоидная раса до недавнего времени не входила в число больших рас — объединялась с негроидной в одну большую негро-австралоидную или экваториальную расу. Австралоиды в подавляющем большинстве имеют темную окраску кожи, широкий нос, толстые губы, что сближает их с негроидами. Но аборигены Австралии по пигментации кожи, хотя и близки к африканским негроидам, по форме волос и развитию третичного волосяного покрова ближе к европеоидам. Большая австралоидная раса состоит из следующих ветвей: австралийцы-аборигены, папуасы и меланезийцы, веддоиды, айны, негритосы. У папуасов и меланезийцев, имеющих достаточно выраженные австралоидные черты, волосы, так же как и у негроидов, курчавые. Папуасы отличаются от меланезийцев формой носа — он у них с горбинкойНегритосы напоминают меланезийцев, но крайне низкорослы. Веддоиды выделяются малым ростом, слабым развитием бороды, надбровных дуг, прогнатизма. Айны генетически связаны с другими австралоидами, но резко отличаются от них по общему облику. Для них характерны отдельные особенности различных больших рас: европеоидные — светлая кожа и очень развитый третичный волосяной покров, австралоид-ные — широкий нос и покатый лоб, монголоидные — упло-щенность лица и наличие эпикантуса. ^ 3. Расовый состав населения по регионам мира Количественные параметры населения мира по расовому составу обычно даются по оценкам ученых-специалистов, поскольку расовый учет в большинстве стран не ведется. Анализ табл. 1 показывает, прежде всего, как велика доля смешанных и переходных типов — третья часть человечества. В мире почти половина населения — европеоиды. Страны бывшего СССР. Абсолютное большинство населения относится к европеоидной расе, представленной всеми тремя ветвями, со значительной долей переходных или промежуточных форм. К северной ветви принадлежат северо-западные группы русских и народы Прибалтики, к южной — большинство народов Кавказа и Средней Азии. Переходные или промежуточные формы: русские — до Дальнего Востока, а также украинцы и белорусы. Степи юго-востока Европы, Урал, Западная Сибирь, Казахстан и Средняя Азия — давняя контактная зона между европеоидами и монголоидами. Европеоиды этих районов, с явно выраженными монголоидными признаками, включаются в смешанные уральскую и южносибирскую (казахи, киргизы) группы; а также среднеазиатскую (туркмены, частично узбеки и таджики). Слабо выраженные признаки монголоидной расы имеются у живущих на Кольском полуострове, в Поволжье и на Урале финно-язычных саами, мордвы, марийцев, удмуртов и тюркоязычных чувашей, башкир и татар — расовый тип этих народов принято называть лапоноидным или субуралъ-ским (в составе европеоидной расы). ^ Таблица 1 Численность и география человеческих рас (конец 80-х гг.), %. Большие I Мир I Экс- Заруб. Заруб. Афри Амери Австра- расы в целом СССР Европа Азия -ка -ка лия и Океани яВсе население IJOO, 0_ _1< М._10М-П°21°--ЖА. 10°'° 100'° Европеоидная 42, 3 86, 3 99, 3 29, 2 27, 0 52, 0 75, 4 (Евразийская) Монголоидная 20, 0 0, 6 0, 1 32, 2 - 6, 0 0, 4 (Азиатско- Американская); Негроидная 7, 0 - 0, 2 0, 1 54, 0 7, 0 (Африканская) Австралоидная 0, 3 - - 0, 3 - - 18, 1 (Океанийская) Смешанные и 30, 3 13, 1 0, 4 39, 2 19, 0 35, 0 6, 1 переходные типы I) | | I Коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока принадлежат к континентальной ветви монголоидов — центрально-азиатская, североазиатская и арктическая малые расы большой монголоидной расы. Зарубежная Европа. Население Зарубежной Европы практически полностью принадлежит к европеоидной расе. Незначительное исключение составляют саами на севере, а также недавние иммигранты из Африки, Южной Азии, Вест-Индии. Довольно резко по расовым признакам отличаются, например, высокорослые, светловолосые и светлоглазые норвежцы (северная группа европеоидов) и невысокие темноволосые и темноглазые южные итальянцы. Вместе с тем, смена расовых признаков в Европе происходит настолько постепенно, что невозможно провести четких границ между малыми расами. Довольно условно принято считать, что в Скандинавии, Исландии, Великобритании, Ирландии, Нидерландах и на севере Германии распространена северная ветвь европеоидов — балтийская раса (северные европеоиды составляют примерно 17% населения Европы). Пиренейский полуостров, юго-восток Франции, южную и центральную Италию, южную Грецию населяют представители южных европеоидов — средиземноморская раса. Югославия, северная Греция — регион проживания динарской расы южных европеоидов. К южным европеоидам относится около 32% европейцев. Все остальное население Европы (около 50%) включают в состав различных, трудно поддающихся разграничению рас, объединенных довольно расплывчатым понятием: " переходные и смешанные формы европеоидов". На севере Европы проживают саами -— лапоноидная раса, формировали которую как европеоидные элементы, так и элементы уральской общности. У населения крайнего юга Европы кое-где прослеживается негроидная примесь. Зарубежная Азия. Наиболее сложна в антропологическом отношении Азия, где распространены разные группы всех четырех больших рас человечества. Европеоиды (1/3 часть) представлены различными расами южной ветви — средиземноморской, переднеазиатс-кой, индо-афганской, памиро-ферганской, которые распространены в Юго-Западной Азии и Северной Индии. Азиатские монголоиды (еще 1/3), как уже упоминалось, делятся на континентальных (монголы, тунгусские народы) и тихоокеанских (корейцы, северные китайцы). Смешанные формы монголоидов и австралоидов: южные монголоиды, южные китайцы, индонезийцы, филиппинцы, народы Индокитая; японский тип, в составе которого прослеживаются айнские элементы. Австралоиды представляются веддоидной расой (Шри-Ланка), папуасско-меланезийской (Индонезия), негритос-ским типом (некоторые народы Филиппин, Малайзии и Таиланда). В зоне древних контактов между южной ветвью европеоидов и веддоидами австралоидной расы образовался южноиндийский тип — народы южной Индии. Негроидные черты прослеживаются у части населения Аравийского полуострова, особенно в прибрежных районах. Африка. Более половины населения представляют собой большую негроидную расу, представители которой преобладают в районах южнее Сахары. Негроиды разных областей, как уже отмечалось, довольно сильно различаются по цвету кожи, чертам лица, длине тела. Южные европеоиды (средиземноморская раса) заселяют весь север Африки вплоть до Сахары — это арабы и берберы. На границе европеоидов и негроидов возникли смешанные типы. Например — эфиопы на Африканском Роге. На юге Африки живут около 5 млн европеоидов — выходцев из Западной Европы, главным образом из Нидерландов (буры), и их потомков. Внебрачные связи буров с готтентотками и другими африканками обусловили появление смешанных групп, так называемых " цветных".Америка. Необычайная пестрота расового состава населения Америки обуславливается тем, что в формировании ее населения участвовали представители трех больших рас человечества. Аборигенное монголоидное население — индейцы, эскимосы и алеуты — сохранились компактно лишь в отдельных районах: на Мексиканском нагорье, в Андах, в глубинных областях Южной Америки и арктических районах. Из больших рас преобладают европеоиды (почти 9/10 населения США и Канады и более 1/4 населения Латинской Америки). В Северную Америку переселялись в основном представители северной и переходной ветвей европеоидов из Великобритании, Скандинавии, Германии. В процессе сме здесь еще в большей мере, чем в Европе, в результате чего резко преобладают переходные формы. В Латинской Америке европеоиды представлены в основном южной группой, так как среди переселенцев из Европы преобладали испанцы, португальцы, итальянцы. Вторая по численности в Америке расовая группа (20%) — метисы, потомки от смешанных браков и внебрачных евро-пейско-индейских связей. В Латинской Америке они даже преобладают, образуя основное население Мексики, Венесуэлы, Чили, Парагвая. Менее многочисленны мулаты (12%) — результат смешения европейского и африканского населения. К ним принадлежит большая часть афроамериканцев США, значительные группы населения Бразилии, Кубы, народов Вест-Индии. Метисов и мулатов, в ряде случаев, разделить трудно. Есть группы индейско-негритянского происхождения (самбо) и индейско-негритянско-европейского происхождения. Доля населения смешанного расового происхождения непрерывно увеличивается. Негроидная раса в Америке состоит из не смешавшихся (или мало смешавшихся) потомков привезенных из Африки негров-рабов. Довольно крупные негроидные группы живут в США, Бразилии, на Гаити, Ямайке и в некоторых других странах Вест-Индии. ^ Австралия и Океания. До прихода сюда европейцев основная часть населения состояла из двух малых рас большой австралоидной расы — австралийской и папуасско-мела-незийской. Население Полинезии и Микронезии в расовом отношении занимало промежуточное положение между монголоидами и австралоидами. Сейчас, в результате массового вторжения в регион европейцев и в меньшей степени азиатов, расовый состав претерпел сильные изменения. В Австралии и Новой Зеландии резко преобладают представители европеоидной расы. В ряде стран смешение океанийцев с пришельцами привело к обра- зованию метисных групп (Фиджи, Новая Каледония, Полинезия, Микронезия). На большинстве островов Меланезии и на Новой Гвинее метисов мало. ^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Аксянова Г. А. 100 народов Российской Федерации: численность и расселение, язык, религия, традиционные занятия, антропологические особенности (справочные материалы). — М.: Старый сад, 2001. На путях биологической истории человечества: Сб. ст. в 2-х т. Отв. ред. А. А. Зубов, Г. А. Аксянова. — М.: ИЭА РАН, 2002. Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. Вып. 24. — М.: Наука, 1998. Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. — М.: Изд-во МГУ, 1991. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М., 1971 ТЕМА 4 ^ ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА 1. Этнос и совокупность его признаков Прошлым и настоящим народов (этносов) занимаются многие науки: археология, история, география, философия. Но есть и специальная дисциплина, главная задача которой — изучение характерных черт народов мира. В разных странах она именуется не одинаково. Ее называют иногда этнологией, иногда народоведением. У нас эта дисциплина больше известна как этнография, что в буквальном переводе с древнегреческого означает " описание народов" (от греч. ethnos — " племя", " народ" и grapho — " пишу"). Этнос — исторически возникший вид социальной группировки людей, обладающий совокупностью признаков: единством территории, культуры на базе общего языка, хозяйственно-бытовых особенностей, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием и самоназванием. Сразу следует сказать, что ни один из компонентов определения не является непременным признаком, отличающим данный народ от любого другого. В одних случаях главная роль принадлежит языку, в других — территории, в третьих — религии и т. д. Не случайно все попытки выделить хотя бы один, непременный для всех случаев, этнодифференци-рующий признак оказывается обреченным на неудачу. Этносы — исторически возникшие социальные группировки людей. В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этносов (стадиальные, временные типы). Племя — появилось одновременно с возникновением вида Homo sapiens. В основе — кровнородственные связи. Затем они заменяются территориальными, появляются союзы племен, на базе которых и возникают неустойчивые этносы. Категория это историческая и примерами всегда приводят часть населения ряда бывших колониальных стран находящихся, якобы, на стадии племенной общности. Но, например, у австралийских аборигенов еще перед приходом европейцев насчитывалось около 500 племен со своим языком (диалектом), бушмены — жители пустыни Калахари — насчитывают более 20 племен, да плюс готтентоты, образующие с бушменами малую расу. Конечно нее, они образуют союзы племен (готтентотов — 130 тыс.). По Л. Н. Гумилеву, все это — этносы, находящиеся на разных стадиях этногенеза. Народность — следующая историческая фаза этноса. Этническая общность, характерная для докапиталистических этапов развития человечества, ныне сохраняющаяся в большинстве стран Африки и ряде государств Азии и Латинской Америки. Нечто промежуточное между племенем и нацией. Нация — наиболее развитая этническая общность с развитой системой экономических отношений, наличием литературного языка, национального самосознания, психологии и ряда других признаков, отличающих народы большинства государств мира. Считается, что английская нация, например, сложилась в XVI в., русская — в XVII-XVIII вв., немецкая — к XIX в. Чаще всего выражения " нация", " национальность", " народность" используются как синонимы слов " этнос", " народ". Таких народов насчитывается на Земле до четырех тысяч. В большинстве своем это малочисленные народы — ме ее одной тысячи человек каждый. В то лее время, по под-четам ученых-этнографов, десять народов, каждый из ко-орых насчитывает более 100 млн человек, составляют око-: о 50% всего населения Земли. В порядке убывания: китайцы-ханъ (население Китая остоит более чем из 50-ти народов, хань составляют 94%: аселения, остальные — чжуаны, уйгуры, тибетцы, мяо,: уэй и т. д.); хиндустанцы (на языке хинди это — название 1ндии, всего в Индии насчитывается около 1500 народов); .мериканцы США; бенгальцы (основное население Банг-[адеш и индийского штата Западная Бенгалия); русские; 'разилъцы; японцы (самоназвание — нихондзин); пенджабцы, или панджабцы (в основном — жители индийского шта-'а Пенджаб); бихарцы (Индия — штат Бихар, Бангладеш, 1епал); мексиканцы. В ходе поступательного развития человечества процессы 'тнического разъединения сменялись процессами этническо-о объединения. Наиболее интенсивно процессы объедине-шя развивались с появлением государств. Специалистами ъщеляются два вида этнического объединения — консоли-щция и ассимиляция. Консолидация — процесс объединения родственных птносов и образование более крупных. Так, из родствен-[ых славянских племен сформировались русская, украинс-; ая и белорусская нации. Ассимиляция — поглощение более крупным и разви-пым этносом менее крупного. Ассимиляция бывает на-: ильственной и ненасильственной. В качестве примера мож-го привести Россию до революции, где царизм насильствен-ю русифицировал другие народности, что проявлялось в гасаждении русского языка, православия, русской письмен-юсти. В результате сложных объединительно-разъединительных фоцессов появились разные типы этносов по величине (так-юномические уровни): суперэтносы (метаэтносы), этносы, губэтносы. Например: суперэтнос — славяне, этнос — рус- ские, субэтнос — казаки, поморы, вятичи, ярославцы и т. д. Казалось бы — очень четкое деление, но, к примеру, рУс-ские, украинцы, белорусы значительно ближе между с°-бой, чем, скажем, те же славяне — поляки, словаки, болгары. Единство территории. Обязательно ли оно для этноса? Ведь в этнос входят и диаспоры (от греч. diaspora — " рассеяние") — часть этноса, живущая в других странах, вне страны своего происхождения. Следовательно, надо разграничивать территориальную целостность как условие возникновения этноса, важнейшее условие его формирования, и как фактор существования. Сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет территорию и на протяжении своей истории может ее менять: калмыки (самоназвание — хальмг) всего четыре века назад жили в Центральной Азии; венгры (самоназвание — мадьяр) за последние полторы тысячи лет сменили четыре, а возможно и пять территорий поселения (одно из них — на Урале, что сказывается на сходстве языка с башкирским, ханты и манси). По территориальному (или географическому) признаку группируются народы, живущие на сопредельных территориях и имеющие сходные отдельные этнические признаки. Такие территории называются историка-этническими областями. К ним относятся, например, Западная Европа, Северная Европа, Восточная Европа, Северная Африка, Полинезия и т. д. Культура на базе общего языка. Язык — важнейший отличительный признак этноса. Это как будто бы не нуждается в особых доказательствах, однако англичане и австралийцы, например, говорят на одном языке. На нем же говорят жители США и большая часть канадцев, и население Ямайки, и новозеландцы, и ирландцы. И все это разные этносы. Другие примеры: одна часть швейцарцев говорит на немецком языке, другая — на французском, третья — на итальянском, а четвертая даже на рето-романском, на которомговорили древние ретийцы — племя, родственное вымершим этрускам. Мордовский народ сейчас говорит, по существу, на трех языках: мокша, эрзя (лесной и луговой), а так лее на русском, который стал для трети населения родным. То есть, общность языка не является обязательным признаком этноса. По языку проводится классификация народов, называемая лингвистической. Учитывается генеалогия языка (т. е. его происхождение, общность праязыка), устанавливаемая при сравнении словарного состава и грамматического строя. Например, латынь Древнего Рима послужила основой группы романских языков (от лат. — romanus — " римский"): испанского, румынского, французского, итальянского, португальского, молдавского. Связано это с тем, что именно на эти земли распространялась власть Римской империи. Эту группу языков также называют латинской — от названия италийских племен (латины), заселявших современный Ла-цио — область в центральной Италии. Русский, белорусский и украинские языки имеют много однокоренных слов, что позволяет этим народам свободно понимать друг друга. Следовательно, выделение этносов в самостоятельные произошло сравнительно недавно. Есть сходство между русским, польским, чешским языками, однако, оно значительно меньше, следовательно, и родство является более отдаленным. По степени родства языки объединяют в семьи, группы, ветви. В названии семей отражается название предполагаемого района возникновения древнейшей основы языка. Всего в мире насчитывается свыше 2000 языков, входящих в 35 семей. Почти половина человечества говорит на языках индоевропейской семьи. Пример структуры индоевропейской семьи.Славянская группа: западнославянская ветвь (или подгруппа) — поляки, чехи, словаки; восточнославянская ветвь — русские, украинцы, белорусы; южнославянская ветвь — болгары, сербы, хорваты и др. Балтийская группа: литовцы, латыши. Германская группа: американцы, англичане, немцы, шведы и др. Романская группа: валлоны, итальянцы, испанцы, румыны и др. Всего в состав семьи входят 11 групп. На втором месте по численности населения находится китайско-тибетская семья, включающая более 20% населения Земли. Еще 5-7% населения, живущего в странах Африки и Азии, разговаривает на языках семито-хамитской семьи. Следовательно, на языках этих трех семей разговаривает 4/5 всего населения Земли. По языковой принадлежности народы России группируются в 9 языковых семей, но подавляющая часть населения относится к четырем из них: индоевропейской (87% населения), алтайской (8), северокавказской (2), уральско-юкагирской (2%). В индоевропейской семье самая большая группа — славянская (наиболее многочисленны русские, украинцы, белорусы), в алтайской — тюркская (татары, чуваши, башкиры, карачаевцы, балкарцы, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы), is северокавказской — нахско-дагестанская (чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины), в уральско-юкагирской — финская (мордва, удмурты, марийцы, коми). Хозяйственно-бытовые особенности, этнические черты образа жизни. Между этносами существует ряд различий в орудиях труда, жилищах, одежде, пище и т. д. и т. п. Пища. Знакомство с каким-либо народом этнографы рекомендуют начинать с типичных для него трапез как в будни, так и в праздники, поскольку национальные особенности обязательно проявляются в кухне. У земледельческих народов (например, славян) основу пищевого рациона составляют продукты земледелия; у скотоводов и охотников (например, народов Севера) — мясо; у занимающихся рыболовством (например, нанайцев, нивхов, ульчей на Амуре) — рыба. В Вос точном Китае и Японии рыба также является одним из важнейших продуктов питания, однако в Японии много блюд готовят из сырой рыбы, а китайцы даже хорошо просоленную рыбу не станут есть сырой. Напротив, монголы и тибетцы в Азии, зулусы в Африке не едят рыбу. Коренные народы Сибири, леса которой богаты грибами, не собирают их, а используют только мухоморы, и то в качестве наркотика. Индийцы не употребляют в пищу говядину, а мусульмане — свинину. Вразумительного объяснения неприятию мусульманами свинины никто дать не может, в основном ссылаются на то, что свинья — грязное животное, мало разборчивое в пище. Но географы должны понимать, что на сухих безлесных тер риториях, исконно населяемых арабами-мусульманами, ос-! новными домашними животными являются верблюд и осел, \ а вовсе не свинья — животное влажных лесистых природ- ; ных зон. Она для них — " чужая". I Для населения всей Средней Азии плов является национальным видом пищи, а для населения Кавказа — шашлык. ] Хлеб армяне и азербайджанцы выпекают в виде больших тол- } стых блинов (лаваш), а в Средней Азии — в виде лепешек. Быт.Болгары, например, совершенно иначе, чем боль-шинство других народов, кивают при произношении " да" и | " нет"; американцы по-иному кладут ногу на ногу (щиколот- } кой); англичане — не умываются под текущей струей воды 1 (как, скажем, русские). По особенностям быта донские казаки близки к украин- | цам, но говорят на русском языке и считают себя русскими. 3 Похожесть людей одного этноса также не всегда обяза- | те льна. Например, большинство латиноамериканских наро- j дов состоят из представителей трех разных рас. При разви- 1 тии этносов резкие расовые различия облика людей посте- J пенно исчезают в результате эндогамии — заключения ] браков внутри своего этноса. Этническое самосознание — один из наиболее надежных показателей этноса, поскольку в нем как бы аккумули- | руются и ощущение человеком своего происхождения, и близость к соплеменникам, и связь с родным языком и родной территорией. Внешним признаком этноса является самоназвание — собственное имя, этноним. Именно самоназвание, поскольку имена, даваемые этносу другими народами, нередко существенно отличаются не только от этнонима, но и друг от друга. Например, этнос, называющий себя " дойч", по-русски именуется " немцы", по-французски — " алеман", по-английски — " джемен", по-итальянски — " тедеско", по-фински — " саксаляйнен", по-сербски — " шваб" и т. д. Даже в том случае, если диаспоры, к примеру, русских, армян, поляков проживают в разных странах, любая из них осознает определенную общность со всеми группами, носящими то же самоназвание. И мы, русские, всегда знаем, что отличаемся от немцев, японцев, от любого другого на-! рода.! Каждый человек на вопрос: " Кто ты? " ответит, не заду- мываясь: " русский", " француз", " перс", " масаи". Однако и лдесь бывают исключения, например, когда человек, родители которого имеют разную национальность, относит себя то к одному, то к другому этносу. Действительно, как, например, определить этническую принадлежность человека, отец которого — кумык из Дагестана, мать — из обрусевшей украинской семьи, а сам он родился и всю жизнь живет в Москве? По существовавшему в советское время и отмененному сейчас законодательству в паспорте он мог указать национальность или отца, или матери. Вот, что говорил по этому поводу Владимир Иванович Даль, который был русским писателем, этнографом, создателем " Толкового словаря живого великорусского языка": " Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа - мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и > принадлежит. Я думаю по-русски". (Мать Даля была немка,; отец — датчанин, принявший российское подданство.) [ Следует, однако, заметить, что и эта формула не явля- 1 ется абсолютной, и здесь могут быть исключения. j Национальное самосознание нередко принимает уродли- j вые формы национального превосходства и национальной | исключительности — национализма, шовинизма. Шовинизм 1(франц. shauvinisme — от имени Н. Шовена, солдата, по- I клонника завоевательной политики Наполеона I) — крайняя 1 агрессивная форма национализма. (" А я — Шовен, фран- j цуз, солдат, / Бью бедуинов всех подряд".) 1 Следует добавить, что этническое самосознание — явле- j ние вторичное, производное от объективных факторов. Эт- 1 носы возникают не по воле людей, а в результате объектив- | ных исторических процессов. 1 ^ 2. Прогнозы специалистов: тенденция | к самоопределению этносов ] I В канун XX столетия существовало 60 государств. Сей- 1 час их более 200. XX век стал веком крушения великих им- | перий: после первой мировой войны исчезли Оттоманская и 1 Австро-Венгерская, после второй — развалились колониаль- I ные империи Великобритании и Франции, последними рас- 1 пались ЧССР, СФРЮ, СССР. I Многие специалисты считают, что ныне существующие 1 государственные границы все более будут терять свое зна- 1 чение, если они не соответствуют языковому и территори- I альному тождеству проживающих там народов. Ведь суще- ] ствует " право наций на самоопределение, вплоть до отделе- I ния", закрепленное в Уставе ООН. Пройдет 20-30 лет и число 1 государств может увеличиться процентов на пятьдесят — | более 300 независимых стран будет на политической карте I мира. На самом верху многоярусной системы управления будет находиться ООН, более могущественная, чем теперь, или подобное ей образование, ответственное за мир на планете, ла защиту окружающей среды и другие глобальные проблемы. Второй ярус составят региональные группировки, подобные Европейскому Союзу. Сфера их деятельности — вопросы торговли, миграции, заключение договоров о коллективной безопасности. Не исключено и существование общего парламента. Именно в этом направлении, считают ученые-специалисты, мы эволюционируем. Этнические общины все •юлыпе ищут альтернативы традиционному государству, стремятся создать национальные образования, которые им более приемлемы, понятны и учитывают их исторический опыт. Тенденция к самоопределению станет преобладающей, несмотря на яростное противодействие сторонников " статус-кво". Однако другие специалисты считают [см. например, работы А. Е. Бовина], что реализация самоопределения " вплоть до отделения" может ввергнуть современное человечество в нескончаемый хаос войн, поскольку десятки государств имеют крупные национальные меньшинства, стремящиеся к самостоятельности. Поэтому на современном этапе спасительный компромисс должен заключаться в том, что каждый этнос имеет право самоопределиться в максимально широких рамках автономии, но при сохранении территориальной целостности того государственного образования, в которое этот этнос входит. Примером приводят нашу Чечню или югославское Косово. И те, и другие специалисты называют целый ряд возможных изменений, " горячих" точек на политической карте мира. Европа. Официально могут выйти из Испании Каталония и Страна Басков. Из Великобритании — Шотландия и Уэльс, уже отвоевавшие право иметь собственные парламенты. Бретань может отколоться от Франции, активно действуют корсиканские сепаратисты. Бельгия может распасться на Фландрию и Валлонию. В Италии могут выделиться Ломбардия и Сицилия. Саами (лопари) могут создать свою страну в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии, Канады, России. В перспективе может появиться Конфедерация арктического Полярного круга. Азия. Индия может потерять Пенджаб и часть Кашмира, Афганистан — распасться на несколько этнических государственных образований. Филиппины могут лишиться Минданао, где большинство населения составляют мусульмане. Из Китая, сломив сопротивление китайцев-ханьцев, способны выделиться Тибет и район Хингана, а Внутренняя Монголия может стать частью независимой Монголии. Африка. Возможно разделение Судана на две части, ЮАР — на три, причем одно из возможных образований — страна зулу. Америка. Бразилия может распасться на автономные районы. В Канаде рвется на свободу франкоязычный Квебек. Мексике грозит раскол на четыре части. Австралия может распасться на четыре государства, одно из которых могут создать аборигены на севере материка. Россия.Новые государства могут возникнуть на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири. Также способны получить независимость Татарстан, Дагестан, Тыва, Бурятия. Значительная часть Казахстана может присоединиться к России. ^ 3. Гипотеза Л. Н. Гумилева о жизни этносов — этногенезе Русский ученый — географ, историк, философ — Лев Николаевич Гумилев, сын поэтов Николая Степановича Гумилева и Анны Андреевны Ахматовой, в своих трудах разработал биологическую теорию образования и жизни этносов. Процесс от возникновения до распада этноса называется этногенезом и продолжается 1200-1500 лет: этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Этногенез — явление био- сферное и " толчком" в нем выступает мутация — появление наследственного признака пассионарности. Пассионарностъ человека — это его органическая способность к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности ради высокой цели, хотя эта цель может быть и иллюзорной. Изменяются поведение человека, мотивация его поступков на новый, непривычный, но жизнеспособный стереотип. В результате передачи этих свойств по наследству количество пассионариев в последующих поколениях резко увеличивается. Вследствие этой мутации и возникает новый этнос, спаянный энергией, подчиняющей территориально близкие народы. ^ А сам пассионарный толчок — явно не земного происхождения. Энергетические удары по Земле идут не от Солнца, а из рассеянной Галаксии — все датированные пассионарные толчки лежат на низких точках солнечной активности. В этот период защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты, или пучки энергии могут пролетать невысоко над земной поверхностью, производя при этом жесткое излучение на своем пути, а оно вызывает мутации. Полосы пассионарных толчков шириной около 300 км, проходящие как в широтном, так и в меридиональном направлениях, возникают достаточно редко — два или три раза за тысячу лет и почти никогда не проходят по одному и тому же месту. В результате такого толчка может появиться несколько очагов повышенной пассионарности и как следствие — несколько этносов. Возникший этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада, после чего рассыпается, либо сохраняется как реликт — состояние, в котором саморазвитие уже не ощутимо. При таком подходе сама идея " отсталости" или " дикости" отдельных этносов не применима — нельзя применять шкалу линейного времени в этнической истории, которая представляет собой не спираль в развитии, а колебательные движения струны. Так, цивилизованные ныне европейцы стары и потому чванливы. Они гордятся накопленной культурой, как все этносы в старости. А ведь всего тысячу лет назад " франки" и " норманны" только нача ли учиться у византийцев и арабов богословию и мытью в бане. Какими они станут еще через тысячу лет, можно пред положить путем сравнения их с древними эллинами иримля-, нами, уже исчезнувшими, но оставившими следы своей ве- ] ликой культуры. ' В фазе надлома появляются субпассионарии: люди без чести, совести, корыстолюбцы и себялюбцы, палачи и доносчики, всегда готовые к услугам предводителей. Цивилизация как инерционная фаза развития благоприятна для накопления материальной культуры. Самобытность уступает место посредственности. Для людей, не желающих отказаться от своей оригинальности, существуют искусство и науки. Появляется полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. Происходит рост техносферы, усиливается воздействие на ландшафты. Наступает упадок, но облик его обманчив — на него надета маска благополучия и процветания, которые современникам кажутся вечными, потому что они тешат себя иллюзией о неисчерпаемости природных богатств. Но это — всего лишь утешительный самообман. Толчок микромутации в России совпадает с эпохой так называемого " татаро-монгольского нашествия" в XIII в. В результате этого толчка, прошедшего почти в меридиональном направлении от Европы до Африки, появляются пассионарии, в XIV в. их дети и внуки составляли уже весомую часть общества. Это была затравка нового этноса — " великороссов". Более конкретной датой является 1380 г. — год Куликовской битвы. Толчок, кроме того, вызвал появление ДРУ~ гих этносов: литовцев, турков-османов и эфиопов. А что касается тысячелетия крещения Руси, то крестились не великороссы, не русские, а русичи. Это — разные этносы. Русичи, как и вообще славяне, появились на исторической сцене в результате пассионарного толчка 1-11 вв. н. э.
|
|