Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Причины и цена победы






 

Разгром фашистской Германии был результатом усилий многих стран, но основной вклад в победу внесли народы Советского Союза. Они же заплатили за нее самую большую цену. На 1 января 1941 г. население СССР насчитывало 196, 6 млн человек, а на начало 1946 г. – 167 млн. По официальным данным, война унесла более 27 млн. жизней. Это в 40 раз больше потерь Британии и в 70 – США.

Огромным было число погибших советских военнослужащих – 14, 7 млн бойцов и командиров. Немецкие вооруженные силы потеряли на советско‑ германском фронте 2, 9 млн. Соотношение определяется приблизительно как 5 к 1 не в пользу Советской Армии. В основе стратегических успехов лежали миллионы жизней солдат и офицеров, добившихся победы над врагом. Их гибель за родину вызывает почтительное чувство, но в свете приведенных цифр нельзя не указать на причины такого положения. Большинство историков считают главной причиной не столько профессиональное превосходство немецкого солдата, сколько некомпетентность Верховного Командования Вооруженных Сил Советского Союза. Высшее руководство воспринимало солдат как «пушечное мясо». По их мнению, главное предназначение бойца – умереть за Родину. Слова «взять, не считаясь с потерями» звучали рефреном большинства отдаваемых сверху приказов. Причиной больших потерь была также слабая подготовка пополнения, когда в бой отправляли необученных солдат. Поэтому успехи на фронте достигались ценой огромного числа солдатских жизней, за каждой из которых стояла своя судьба.

Среди причин победы советского народа в Великой Отечественной войне можно указать следующие: огромные мобилизационные способности СССР (население и ресурсы); героизм войск и тружеников тыла; способность общественной системы действовать в экстремальной ситуации, концентрируя все силы для достижения цели; подъем патриотизма, огромные пространства и непривычные для немцев климатические условия, помощь союзников.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

О роли сталинского режима в обеспечении победы в Великой Отечественной войне.

Этот вопрос носит идеологический характер. Доводы историков – сторонников сталинской политики заключаются в апологии «порядка», который дисциплинировал народ. Согласно этому направлению в историографии, только страх перед властью способствовал успеху. И если бы Сталин был не столь волевым и жестоким человеком, способным на любые жертвы, то СССР оказался бы порабощенным фашистским агрессором. То есть победа стала возможной благодаря жесткой власти.

Сторонники альтернативной позиции (Б. Соколов) считают, что политика тоталитарного режима, когда оценка ситуации одним человеком и его воля были определяющими для почти 200‑ миллионного населения огромной страны, способствовала возникновению международного конфликта. Иными словами, если бы Сталин не пошел на союз с Гитлером, тем самым развязав фюреру руки для нападения на Польшу, мировой войны могло бы не быть вовсе. В ходе Великой Отечественной войны проявилась традиционная сила российского народа, которую власть подавляла в мирное время, но из чувства самосохранения вынуждена была отпустить в пору тяжелых испытаний. То есть советский народ вышел победителем вопреки тоталитарному режиму.

Даты

1938 – Военный конфликт с Японией у озера Хасан

1939, 23 августа – Пакт о ненападении между СССР и Германий. Военный конфликт с Японией на реке Халхин‑ Гол в Монголии

1939, 1 сентября – Начало Второй мировой войны

1939, 17 сентября – Вторжение СССР в Польшу

1939, 28 сентября – Договор «О дружбе и границах» с Германией

1939, 30 ноября – Нападение СССР на Финляндию

1940, 12 марта – Прекращение войны с Финляндией

1941, 22 июня – Нападение Германии на СССР; начало Великой Отечественной войны

1941, июль–сентябрь – Смоленское сражение

1941, октябрь– 1942, февраль – Битва за Москву

1942, июль– 1943, февраль – Сталинградская битва

1943, июль–август – Курская битва

1944, 6 июня – Открытие второго фронта в Европе

1944, июнь–июль – Белорусская операция («Багратион»)

1944, август – Ясско‑ Кишиневская операция

1945, январь–февраль – Висло‑ Одерская операция

1945, апрель – май – Берлинская операция

1945, 9 мая – Капитуляция Германии

1945, август–сентябрь – Война с Японией

1945, 2 сентября – Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны

 

Культура

Общие условия развития культуры. Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны. Определяющим становится лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». «29 июня 1941 года вводится военное положение. Создаются необходимые в условиях военного времени органы власти. Сразу же начинается перестройка народного хозяйства на военный лад, которая завершилась к осени 1942 г. Быстрыми темпами наращивается военное производство, что позволило, в 1943 г. осуществить коренной перелом в войне, и, в конечном счете, полностью очистить территорию СССР от врага, освободить от оккупации ряд стран, разгромить милитаристическую Японию.

Во второй мировой наиболее тяжкие испытания выпали на долю нашей страны. Советско-германский фронт отвлекал на себя более 2/3 вооруженных сил Германии. Экономические потери составили около 30% всего достояния страны. Война унесла 26, 5 млн. жизней советских людей. Резко снижается численность рабочих, трудоспособное население деревни.

Война потребовала от людей максимального напряжения сил. На предприятия, в колхозы были мобилизованы не только взрослые, но и дети, работавшие без выходных и отпусков. На оккупированной территории были организованы массовые подпольное и партизанское движения. Война как никогда сплотила народы всех национальностей СССР.

В экстремальных условиях проявлялись лучшие человеческие качества советских людей: самопожертвование, героизм, взаимопомощь. Доктор военных наук генерал-лейтенант инженерных войск проф. Д.М. Карбышев отказался работать на врага. Ученого замучили в лагере смерти Маутхаузен, на морозе его обливали ледяной водой. В блокадном Ленинграде умирающие от голода сотрудники не съели госфонд образцов зерна. Не смотря на трудности военного времени, ни одна семья не отказалась принять беженцев. Многочисленные подвиги советских людей на фронтах и в тылу золотыми буквами вписаны в историю нашей многонациональной страны.

В тоже время война обнажила самый страшный порок сложившейся в СССР командно-административной системы – абсолютное пренебрежение к человеку. Трудно однозначно относиться к приказам № 270 (16 августа 1941 г.) и № 227 (28 июля 1942 г. – «Ни шагу назад!»). Первый – объявлял всех, кто оказался в плену, предателями и изменниками, родственники пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны. Второй приказ любое отступление без распоряжения командования объявлял предательством Родины, вводились штрафные батальоны (для командиров и политработников) и штрафные роты (для рядовых и сержантов), создавались заградительные отряды, располагавшиеся за спиной воюющих бойцов. Они имели право расстреливать на месте отступающих. По сути, у людей отняли право выжить в суровых условиях войны.

В военные годы как нельзя лучше подошли уже апробированные методы управления, построенные на страхе и лжи. Продолжились репрессии. Чтобы отвести вину от себя за неудачи на первом этапе, когда враг оккупировал значительную часть территории Советского Союза, войска противника подошли к Москве на расстоянии 25–30 км., правительство организовало суд над большой группой генералов, во главе с командующим войсками Западного фронта генерал-полковником Д.Т. Павловым. Их обвинили в измене и казнили.

«Отец народов» «оригинальнейшим» образом решает и национальную проблему. Проводится депортация народов, обвиненных руково­дством СССР в пособничестве немецко-фашистским захватчикам. Была ликвидированы Автономия немцев в По­волжье, Карачаевская АО. Депортировали карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, болгаров, греков, турок, курдов, всего 14 наций и национальных групп общей численно­стью более 3, 2 млн. человек. В декабре 1989 г. Верховный Совет СССР признал незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергших­ся насильственному переселению.

И все же, именно партийные организации несли ответственность за организацию, морально-политический дух в тылу и на фронте. Они стали инициаторами и пропагандистами массовых патриотических движений, социалистического соревнования. Всей стране стал известен призыв рязанок во главе с Д. Гармаш – «Девушки на трактор». Коммунисты и комсомольцы считали своей обязанностью быть в самых горячих точках. Массовое вступление в партию или комсомол перед боем, ответственным заданием – не миф, а реальность. Миллионы людей умирали со словами: «За Родину! За Сталина!».

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в патриотическое движение. В сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Вскоре после нее была восстановлена патриархия. Власти разрешили созвать Архиерейский собор для выбора патриарха, создать Священный синод, открыть богословские академии и семинарии, издавать религиозную литературу, организовать работу свечных заводов.

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для связи с церковью создается Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства и с другими религиозными конфессиями.

Разумеется, с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.

Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.

Правительство всемерно старалось сохранить отечественные культурные ценности и, прежде всего, самих деятелей культуры. Уже в августе 1941 г. из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые, писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы, художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины.

В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Образование. В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы ока­зались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2, 5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.

В прифронтовой полосе и глубинных районах СССР учебные здания превратились в призывные пункты, казармы, госпитали. Учащимся приходилось нередко заниматься в тесных помещениях, в несколько смен. Но школы и вузы продолжали работать, причем, даже в тылу врага, в «партизанских краях» Белоруссии, Украины и западных районов РСФСР.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения воен­но-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, зо­лотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на за­водах и колхозных полях.

Наука. Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требова­ниям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении но­вого военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов мест­ным сырьем.

Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

В век господства техники военные конфликты стали «войной моторов», приводя к огромных потерям всех воюющих сторон. Основной акцент в научных исследованиях делался, на разработку новых видов вооружения. Создавались все более совершенные образцы орудий, танков, стрелкового автоматического оружия, бронебойных снарядов, бомб, средств связи, кораблей, самолетов.

Тяжелый танк ИС и средний танк Т-34 (конструкторы Ж. Котин, А. Морозов и др.) во вторую мировую войну считались самыми совершенными боевыми бронемашинами. На гитлеровцев наводил ужас истребительный огонь советской реактивной артил­лерии, установки которой бойцы Красной Армии называли «катюшами». Ведущая роль в налаживании массового производства танков и артиллерии принадлежала Институту электросварки АН УССР во главе с академиком Е.О. Патоном. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод защиты боевых кораблей от мин.

Под руководством П.Л. Капицы велась напряженная работа по монтажу оборудования для получения жидкого воздуха и кислорода для госпиталей и военных заводов. За эти разработки академику Капице в военное время были присуждены Государственные премии, он дважды награждался орденом Ленина, а в апреле 1945 г. ему присваивается звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Мощь советских вооруженных сил во многом опре­делила новая авиация. Прославились конструкторы А. Микулин, А. Яковлев, С. Ильюшин, В. Петляков, С. Лавочкин. Особое место в отечественном авиастроении занимает А.Н. Туполев. В судьбе Андрея Николаевича сплелись высокие и трагические ноты. В 20–30-е годы коллектив Туполева построил 28 новых самолетов, а том числе 14 серийных. В октябре 1937 г. Туполев был объявлен вредителем и шпионом. Особый цинизм ситуации заключается в том, что власть предержащие прекрасно понимали цену интеллекту. Было создано особое КБ для осужденных, где трудились многие замечательные конструкторы, в т.ч. и С.П. Королев, тоже – «шпион и вредитель».

Восемь самолетов Туполева участвовало в Великой Отечественной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. ТУ–2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В военные годы возрастает роль медицины, основной задачей которой стало спасение, и возвращение в строй раненных. «Главным хирургом Красной Армии» называют академика Н.Н. Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко снизить смертность, с 65 до 25%. В целом, свыше 70% воинов после ранения снова возвращались на фронт. Медики изыскивали новые способы борьбы с дистрофией (истощением). Впервые в годы войны удалось избежать эпидемий. Большая заслуга в решении многих проблем принадлежит заместителю Народного комиссара здравоохранения В.В. Парину.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

Литература. Ведущая тема литературы военных лет – защита Отечества. Страстный призыв бить «проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее» звучит в очерках Л. Леонова «Слава России», А.Н. Толстого «Родина», в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна» И. Авраменко, «Бей врага!» В. Инбер.

Литература времен войны приобретает яркий публицистический характер. Многие произведения часто создавались «по горячим следам». «День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это уже читалось в полках и на батареях», – вспоминает поэт А. Сурков.

Героическим воинам, сражавшимся на берегах Волги, посвятил свою повесть «Дни и ночи» К. Симонов. Б. Горбатов в романе «Непокоренные» («Семья Тараса») показал сражающихся рабочих Донбасса. М. Шолохов в годы войны опубликовал рассказ «Наука ненависти» и начал писать роман «Они сражались за Родину». С пламенным поэтическим «Посланием» к ленинградцам обратился 95-летний казахский акын (поэт) Дж. Джабаев. Радиоглашатаем осажденного города на Неве стала О. Бергольц, автор бессмертных строк «Никто не забыт, ничто не забыто». Своими стихами поэтесса призывала к мужеству измученных, голодающих граждан, вселяла веру в победу.

Идея единства фронта и тыла нашла отражение в публицистической повести В. Овечкина «С фронтовым приветом». М.И. Калинин справедливо и метко охарактеризовал как «рукопашную схватку с фашистами» творчество И. Эренбурга, опубликовавшего за годы войны свыше трех тысяч статей.

Особое значение в годы лихолетья приобретает исторический роман. Корни патриотизма виделись в историческом прошлом народа. В этот период были написаны третья книга романа А. Толстого «Петр Первый», повесть «Иван Грозный», пьеса В. Соловьева «Великий государь».

«Правду, прямо в душу бьющую» стремится сказать о войне А. Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» появилась одновременно со знаменитым приказом 227. Конечно, автор не подозревал о готовящемся документе и бессознательно вступил с ним в полемику. В разгар отступления, поэт не корил, а восславлял солдата, подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все просчеты и ошибки, допущенные командованием. Фактически, Твардовский первым попытался восстановить справедливость, задав вопрос: «Что он мог?». Поэма стала подлинной эпопеей жизни мужественного и отважного солдата-фронтовика, глубоко раскрывала характерные черты советского воина. Видимо, поэтому такую массовую популярность приобрел собирательный герой произведения Василий Теркин.

В самые тяжелые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о Родине. Причем, понятие Родины приобрело более конкретные формы. «В грозную первую зиму войны, – писал И. Эренбург, – ленинградцы поняли, как они любят Ленинград. Когда по Крещатику прошли гитлеровские полчища, киевляне узнали всю силу своей привязанности к родному городу. Этот местный патриотизм оживил большой патриотизм, любовь к родному городу укрепила любовь к Родине, к России». В годы войны были написаны взволнованные и искренние стихи о Москве, Ленинграде, Одессе, Сталинграде, Харькове, Сибири, Севастополе, Волхове, Смоленщине.

Большой популярностью на фронте и в тылу пользовались лирические стихи-письма, стихи-обращения, стихи-размышления, раздумья, монологи, в которых гражданское чувство и глубоко личные, интимные переживания выступали в редкостном органическом единстве («Бьется в тесной печурке огонь» А. Суркова, «Огонек», «В лесу прифронтовом» М. Исаковского, «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симо­нова, «Моя любимая» Е. Долматовского, «Соловьи» А. Фатьянова).

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

Подвергся критике первый вариант романа «Молодая гвардия» А. Фадеева за недостаточно освещенную руководящую роль партии комсомолом. Роман увидел свет, когда автор убрал из текста сцены паники, снял критику руководителей, возмущение простого люда некоторыми действиями властей, раздумья о ничем неоправданных потерях.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

С самого начала войны кинематографисты стали работать над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в киносборник. В работе над киноновеллами для «Боевых киносборников» участвовали известные режиссеры С. Герасимов, Вс. Пудовкин, Г. Александров и др. Сценарии писали известные писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались популярные киноактеры – Л. Орлова, 3. Федорова, Б. Бабочкин, Э. Гарин, Н. Крючков, Н. Охлопков, Б. Чирков, Б. Андреев, М. Штраух, С. Мартинсон, П. Алейников.

«Боевые киносборники» состояли из четырех – пяти короткометражных фильмов (драматические новеллы, скетчи, кинокарикатуры). В гриме Стрелки и военном костюме на велосипеде Л. Орлова развозила фронтовые письма, «придумывала» новые слова на хорошо известную музыку из «Веселых ребят», декламировала стихотворные лозунги, доставала киноаппарат и устраивала просмотры хроникальных очерков и даже разоблачала переодетого фашистского диверсанта. Эти картины не только призывали к героизму и самопожертвованию, но и были живой связью с мирным временем, вызывал улыбку, про­буждали добрые воспоминания, вселяли надежду на скорое окончание войны.

Не прекращалась работа над полнометражными художественными фильмами. В 1942 году зрители увидели «Секретаря райкома» И. Пырьева с участием великолепных актеров М. Жарова, М. Ладыниной, М. Астангова. О судьбе русской женщины-колхозницы, ставшей партизанским вожаком рассказывал фильм Ф. Эрмлера «Она защищает Родину», с В. Марецкой в главной роли. В короткие сроки были поставлены «Два бойца» Л. Лукова, «Фронт» братьев Васильевых, «Во имя Родины» Вс. Пудовкина.

Большой популярностью пользовались исторические кинокартины, напоминавшие, что враг никогда не торжествовал победу на русской земле. В. Петров приступил к съемкам фильма «Кутузов», А. Роом напряженно работал над экранизацией пьесы Л. Леонова «Нашествие».

Любимыми лентами оставались кинокомедии. Полон оптимизма музыкальный фильм И. Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Лирические песни были написаны Т. Хренниковым. В финале картины, как символ грядущей победы, режиссер показал первый день мира – Кремль в огнях фейерверков, праздничные улицы, заполненные радостными, ликующими людьми. В год окончания войны зрители увидели «Сердца четырех», «Близнецы» К. Юдина.

Музыка. В едином строю защитников Родины находились и деятели советской музыки. Н.Я. Мясковский сочинил 22-ю симфонию, которую в начале назвал «Симфония-баллада о Великой Отечественной войне». Позже композитор снял это название, считая, что музыка должна говорить сама за себя. С. Прокофьев написал увертюру «1941 год», Ю. Шапорин закончил патриотическую ораторию «Сказание о битве за Русскую землю».

До осени 1941 г. в окруженном врагом Ленинграде жил и работал композитор Д. Шостакович. Его знаменитая седьмая (Ленинградская) симфония стала самым волнующим произведением военных лет. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию», – писал композитор.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

В период Великой Отечественной войны родилось много песен, воодушевлявших народ на подвиги, помогавших ему переносить лишения и невзгоды. Своеобразным музыкально-поэтическим символом тех грозных лет стала «Священная война» (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). Впервые она была исполнена 24 июня 1941 года, а уже буквально на другой день под ее аккомпанемент с вокзалов столицы уходили на фронт воинские эшелоны.

Самые разные песни (маршевые, песни-призывы, о Родине, партизанские, интимно-лирические) пользовались огромной популярностью. «Темная ночь», «Вася-Василек», «Песня о Москве», «Вася Крючкин», «Моя любимая», «Враги сожгли родную хату», «Бьется в тесной печурке огонь», «Соловьи», «Смуглянка» и очень многие другие до сих пор остаются любимыми для разных поколений.

Театр. На театральных сценах в годы войны зрители познакомились с рядом новых драматических работ. Большой успех выпал на долю пьес «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал