Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Реформы Петра I
Военная реформа. Еще в ХVII в. выявили недостатки дворянского ополчения и стрелецкого войска. Тогда же в русской армии были образованы полки «иноземного строя» (солдатские, рейтарские, драгунские). Однако у них, как и у стрелецких полков, был один серьезный недостаток – солдаты имели право заниматься различным промыслом, т. е. оставались полувоенным сословием. Естественно, что их военная подготовка не могла быть профессиональной. Военная реформа Петра видоизменила принципы комплектования и организации русской армии. Для комплектования армии стали проводиться рекрутские наборы (см. Рекрутская повинность). Первый такой набор был произведен в 1705 г. От каждых 20 крестьянских дворов полагался один рекрут. Солдаты по рекрутскому набору обязаны были покинуть свои дома и занятия промыслами и стать профессиональными военными с пожизненным сроком службы. Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная). Много офицеров приходило в армейские полки из гвардии – Преображенского и Семеновского полков. При Петре было запрещено производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардии. Офицерская служба также носила пожизненный характер. Петр предпринял энергичные меры для строительства российского военного флота. В конце его царствования во флоте насчитывалось 84 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов. Реформа управления. В 1717–1718 гг. Петр учредил коллегии, которые сменили сложную, запутанную систему московских приказов. Коллегии отличались достаточно строгим разграничением обязанностей и управляли отдельными отраслями государственных дел (первоначально было 12 коллегий). Они подчинялись Сенату. В свою очередь, местные органы управления подчинялись коллегиям. С 1711 г. во главе всей системы государственного управления стоит Сенат. Отправляясь в Прутский поход (война против Турции), Петр вверил ему государство. Сенат задумывался как временный исполнительный орган на период отлучек Петра. Затем он приобрел постоянный характер и стал высшим административным органом в государстве. В конце жизни Петр вменил Сенату исполнять также высшие судебные функции. В 1708 г. Россия была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, облеченные полномочиями главнокомандующих всех войск, находящихся на их территории, и всей полнотой административной и судебной власти. Окончательную форму областное управление приобрело в 1719 г., когда губернии были разделены на провинции, а провинции – на уезды.
Тема 6. Положение сословий. «Табель о рангах»
При Петре боярство прекратило свое существование. Должностных лиц царь назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Доступ в дворянское сословие через военную службу был открыт чуть ли не каждому (любой солдат, ставший офицером, получал звание потомственного дворянина). Усилилась служебная повинность дворянства: каждый дворянин обязан был служить государству или на военной службе, или на гражданской, или выполнять обязанности при дворе. В 1722 г. была издана «Табель о рангах» (в Петровскую эпоху слово «табель» было женского рода), по которой все государственные служащие, военные, придворные были разделены на 14 классов. Таким образом, аристократическая иерархия была окончательно заменена иерархией «заслуги и выслуги». Дворяне также были ограничены в праве распоряжаться своими имениями. Указом о единонаследии (1714) землевладельцам было запрещено делить свои имения и поместья между наследниками. Положение крестьян в петровское время резко ухудшилось. Этому способствовала финансовая реформа – введение подушной подати, которая не только усилила бремя налогов, но и юридически уравняла крестьян с холопами и превратила их в помещичьих «подданных». Война со Швецией требовала огромных расходов и побуждала власти искать новые источники доходов. С началом войны быстро увеличилось количество налогов: мельничный, банный, пчелиный, с бороды, с извозчиков, водопойный, шапочный и другие. Позднее многие из мелких поборов были отменены, но их компенсировала подушная подать. Реформы, проведенные Петром, безусловно, носили прогрессивный характер, способствовали развитию страны, ее европеизации и модернизации. Но одновременно они сопровождались укреплением самодержавия и крепостничества. Страна продвигалась вперед ценой крайнего напряжения людских и материальных сил, безжалостной эксплуатации. Главным политическим итогом преобразований стало утверждение в России абсолютной монархии. МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ Не только историки, но еще современники Петра прямо противоположно оценивали личность царя, его преобразования, их характер и результаты. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его отступником православия, Антихристом, насаждавшим матушке‑ Руси чуждые заморские порядки. В дальнейшем историки также неоднозначно оценивали Петра и его деятельность. Так, Н.М. Карамзин порицал царя‑ реформатора за попрание русских обычаев. Славянофилы утверждали, что Петр своими реформами заставил Россию свернуть с естественного пути развития. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский, наоборот, давали однозначно положительную оценку его преобразовательной деятельности, приписывая все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике, кипучей натуре Петра. В ХХ в. поэт М. Волошин за крутую ломку всех устоев русской жизни назвал Петра «первым большевиком». Большинство советских и современных историков (например, наиболее известные специалисты по Петровской эпохе Н.И. Павленко и К.В. Анисимов) с некоторыми оговорками положительно оценивают преобразовательную деятельность Петра. Мнения историков расходятся по проблемам, связанным в основном с закономерным характером петровских преобразований: в какой степени реформаторская деятельность царя была подготовлена всем предыдущим развитием России; были ли реформы только реакцией на внешнеполитическую ситуацию или носили более целенаправленный и продуманный характер. В современной историографии дискутируется также вопрос: насколько цели реформаторской деятельности соответствовали человеческим, духовным и материальным жертвам, принесенным страной на алтарь преобразований?
Даты 1672, 30 мая – Рождение Петра I 1676–1682 – Правление Федора Алексеевича 1682 – Отмена местничества 1682 – Провозглашение Петра I и Ивана V царями 1682–1725 – Правление Петра I (регентство Софьи 1682–1689) 1687 – Основание Славяно‑ греко‑ латинской академии 1687, 1689 – Походы В.В. Голицына в Крым 1695, 1696 – Походы Петра I на Азов 1697–1698 – Великое посольство 1700, 1 января – Введение летосчисления от Рождества Христова 1700–1721 – Северная война 1702 – Первая печатная газета «Ведомости» 1700, 19 ноября – Поражение под Нарвой 1703, 16 мая – Основание Санкт‑ Петербурга (с 1712 г. – столица) 1708, 28 сентября – Битва у Лесной 1708–1710 – Учреждение губерний 1709, 27 июня – Полтавская битва 1711 – Учреждение Сената 1711–1765 – М.В. Ломоносов 1714 – Указ о единонаследии 1714, 27 июля – Морская победа у мыса Гангут 1720, 27 июля – Морская победа у острова Гренгам 1718–1721 – Учреждение коллегий 1718–1724 – Перепись населения, введение подушной подати 1721, 30 августа – Ништадтский мир 1721 – Упразднение патриаршества, введение Синода 1722 – Учреждение «Табели о рангах» 1722 – Указ о престолонаследии 1725, 28 января – Смерть Петра I
|