Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции сельского населения






  1. Экономические функции – сельскохозяйственные (эксплуатация разрозненных ресурсов), в настоящее время занятость сельского населения в сельском хозяйстве падает (< 50%); лесное хозяйство; обрабатывающая промышленность; транспорт.
  2. Экологические функции – поставка чистых воздуха и воды в крупные города; сброс загрязнителей из городов.
  3. Культурные функции – отражение культуры данного общества в различных формах – искусство, система ценностей.

Формы хозяйства и расселения сельского населения:

Тундра – кочевое оленеводство (северные народы);

Северная тайга – очаговое заселение вдоль рек;

Юг лесной зоны – нечерноземная зона

Черноземная зона

Сухие степи и полупустыни – отгонно-пастбищное овцеводство, южное трудоемкое растениеводство.

Интразональный тип – урбанизированное сельское население в пригородах больших городов – “спальни города”.

 

ТЕМА 3 ГЕОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАС 1. Состав и значение расовых признаков Расы (франц. race от итал. razza — " род", " порода", " пле­мя") — исторически сложившиеся группы людей, связан­ные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных, в основном, внешних (телесных), признаках. Расы, во-первых, биологические категории, и этим каче­ственно отличающиеся от всех социальных общностей: этни­ческих, языковых, религиозных и пр., во-вторых, расы — не совокупность особей, а совокупность популяций, являю­щихся территориальными общностями людей, внутри кото­рых чаще заключаются браки. По мере развития культуры, цивилизации, а также био­логического взаимодействия между различными народами, границы расовых ареалов все больше и больше стираются, возникают новые местные сочетания расовых признаков еди­ного человечества. Расовые различия обычно хорошо заметны у далеко друг от друга расположенных групп людей и почти незаметны у рядом живущих. Смешение рас длится многие тысячелетия и представляет собой непрерывный и все более ускоряющийся процесс — на долю всех смешанных и промежуточных расо­вых групп приходится около трети всех людей Земли. Наиболее широко распространено представление о деле­нии современного человечества на европеоидную, монголоид­ную и негроидную или на " белую", " желтую" и " черную" расы. Различия в цвете кожи зависят от количества красящего ве­щества — пигмента меланина, который по своим физическим и химическим свойствам одинаков у представителей всех рас. Однако цвет кожи не является единственным, а в некоторых случаях даже и не основным признаком разграничения рас. Антропологи используют для такого разграничения сово­купность прежде всего внешних признаков, и не только их. ^ К основным расовым признакам относятся: цвет кожи, характер волосяного покрова, строение лицевой части голо­вы, различия в пропорции тела, особые линии (борозды) на ладонях и подошвах, узоры на подушечках пальцев и т. д. Учитываются далее и некоторые физиологические особен­ности организма, " скрытые" признаки: группы крови, со­держание в тканях микроэлементов, виды цветовой слепо­ты, строение зубов и пр. Любое расовое деление в какой-то мере условно. Ведь в конце концов все люди пусть дальняя, но родня по крови в самом прямом смысле этого слова. Физические различия между людьми — реальность, они нуждаются в учете, изучении, классификации. Но все это никак не зачеркивает той много­кратно доказанной истины, что в главном, в самом суще­ственном, в единственно важном для жизнив чувствах и мыслях, в способностях и возможностяхлюди раз­ных рас равны и едины. Наиболее наглядно это доказывает­ся тем, что потомство от смешанных браков вполне жизне­способно и плодовито. Француз Александр Дюма (автор рома­нов " Три мушкетера", " Граф Монте-Кристо" и др.) был внуком негритянки. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пуш­кин — потомок не только знатных и незнатных русских ро­дов, но и " арапа Петра Великого", чернокожего Ганнибала (Абрам Петрович, 1697-1781 гг., сын эфиопского князя). ^ 2. Большие и малые человеческие расы Большая европеоидная раса. Европеоиды отличаются светлой или смуглой кожей, волнистыми или прямыми мяг- кими волосами разных оттенков, сильным развитием третич­ного волосяного покрова (борода у мужчин), большим разно­образием окраски радужной оболочки глаз (от карих до свет­ло-серых и голубых), узким выступающим носом с высоким переносьем, тонкими или средней толщины губами. Для любого китайца крупный нос — признак европейца. " Большеносыми дьяволами" звали когда-то в Китае евро­пейских миссионеров, проповедовавших христианство. У европеоидов действию отбора подвергалась светлая ок­раска кожи, волос и глаз, так как мутации, определяющие эти признаки, имели наибольшие шансы выживания и рас­пространения в Северной и Средней Европе, где в среднем палеолите преобладал прохладный влажный климат со зна­чительной облачностью и пониженной солнечной инсоляцией. Естественная селекция обусловила выживание узколицых (минимальная поверхность незащищенной одеждой поверхно­сти тела), длинноносых (прогрев вдыхаемого холодного воз­духа), тонкогубых (сохранение внутреннего тепла), с пыш­ными бородой и усами (защищают лицо от холода, по мнению полярников, лучше меховой маски). Зима, длившаяся десять месяцев, ослабляла организм, особенно, детский. Одно из средств лечения рахита — ультрафиолетовые лучи. Их избы­ток вызывает ожог, защитой служит темная кожа. Светлая кожа пропускает ультрафиолетовые лучи, при умеренной дозе они проникают в глубинные слои кожи, вырабатывая витамин D, лучшее лекарство при рахите. И светлые волосы на голо­ве не задерживают ультрафиолетовые лучи, пропуская их к коже. Во время полярной ночи дополнительным источником света служат северные сияния, излучающие синюю часть спектра. Темная радужная оболочка поглощает эту часть спек­тра, голубая — пропускает. Таким образом, на севере сфор­мировалась светловолосая, светлокожая, голубоглазая раса, которую и называют нордической (северной). Большая европеоидная раса по интенсивности пигмента­ции подразделяется на три группы: северную — со светлой кожей, русыми и белокурыми волосами, значительной долей серых и голубых глаз; южную — со смуглой кожей, преиму­щественно темными волосами и глазами; промежуточную, для которой характерна среднеинтенсивная пигментация. По особенностям пигментации и так называемому " голов­ному указателю" в группах выделяют малые расы, или расы второго и третьего порядка. Головной указатель — пропор­ции мозговой части черепа, процентное отношение наиболь­шей ширины головы к её наибольшей длине. Если ширина головы составляет менее 75% ее длины, то человек отно­сится к долихокефалам — длинноголовым (от греч. dolichos — " длинный" и kephale — " голова"), если ширина более 80% длины, то — к брахикефалам, короткоголовым. Промежу­точные соотношения принадлежат мезодолихокефалам и ме-зобрахикефалам. Рассмотрим только отдельные примеры. В северной груп­пе светлых европеоидов выделяются нордийская (долихо-кефальная) и балтийская (брахикефальная) малые расы. Промежуточная по пигментации группа европеоидов (боль­шей частью брахикефальных — короткоголовых), подразде­ляется на альпийскую, среднеевропейскую и восточно-ев­ропейскую. В последнюю входит большая часть русских (про­меры головного указателя составляют: 16 см/17, 8 см = 90%. В южной группе, в составе индо-средиземноморской расы, выделяются, например, средиземноморская (доли-хокефальная) и арменоидная (брахикефальная) малые расы.Большая монголоидная раса. Внешние черты монголои­дов: желтоватый оттенок кожи, прямые (часто тугие и жес­ткие) темные волосы, слабое развитие третичного волося­ного покрова, карие глаза, уплощенное лицо с сильно вы­дающимися скулами, узкий или среднеширокий нос (часто с низким переносьем), наличие эпикантуса — особой складки верхнего века, прикрывающей глаз и его слезный бугорок. Последнее связано с формированием расы в степях и полу­пустынях Центральной Азии, необходимостью защиты глаз от сильных ветров и песчаных бурь, весьма характерных для сухого континентального климата с резкими суточными и сезонными колебаниями температуры. Большая монголоидная раса состоит из двух основных групп: азиатской и американской (индейцы, эскимосы, алеуты). У американских индейцев общий монголоидный об­лик сглажен, эпикантус встречается редко, нос выступает обычно сильно. Монголоиды Азии делятся на две основные группы: кон­тинентальную и тихоокеанскую (корейцы, северные ки­тайцы). Континентальные монголоиды отличаются менее ин­тенсивной пигментацией, большой массивностью скелета, более широким лицом. В свою очередь, континентальные монголоиды делятся на арктическую расу (эскимосы, чукчи, коряки); североази­атскую (эвенки, эвены, юкагиры); централъноазиатскую (монголы, буряты, якуты); дальневосточную (китайцы, ко­рейцы). Большая негроидная раса. Внешние отличия: интенсив­но пигментированная темно-коричневая кожа, курчавые жесткие черные волосы, карие глаза, сильный прогнатизм (выступание челюстей), слабо выступающий широкий нос (часто с поперечными, т. е. расположенными параллельно плоскости лица ноздрями), толстые губы. Темная кожа пре­дохраняет организм от ультрафиолетового излучения, а кур­чавые волосы, образующие вокруг головы естественную плот­ную " шапку", защищают от перегрева. Терморегулирующее значение имеют форма носа, строение губ, количество по­товых желез в организме человека — для усиленного испа­рения влаги. Негроидные признаки наиболее выражены у населения, живущего в Африке к югу от Сахары, известного под соби­рательным и неточным названием " негры". (В бытовых взаи­моотношениях обращение " негр" считается обидным, лучше говорить: " чернокожий", " африканец", " афроамериканец".) Большая негроидная раса состоит из трех групп: негры, негрилли, бушмены и готтентоты. В разных областях Африки наблюдается зональность, поясность в цвете кожи и в других негроидных признаках, в зависимости от температуры воздуха и солнечной инсоляции. Отмечается, что бушмены и готтентоты, живущие на юге Африки, а также жители северной части материка, имеют более светлую пигментацию, чем негроиды экваториального пояса. Значительны различия в росте от наиболее высокорос­лых групп в мире — суданцы, нилоты, до крайне низкорос­лых — пигмеи негрилльской расы в Руанде, Бурунди, Кон­го, имеющие менее чем полутораметровый рост и миниатюр­ное сложение. Антропологи считают, что малый рост — следствие приспособительной реакции на многовековой не­достаток пищи. К уменьшению роста ведет употребление бо­гатой углеводами и бедной белками (особенно белками жи­вотного происхождения) пищи. Бушмены и готтентоты пустынь юго-западной Африки также имеют малый рост (150-160 см), уплощенное лицо и эпикантус, что сближает их с монголоидами. У бушменских женщин наблюдается стеатопигия — выступание ягодич­ной области вследствие обильного жироотложения. ^ Болъшая австралоидная раса до недавнего времени не входила в число больших рас — объединялась с негроидной в одну большую негро-австралоидную или экваториальную расу. Австралоиды в подавляющем большинстве имеют тем­ную окраску кожи, широкий нос, толстые губы, что сбли­жает их с негроидами. Но аборигены Австралии по пигмен­тации кожи, хотя и близки к африканским негроидам, по форме волос и развитию третичного волосяного покрова бли­же к европеоидам. Большая австралоидная раса состоит из следующих вет­вей: австралийцы-аборигены, папуасы и меланезийцы, веддоиды, айны, негритосы. У папуасов и меланезийцев, имеющих достаточно выраженные австралоидные черты, волосы, так же как и у негроидов, курчавые. Папуасы отли­чаются от меланезийцев формой носа — он у них с горбинкойНегритосы напоминают меланезийцев, но крайне низкорос­лы. Веддоиды выделяются малым ростом, слабым развитием бороды, надбровных дуг, прогнатизма. Айны генетически свя­заны с другими австралоидами, но резко отличаются от них по общему облику. Для них характерны отдельные особенно­сти различных больших рас: европеоидные — светлая кожа и очень развитый третичный волосяной покров, австралоид-ные — широкий нос и покатый лоб, монголоидные — упло-щенность лица и наличие эпикантуса. ^ 3. Расовый состав населения по регионам мира Количественные параметры населения мира по расовому составу обычно даются по оценкам ученых-специалистов, поскольку расовый учет в большинстве стран не ведется. Анализ табл. 1 показывает, прежде всего, как велика доля смешанных и переходных типов — третья часть человече­ства. В мире почти половина населения — европеоиды. Страны бывшего СССР. Абсолютное большинство на­селения относится к европеоидной расе, представленной все­ми тремя ветвями, со значительной долей переходных или промежуточных форм. К северной ветви принадлежат севе­ро-западные группы русских и народы Прибалтики, к юж­ной — большинство народов Кавказа и Средней Азии. Переходные или промежуточные формы: русские — до Дальнего Востока, а также украинцы и белорусы. Степи юго-востока Европы, Урал, Западная Сибирь, Казахстан и Сред­няя Азия — давняя контактная зона между европеоидами и монголоидами. Европеоиды этих районов, с явно выражен­ными монголоидными признаками, включаются в смешанные уральскую и южносибирскую (казахи, киргизы) группы; а также среднеазиатскую (туркмены, частично узбеки и тад­жики). Слабо выраженные признаки монголоидной расы име­ются у живущих на Кольском полуострове, в Поволжье и на Урале финно-язычных саами, мордвы, марийцев, удмуртов и тюркоязычных чувашей, башкир и татар — расовый тип этих народов принято называть лапоноидным или субуралъ-ским (в составе европеоидной расы). ^ Таблица 1 Численность и география человеческих рас (конец 80-х гг.), %. Большие I Мир I Экс- Заруб. Заруб. Афри Амери Австра- расы в целом СССР Европа Азия -ка -ка лия и Океани яВсе население IJOO, 0_ _1< М._10М-П°21°--ЖА. 10°'° 100 Европеоидная 42, 3 86, 3 99, 3 29, 2 27, 0 52, 0 75, 4 (Евразийская) Монголоидная 20, 0 0, 6 0, 1 32, 2 - 6, 0 0, 4 (Азиатско- Американская); Негроидная 7, 0 - 0, 2 0, 1 54, 0 7, 0 (Африканская) Австралоидная 0, 3 - - 0, 3 - - 18, 1 (Океанийская) Смешанные и 30, 3 13, 1 0, 4 39, 2 19, 0 35, 0 6, 1 переходные типы I) | | I Коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока принадлежат к континентальной ветви монголоидов — цен­трально-азиатская, североазиатская и арктическая малые расы большой монголоидной расы. Зарубежная Европа. Население Зарубежной Европы практически полностью принадлежит к европеоидной расе. Незначительное исключение составляют саами на севере, а также недавние иммигранты из Африки, Южной Азии, Вест-Индии. Довольно резко по расовым признакам отличаются, на­пример, высокорослые, светловолосые и светлоглазые нор­вежцы (северная группа европеоидов) и невысокие темново­лосые и темноглазые южные итальянцы. Вместе с тем, смена расовых признаков в Европе происходит настолько посте­пенно, что невозможно провести четких границ между ма­лыми расами. Довольно условно принято считать, что в Скандинавии, Исландии, Великобритании, Ирландии, Нидерландах и на севере Германии распространена северная ветвь европеои­дов — балтийская раса (северные европеоиды составляют примерно 17% населения Европы). Пиренейский полуостров, юго-восток Франции, южную и центральную Италию, южную Грецию населяют представи­тели южных европеоидов — средиземноморская раса. Юго­славия, северная Греция — регион проживания динарской расы южных европеоидов. К южным европеоидам относится около 32% европейцев. Все остальное население Европы (около 50%) включают в состав различных, трудно поддающихся разграничению рас, объединенных довольно расплывчатым понятием: " переход­ные и смешанные формы европеоидов". На севере Европы проживают саами -— лапоноидная раса, формировали которую как европеоидные элементы, так и элементы уральской общности. У населения крайнего юга Европы кое-где прослеживается негроидная примесь. Зарубежная Азия. Наиболее сложна в антропологичес­ком отношении Азия, где распространены разные группы всех четырех больших рас человечества. Европеоиды (1/3 часть) представлены различными раса­ми южной ветви — средиземноморской, переднеазиатс-кой, индо-афганской, памиро-ферганской, которые рас­пространены в Юго-Западной Азии и Северной Индии. Азиатские монголоиды (еще 1/3), как уже упоминалось, делятся на континентальных (монголы, тунгусские наро­ды) и тихоокеанских (корейцы, северные китайцы). Смешанные формы монголоидов и австралоидов: южные монголоиды, южные китайцы, индонезийцы, филиппинцы, народы Индокитая; японский тип, в составе которого про­слеживаются айнские элементы. Австралоиды представляются веддоидной расой (Шри-Ланка), папуасско-меланезийской (Индонезия), негритос-ским типом (некоторые народы Филиппин, Малайзии и Таиланда). В зоне древних контактов между южной ветвью европео­идов и веддоидами австралоидной расы образовался южно­индийский тип — народы южной Индии. Негроидные черты прослеживаются у части населения Аравийского полуострова, особенно в прибрежных районах. Африка. Более половины населения представляют собой большую негроидную расу, представители которой преобла­дают в районах южнее Сахары. Негроиды разных областей, как уже отмечалось, довольно сильно различаются по цве­ту кожи, чертам лица, длине тела. Южные европеоиды (средиземноморская раса) заселя­ют весь север Африки вплоть до Сахары — это арабы и берберы. На границе европеоидов и негроидов возникли сме­шанные типы. Например — эфиопы на Африканском Роге. На юге Африки живут около 5 млн европеоидов — вы­ходцев из Западной Европы, главным образом из Нидерлан­дов (буры), и их потомков. Внебрачные связи буров с готтен­тотками и другими африканками обусловили появление сме­шанных групп, так называемых " цветных".Америка. Необычайная пестрота расового состава насе­ления Америки обуславливается тем, что в формировании ее населения участвовали представители трех больших рас человечества. Аборигенное монголоидное население — индейцы, эски­мосы и алеуты — сохранились компактно лишь в отдель­ных районах: на Мексиканском нагорье, в Андах, в глубин­ных областях Южной Америки и арктических районах. Из больших рас преобладают европеоиды (почти 9/10 на­селения США и Канады и более 1/4 населения Латинской Америки). В Северную Америку переселялись в основном представители северной и переходной ветвей европеоидов из Великобритании, Скандинавии, Германии. В процессе сме здесь еще в большей мере, чем в Европе, в результате чего резко преобладают переходные формы. В Латинской Америке европеоиды представлены в основ­ном южной группой, так как среди переселенцев из Европы преобладали испанцы, португальцы, итальянцы. Вторая по численности в Америке расовая группа (20%) — метисы, потомки от смешанных браков и внебрачных евро-пейско-индейских связей. В Латинской Америке они даже преобладают, образуя основное население Мексики, Вене­суэлы, Чили, Парагвая. Менее многочисленны мулаты (12%) — результат сме­шения европейского и африканского населения. К ним при­надлежит большая часть афроамериканцев США, значитель­ные группы населения Бразилии, Кубы, народов Вест-Ин­дии. Метисов и мулатов, в ряде случаев, разделить трудно. Есть группы индейско-негритянского происхождения (сам­бо) и индейско-негритянско-европейского происхождения. Доля населения смешанного расового происхождения непре­рывно увеличивается. Негроидная раса в Америке состоит из не смешавшихся (или мало смешавшихся) потомков привезенных из Африки негров-рабов. Довольно крупные негроидные группы живут в США, Бразилии, на Гаити, Ямайке и в некоторых других странах Вест-Индии. ^ Австралия и Океания. До прихода сюда европейцев ос­новная часть населения состояла из двух малых рас большой австралоидной расы — австралийской и папуасско-мела-незийской. Население Полинезии и Микронезии в расовом отношении занимало промежуточное положение между мон­голоидами и австралоидами. Сейчас, в результате массового вторжения в регион ев­ропейцев и в меньшей степени азиатов, расовый состав пре­терпел сильные изменения. В Австралии и Новой Зеландии резко преобладают представители европеоидной расы. В ряде стран смешение океанийцев с пришельцами привело к обра- зованию метисных групп (Фиджи, Новая Каледония, По­линезия, Микронезия). На большинстве островов Меланезии и на Новой Гвинее метисов мало. ^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Аксянова Г. А. 100 народов Российской Федерации: чис­ленность и расселение, язык, религия, традиционные заня­тия, антропологические особенности (справочные материа­лы). — М.: Старый сад, 2001. На путях биологической истории человечества: Сб. ст. в 2-х т. Отв. ред. А. А. Зубов, Г. А. Аксянова. — М.: ИЭА РАН, 2002. Расы и народы: Современные этнические и расовые про­блемы. Ежегодник. Вып. 24. — М.: Наука, 1998. Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. — М.: Изд-во МГУ, 1991. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, куль­туры. — М., 1971 ТЕМА 4 ^ ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА 1. Этнос и совокупность его признаков Прошлым и настоящим народов (этносов) занимаются мно­гие науки: археология, история, география, философия. Но есть и специальная дисциплина, главная задача которой — изучение характерных черт народов мира. В разных странах она именуется не одинаково. Ее называют иногда этнологи­ей, иногда народоведением. У нас эта дисциплина больше известна как этнография, что в буквальном переводе с древ­негреческого означает " описание народов" (от греч. ethnos — " племя", " народ" и grapho — " пишу"). Этносисторически возникший вид социальной группировки людей, обладающий совокупностью при­знаков: единством территории, культуры на базе об­щего языка, хозяйственно-бытовых особенностей, а также сознанием своего единства и отличия от дру­гих таких же образований, т. е. самосознанием и само­названием. Сразу следует сказать, что ни один из компонентов опре­деления не является непременным признаком, отличающим данный народ от любого другого. В одних случаях главная роль принадлежит языку, в других — территории, в треть­их — религии и т. д. Не случайно все попытки выделить хотя бы один, непременный для всех случаев, этнодифференци-рующий признак оказывается обреченным на неудачу. Этносыисторически возникшие социальные груп­пировки людей. В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этносов (стадиальные, временные типы). Племя — появилось одновременно с возникновением вида Homo sapiens. В основе — кровнородственные связи. Затем они заменяются территориальными, появляются союзы пле­мен, на базе которых и возникают неустойчивые этносы. Категория это историческая и примерами всегда приводят часть населения ряда бывших колониальных стран находя­щихся, якобы, на стадии племенной общности. Но, напри­мер, у австралийских аборигенов еще перед приходом евро­пейцев насчитывалось около 500 племен со своим языком (диалектом), бушмены — жители пустыни Калахари — на­считывают более 20 племен, да плюс готтентоты, образую­щие с бушменами малую расу. Конечно нее, они образуют союзы племен (готтентотов — 130 тыс.). По Л. Н. Гумилеву, все это — этносы, находящиеся на разных стадиях этноге­неза. Народность — следующая историческая фаза этноса. Этническая общность, характерная для докапиталистичес­ких этапов развития человечества, ныне сохраняющаяся в большинстве стран Африки и ряде государств Азии и Ла­тинской Америки. Нечто промежуточное между племенем и нацией. Нация — наиболее развитая этническая общность с разви­той системой экономических отношений, наличием литера­турного языка, национального самосознания, психологии и ряда других признаков, отличающих народы большинства государств мира. Считается, что английская нация, напри­мер, сложилась в XVI в., русская — в XVII-XVIII вв., не­мецкая — к XIX в. Чаще всего выражения " нация", " национальность", " на­родность" используются как синонимы слов " этнос", " народ". Таких народов насчитывается на Земле до четырех ты­сяч. В большинстве своем это малочисленные народы — ме ее одной тысячи человек каждый. В то лее время, по под-четам ученых-этнографов, десять народов, каждый из ко-орых насчитывает более 100 млн человек, составляют око-: о 50% всего населения Земли. В порядке убывания: китайцы-ханъ (население Китая остоит более чем из 50-ти народов, хань составляют 94%: аселения, остальные — чжуаны, уйгуры, тибетцы, мяо,: уэй и т. д.); хиндустанцы (на языке хинди это — название 1ндии, всего в Индии насчитывается около 1500 народов); .мериканцы США; бенгальцы (основное население Банг-[адеш и индийского штата Западная Бенгалия); русские; 'разилъцы; японцы (самоназвание — нихондзин); пенджаб­цы, или панджабцы (в основном — жители индийского шта-'а Пенджаб); бихарцы (Индия — штат Бихар, Бангладеш, 1епал); мексиканцы. В ходе поступательного развития человечества процессы 'тнического разъединения сменялись процессами этническо-о объединения. Наиболее интенсивно процессы объедине-шя развивались с появлением государств. Специалистами ъщеляются два вида этнического объединения — консоли-щция и ассимиляция. Консолидацияпроцесс объединения родственных птносов и образование более крупных. Так, из родствен-[ых славянских племен сформировались русская, украинс-; ая и белорусская нации. Ассимиляция — поглощение более крупным и разви-пым этносом менее крупного. Ассимиляция бывает на-: ильственной и ненасильственной. В качестве примера мож-го привести Россию до революции, где царизм насильствен-ю русифицировал другие народности, что проявлялось в гасаждении русского языка, православия, русской письмен-юсти. В результате сложных объединительно-разъединительных фоцессов появились разные типы этносов по величине (так-юномические уровни): суперэтносы (метаэтносы), этносы, губэтносы. Например: суперэтнос — славяне, этнос — рус- ские, субэтнос — казаки, поморы, вятичи, ярославцы и т. д. Казалось бы — очень четкое деление, но, к примеру, рУс-ские, украинцы, белорусы значительно ближе между с°-бой, чем, скажем, те же славяне — поляки, словаки, бол­гары. Единство территории. Обязательно ли оно для этно­са? Ведь в этнос входят и диаспоры (от греч. diaspora — " рассеяние") — часть этноса, живущая в других странах, вне страны своего происхождения. Следовательно, надо раз­граничивать территориальную целостность как условие воз­никновения этноса, важнейшее условие его формирования, и как фактор существования. Сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет территорию и на протяжении своей истории может ее менять: калмыки (самоназвание — хальмг) всего четыре века назад жили в Центральной Азии; венгры (самоназвание — мадьяр) за последние полторы тысячи лет сменили четыре, а возможно и пять территорий поселения (одно из них — на Урале, что сказывается на сходстве язы­ка с башкирским, ханты и манси). По территориальному (или географическому) признаку группируются народы, живущие на сопредельных террито­риях и имеющие сходные отдельные этнические признаки. Такие территории называются историка-этническими областями. К ним относятся, например, Западная Европа, Северная Европа, Восточная Европа, Северная Африка, По­линезия и т. д. Культура на базе общего языка. Язык — важнейший отличительный признак этноса. Это как будто бы не нужда­ется в особых доказательствах, однако англичане и австра­лийцы, например, говорят на одном языке. На нем же гово­рят жители США и большая часть канадцев, и население Ямайки, и новозеландцы, и ирландцы. И все это разные эт­носы. Другие примеры: одна часть швейцарцев говорит на не­мецком языке, другая — на французском, третья — на ита­льянском, а четвертая даже на рето-романском, на которомговорили древние ретийцы — племя, родственное вымер­шим этрускам. Мордовский народ сейчас говорит, по суще­ству, на трех языках: мокша, эрзя (лесной и луговой), а так лее на русском, который стал для трети населения родным. То есть, общность языка не является обязательным призна­ком этноса. По языку проводится классификация народов, называе­мая лингвистической. Учитывается генеалогия языка (т. е. его происхождение, общность праязыка), устанавливаемая при сравнении словарного состава и грамматического строя. Например, латынь Древнего Рима послужила основой груп­пы романских языков (от лат. — romanus — " римский"): ис­панского, румынского, французского, итальянского, порту­гальского, молдавского. Связано это с тем, что именно на эти земли распространялась власть Римской империи. Эту группу языков также называют латинской — от названия италийских племен (латины), заселявших современный Ла-цио — область в центральной Италии. Русский, белорусский и украинские языки имеют много однокоренных слов, что позволяет этим народам свободно понимать друг друга. Следовательно, выделение этносов в самостоятельные произошло сравнительно недавно. Есть сход­ство между русским, польским, чешским языками, однако, оно значительно меньше, следовательно, и родство являет­ся более отдаленным. По степени родства языки объединяют в семьи, группы, ветви. В названии семей отражается название предполагае­мого района возникновения древнейшей основы языка. Всего в мире насчитывается свыше 2000 языков, входящих в 35 семей. Почти половина человечества говорит на языках индоевропейской семьи. Пример структуры индоевропейской семьи.Славянская группа: западнославянская ветвь (или подгруппа) — поляки, чехи, словаки; восточнославянская ветвь — русские, украинцы, белорусы; южнославянская ветвь — болгары, сербы, хорваты и др. Балтийская группа: литовцы, латыши. Германская группа: американцы, англичане, немцы, шведы и др. Романская группа: валлоны, итальянцы, испанцы, ру­мыны и др. Всего в состав семьи входят 11 групп. На втором месте по численности населения находится китайско-тибетская семья, включающая более 20% на­селения Земли. Еще 5-7% населения, живущего в странах Африки и Азии, разговаривает на языках семито-хамитс­кой семьи. Следовательно, на языках этих трех семей разго­варивает 4/5 всего населения Земли. По языковой принадлежности народы России группиру­ются в 9 языковых семей, но подавляющая часть населения относится к четырем из них: индоевропейской (87% населе­ния), алтайской (8), северокавказской (2), уральско-юкагир­ской (2%). В индоевропейской семье самая большая группа — сла­вянская (наиболее многочисленны русские, украинцы, бело­русы), в алтайской — тюркская (татары, чуваши, башкиры, карачаевцы, балкарцы, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы), is северокавказской — нахско-дагестанская (чеченцы, авар­цы, даргинцы, лезгины), в уральско-юкагирской — финская (мордва, удмурты, марийцы, коми). Хозяйственно-бытовые особенности, этнические чер­ты образа жизни. Между этносами существует ряд разли­чий в орудиях труда, жилищах, одежде, пище и т. д. и т. п. Пища. Знакомство с каким-либо народом этнографы ре­комендуют начинать с типичных для него трапез как в буд­ни, так и в праздники, поскольку национальные особенности обязательно проявляются в кухне. У земледельческих наро­дов (например, славян) основу пищевого рациона составляют продукты земледелия; у скотоводов и охотников (например, народов Севера) — мясо; у занимающихся рыболовством (например, нанайцев, нивхов, ульчей на Амуре) — рыба. В Вос точном Китае и Японии рыба также является одним из важ­нейших продуктов питания, однако в Японии много блюд готовят из сырой рыбы, а китайцы даже хорошо просолен­ную рыбу не станут есть сырой. Напротив, монголы и тибет­цы в Азии, зулусы в Африке не едят рыбу. Коренные наро­ды Сибири, леса которой богаты грибами, не собирают их, а используют только мухоморы, и то в качестве наркотика. Индийцы не употребляют в пищу говядину, а мусульмане — свинину. Вразумительного объяснения неприятию мусульманами свинины никто дать не может, в основном ссылаются на то, что свинья — грязное животное, мало разборчивое в пище. Но географы должны понимать, что на сухих безлесных тер­ риториях, исконно населяемых арабами-мусульманами, ос-! новными домашними животными являются верблюд и осел, \ а вовсе не свинья — животное влажных лесистых природ- ; ных зон. Она для них — " чужая". I Для населения всей Средней Азии плов является нацио­нальным видом пищи, а для населения Кавказа — шашлык. ] Хлеб армяне и азербайджанцы выпекают в виде больших тол- } стых блинов (лаваш), а в Средней Азии — в виде лепешек. Быт.Болгары, например, совершенно иначе, чем боль-шинство других народов, кивают при произношении " да" и | " нет"; американцы по-иному кладут ногу на ногу (щиколот- } кой); англичане — не умываются под текущей струей воды 1 (как, скажем, русские). По особенностям быта донские казаки близки к украин- | цам, но говорят на русском языке и считают себя русскими. 3 Похожесть людей одного этноса также не всегда обяза- | те льна. Например, большинство латиноамериканских наро- j дов состоят из представителей трех разных рас. При разви- 1 тии этносов резкие расовые различия облика людей посте- J пенно исчезают в результате эндогамии — заключения ] браков внутри своего этноса. Этническое самосознание — один из наиболее надеж­ных показателей этноса, поскольку в нем как бы аккумули- | руются и ощущение человеком своего происхождения, и бли­зость к соплеменникам, и связь с родным языком и родной территорией. Внешним признаком этноса является самоназвание — соб­ственное имя, этноним. Именно самоназвание, поскольку имена, даваемые этносу другими народами, нередко суще­ственно отличаются не только от этнонима, но и друг от друга. Например, этнос, называющий себя " дойч", по-рус­ски именуется " немцы", по-французски — " алеман", по-ан­глийски — " джемен", по-итальянски — " тедеско", по-финс­ки — " саксаляйнен", по-сербски — " шваб" и т. д. Даже в том случае, если диаспоры, к примеру, русских, армян, поляков проживают в разных странах, любая из них осознает определенную общность со всеми группами, нося­щими то же самоназвание. И мы, русские, всегда знаем, что отличаемся от немцев, японцев, от любого другого на-! рода.! Каждый человек на вопрос: " Кто ты? " ответит, не заду- мываясь: " русский", " француз", " перс", " масаи". Однако и лдесь бывают исключения, например, когда человек, роди­тели которого имеют разную национальность, относит себя то к одному, то к другому этносу. Действительно, как, на­пример, определить этническую принадлежность человека, отец которого — кумык из Дагестана, мать — из обрусевшей украинской семьи, а сам он родился и всю жизнь живет в Москве? По существовавшему в советское время и отменен­ному сейчас законодательству в паспорте он мог указать на­циональность или отца, или матери. Вот, что говорил по этому поводу Владимир Иванович Даль, который был русским писателем, этнографом, созда­телем " Толкового словаря живого великорусского языка": " Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народно­сти. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлеж­ность его к тому или другому народу. Чем же можно опреде­лить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа - мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и > принадлежит. Я думаю по-русски". (Мать Даля была немка,; отец — датчанин, принявший российское подданство.) [ Следует, однако, заметить, что и эта формула не явля- 1 ется абсолютной, и здесь могут быть исключения. j Национальное самосознание нередко принимает уродли- j вые формы национального превосходства и национальной | исключительности — национализма, шовинизма. Шовинизм 1(франц. shauvinisme — от имени Н. Шовена, солдата, по- I клонника завоевательной политики Наполеона I) — крайняя 1 агрессивная форма национализма. (" А я — Шовен, фран- j цуз, солдат, / Бью бедуинов всех подряд".) 1 Следует добавить, что этническое самосознание — явле- j ние вторичное, производное от объективных факторов. Эт- 1 носы возникают не по воле людей, а в результате объектив- | ных исторических процессов. 1 ^ 2. Прогнозы специалистов: тенденция | к самоопределению этносов ] I В канун XX столетия существовало 60 государств. Сей- 1 час их более 200. XX век стал веком крушения великих им- | перий: после первой мировой войны исчезли Оттоманская и 1 Австро-Венгерская, после второй — развалились колониаль- I ные империи Великобритании и Франции, последними рас- 1 пались ЧССР, СФРЮ, СССР. I Многие специалисты считают, что ныне существующие 1 государственные границы все более будут терять свое зна- 1 чение, если они не соответствуют языковому и территори- I альному тождеству проживающих там народов. Ведь суще- ] ствует " право наций на самоопределение, вплоть до отделе- I ния", закрепленное в Уставе ООН. Пройдет 20-30 лет и число 1 государств может увеличиться процентов на пятьдесят — | более 300 независимых стран будет на политической карте I мира. На самом верху многоярусной системы управления будет находиться ООН, более могущественная, чем теперь, или подобное ей образование, ответственное за мир на планете, ла защиту окружающей среды и другие глобальные пробле­мы. Второй ярус составят региональные группировки, подоб­ные Европейскому Союзу. Сфера их деятельности — вопро­сы торговли, миграции, заключение договоров о коллектив­ной безопасности. Не исключено и существование общего парламента. Именно в этом направлении, считают ученые-специалисты, мы эволюционируем. Этнические общины все •юлыпе ищут альтернативы традиционному государству, стре­мятся создать национальные образования, которые им бо­лее приемлемы, понятны и учитывают их исторический опыт. Тенденция к самоопределению станет преобладающей, не­смотря на яростное противодействие сторонников " статус-кво". Однако другие специалисты считают [см. например, ра­боты А. Е. Бовина], что реализация самоопределения " вплоть до отделения" может ввергнуть современное человечество в нескончаемый хаос войн, поскольку десятки государств име­ют крупные национальные меньшинства, стремящиеся к са­мостоятельности. Поэтому на современном этапе спаситель­ный компромисс должен заключаться в том, что каждый эт­нос имеет право самоопределиться в максимально широких рамках автономии, но при сохранении территориальной це­лостности того государственного образования, в которое этот этнос входит. Примером приводят нашу Чечню или югослав­ское Косово. И те, и другие специалисты называют целый ряд воз­можных изменений, " горячих" точек на политической карте мира. Европа. Официально могут выйти из Испании Каталония и Страна Басков. Из Великобритании — Шотландия и Уэльс, уже отвоевавшие право иметь собственные парламенты. Бретань может отколоться от Франции, активно действуют корсиканские сепаратисты. Бельгия может распасться на Фландрию и Валлонию. В Италии могут выделиться Ломбар­дия и Сицилия. Саами (лопари) могут создать свою страну в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии, Канады, России. В перспективе может появиться Конфедерация арк­тического Полярного круга. Азия. Индия может потерять Пенджаб и часть Кашмира, Афганистан — распасться на несколько этнических государ­ственных образований. Филиппины могут лишиться Минда­нао, где большинство населения составляют мусульмане. Из Китая, сломив сопротивление китайцев-ханьцев, способны выделиться Тибет и район Хингана, а Внутренняя Монголия может стать частью независимой Монголии. Африка. Возможно разделение Судана на две части, ЮАР — на три, причем одно из возможных образований — страна зулу. Америка. Бразилия может распасться на автономные рай­оны. В Канаде рвется на свободу франкоязычный Квебек. Мексике грозит раскол на четыре части. Австралия может распасться на четыре государства, одно из которых могут создать аборигены на севере матери­ка. Россия.Новые государства могут возникнуть на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири. Также способны получить неза­висимость Татарстан, Дагестан, Тыва, Бурятия. Значитель­ная часть Казахстана может присоединиться к России. ^ 3. Гипотеза Л. Н. Гумилева о жизни этносов — этногенезе Русский ученый — географ, историк, философ — Лев Николаевич Гумилев, сын поэтов Николая Степановича Гу­милева и Анны Андреевны Ахматовой, в своих трудах раз­работал биологическую теорию образования и жизни этносов. Процесс от возникновения до распада этноса называется этногенезом и продолжается 1200-1500 лет: этнос рождает­ся, мужает, стареет и умирает. Этногенез — явление био- сферное и " толчком" в нем выступает мутация — появление наследственного признака пассионарности. Пассионарностъ человека — это его органическая способность к сверхнапря­жению, к жертвенной деятельности ради высокой цели, хотя эта цель может быть и иллюзорной. Изменяются поведение человека, мотивация его поступков на новый, непривычный, но жизнеспособный стереотип. В результате передачи этих свойств по наследству количество пассионариев в последую­щих поколениях резко увеличивается. Вследствие этой му­тации и возникает новый этнос, спаянный энергией, подчи­няющей территориально близкие народы. ^ А сам пассионарный толчок — явно не земного проис­хождения. Энергетические удары по Земле идут не от Сол­нца, а из рассеянной Галаксии — все датированные пассио­нарные толчки лежат на низких точках солнечной активнос­ти. В этот период защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты, или пучки энергии могут пролетать не­высоко над земной поверхностью, производя при этом жест­кое излучение на своем пути, а оно вызывает мутации. По­лосы пассионарных толчков шириной около 300 км, проходя­щие как в широтном, так и в меридиональном направлениях, возникают достаточно редко — два или три раза за тысячу лет и почти никогда не проходят по одному и тому же месту. В результате такого толчка может появиться несколько оча­гов повышенной пассионарности и как следствие — несколь­ко этносов. Возникший этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада, после чего рассыпается, либо сохраняется как реликт — состояние, в котором саморазви­тие уже не ощутимо. При таком подходе сама идея " отста­лости" или " дикости" отдельных этносов не применима — нельзя применять шкалу линейного времени в этнической истории, которая представляет собой не спираль в разви­тии, а колебательные движения струны. Так, цивилизован­ные ныне европейцы стары и потому чванливы. Они гордят­ся накопленной культурой, как все этносы в старости. А ведь всего тысячу лет назад " франки" и " норманны" только нача­ ли учиться у византийцев и арабов богословию и мытью в бане. Какими они станут еще через тысячу лет, можно пред­ положить путем сравнения их с древними эллинами иримля-, нами, уже исчезнувшими, но оставившими следы своей ве- ] ликой культуры. ' В фазе надлома появляются субпассионарии: люди без чести, совести, корыстолюбцы и себялюбцы, палачи и до­носчики, всегда готовые к услугам предводителей. Цивили­зация как инерционная фаза развития благоприятна для на­копления материальной культуры. Самобытность уступает место посредственности. Для людей, не желающих отказаться от своей оригинальности, существуют искусство и науки. Появляется полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. Происходит рост техносферы, уси­ливается воздействие на ландшафты. Наступает упадок, но облик его обманчив — на него надета маска благополучия и процветания, которые современникам кажутся вечными, потому что они тешат себя иллюзией о неисчерпаемости при­родных богатств. Но это — всего лишь утешительный само­обман. Толчок микромутации в России совпадает с эпохой так называемого " татаро-монгольского нашествия" в XIII в. В результате этого толчка, прошедшего почти в меридиональ­ном направлении от Европы до Африки, появляются пассио­нарии, в XIV в. их дети и внуки составляли уже весомую часть общества. Это была затравка нового этноса — " велико­россов". Более конкретной датой является 1380 г. — год Ку­ликовской битвы. Толчок, кроме того, вызвал появление ДРУ~ гих этносов: литовцев, турков-османов и эфиопов. А что касается тысячелетия крещения Руси, то крести­лись не великороссы, не русские, а русичи. Это — разные этносы. Русичи, как и вообще славяне, появились на истори­ческой сцене в результате пассионарного толчка 1-11 вв. н. э.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал