Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функция языка и речиСтр 1 из 67Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Актюбинский государственный университет имени К. Жубанова Дидактический материал по«Русскому языку» Для студентов казахского отделения Актобе Дидактический материал по «Русскому языку» для студентов казахских отделений / Сост. Байшукурова Г.Ж., Унгарбаева Г.И., Утельбаева Г.У., Идрисова Э.Т., Тасыбаева Г.М., Коробкова Т.В., Абдигази С.Х., Хвостова Ю.В. и др. – Актобе: РИО АГУ им. К.Жубанова, 2013. – 133 с.
Рецензенты: Садирова Г.К. проф.АГУ им.К.Жубанова, доктор филологических наук Курманова Б.Ж. доцент АГУ им.К.Жубанова, доктор педагогических наук Свиридова И.И. доцент АГПИ, кандидат филологических наук
Обсужден на заседании учебно-методической секции кафедры. Протокол № 3 от 13.11. 2012 г.
Обсужден на заседании учебно-методической секции факультета. Протокол № 4 от 24.12. 2012 г.
Одобрен на заседании учебно-методического совета Актюбинского государственного университета им.К. Жубанова и рекомендовано к печати. Протокол № 1 от 17.01.13 г. IПОЛУГОДИЕ
Неделя 1 Тема: Язык и его основные функции Речь: виды и формы речи. Система языка и основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь. Основные жанры письменной речи. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. Справка Функция языка и речи Рассмотрение отношений языка и общества, языка и мышления показало, что языку свойственны коммуникативная функция, т. е. функция общения, и познавательная, т. е. функция обеспечения возможности специфически человеческого (абстрактного, обобщенного) мышления и познания и закрепления результатов предшествующих этапов познания действительности. Познавательная функция языка связана не только с мышлением, но и с сознанием, так как язык выступает как средство выражения сознания, что неразрывно связано с общим процессом познавательной деятельности человека. Коммуникативная и познавательная функции тесно связаны друг с другом и являются основными функциями языка*. Обе они свойственны и языку и речи, поскольку речь рассматривается как проявление, использование языка. На базе коммуникативной и познавательной функций языка развиваются другие функции. Так, в составе познавательной функции может быть выделена номинативная, т. е. функция называния явлений действительности. Ее связь с познавательной функцией несомненна, так как называние есть вместе с тем и процесс отождествления и разграничения явлений действительности, т. е. процесс познания действительности. Поскольку познавательная функция связана с выражением различных актов сознания, в ее составе может быть выделена эмотивная функция - выражение эмоций, чувств, переживаний, настроений. На базе коммуникативной функции может быть выделена и регулятивная, т. е. функция, регулирующая отношения между людьми в процессе общения. Выделяются и некоторые другие функции языка. Особенно следует отметить эстетическую функцию, связанную со способностью языка воздействовать не только выражаемым содержанием, но и самой формой: отбором и сочетаемостью слов с учетом не только/ их значения, по и звучания.! Способность слова воздействовать на мысли и чувства читателя и своей внутренней (значением) и внешней (звучанием) сторонами определяет его роль в создании художественного образа, делает слово " первоэлементом художественной литературы" (М.Горький). На эту особенность языка важно обращать внимание не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Как уже отмечалось, основные функции языка свойственны и речи, но они приобретают в речи свои специфические особенности. Это относится и к частным, вторичным функциям. Так, регулятивная функция в речи по-разному проявляется в условиях непосредственного общения и в условиях массовой коммуникации, т. е. в телепередачах, радиопередачах, газете и т. п. Она может быть и регулятором собственного поведения при внутренней речи. Отдельные функции некоторые ученые связывают с речью, например, эмотивную функцию (функцию выражения чувств и воли говорящего), функцию установления и поддержания контакта, выявляемую системой обращений, выделением темы разговора и т. п. Типично речевой является функция, заключающаяся в возможности уточнять, дополнять ту или иную речевую ситуацию. (Например, в троллейбусе или трамвае при передаче денег на приобретение комплекта билетов ситуация уточняется словами: " Передайте на книжечку".)
|