Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к тексту






1.Прочитайте текст.

2.Сравните с примером тезисов, данных выше, и составьте свои тезисы по данному тексту.

3.Проанализируйте одну из методических статей журналов, относящихся к вашей специальности по следующему алгоритму:

1.Разделите текст на три композиционные части:

а) постановка задачи, обоснование актуальности темы, б) процесс исследования фактов, в) формулирование выводов.

2.Найдите формальные средства связи информативных частей текста и абзацев.

3.Определите направленность содержания статьи: научная, практическая, научно-практическая, полемическая, собственно-информативная.

4.Укажите языковые средства, отражающие эту направленность.

 

Задание 1. Цель: формирование навыков сознательного, сосредоточенного чтения письменного текста с использованием дифференциального алгоритма чтения.

Найдите ключевое слово.

Дается задание определить ключевое слово (слова) в каждом смысловом абзаце. На начальном этапе лучше дать упражнение в качестве домашнего задания: подчеркнуть ключевые слова в тексте, а затем на практическом занятии записать их под руководствомпреподавателя в упорядоченной форме на доске и в тетрадях. Нужно обратить внимание студентов на то, что форма записи должна по возможности отражать отношения между ключевыми словами (противопоставления, повторы, сопоставления, параллели и так далее). То есть такая запись ключевых слов — это не механическое занятие, а продолжение аналитической работы. Впоследствии запись ключевых слов может осуществляться студентами дома самостоятельно.

Текст

Начало земледелия.

Земледелие, начало которому положила женщина, возникло из собирательства. Первоначально оно имело ограниченный характер. Для посева расчищались маленькие участки земли: каменными топорами вырубали небольшие деревья и кустарники, затем их сжигали. Зола служила удобрением. По мере истощения почвы и ее засорения сорняками старые участки оставлялись и осваивались новые. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.

Расчищенные и засеянные участки земли огораживали, защищая их от диких животных. Древнейшим земледельческим орудием была палка-копалка с заостренным концом, которую применяли ранее при собирательстве. Позднее появились палки с плоскими концами (отсюда ведет происхождение лопата) и мотыга, весьма совершенное и широко распространенное земледельческое орудие. В связи с этим раннее земледелие называют мотыжным. Вначале мотыга представляла собой обыкновенный сук с коротким отростком, в дальнейшем к рукоятке стали прикреплять заостренный камень, роговой или костяной наконечник.

Люди выращивали такие полезные растения, которые в диком виде произрастали в местах их обитания. Например, родина риса — Индокитай, кукурузы, картофеля, подсолнечника, табака, тыквы — Америка, капусты — Южная и Западная Европа, пшеницы — Азия и т. д. Позже в порядке обмена культурные растения распространялись по Земле.

(Хрестоматия по истории древнего мира, стр. 15)

 

Образцы упражнений на составление тезисов.

1. Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда — вкрасный и синий, оружие — в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою.

Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. “Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям “, — сказал один ученый.

Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую — из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть “фреска”. А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался “темпера”, так работали средневековые иконописцы). (М.Гаспаров)

 

Задание 2. Запишите номера правильных утверждений.

Греки раскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.

Для получения зеленой краски пережигали виноградные косточки.

Фреска — это роспись по сырой штукатурке.

Греки редко писали масляными красками на холсте.

Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.

Наше слово “мел” произошло от названия острова Мелос.

На деревянных досках писали темперой.

Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.

Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.

Картину проще сохранить, чем статую.

 

Задание 3: восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии. Какое предложение здесь лишнее?

 

Задание 4: найдите главную мысль первого абзаца и подумайте, доказывается ли она и во втором абзаце. Сформулируйте переход от I ч. ко II ч. и мысль, которую иллюстрирует история, рассказанная во втором абзаце.

Римляне слишком охотно выставляли Спартака в качестве заурядного разбойничьего главаря. Римлянам вскоре пришлось изменить свое мнение. Человек был унижен ими до состояния гладиатора. Человек был рожден полководцем. Человек доказал это.

Не военная дисциплина объединяла массы людей. Люди сбегались к Спартаку. Людей объединяла единственно лишь общая ненависть к Риму. Вместо оружия они приносили с собой смелость и готовность драться с врагами. Если бы в кратчайшее время их не удалось вооружить и организовать (по)военному, то эта толпа поденщиков и рабов была бы раздавлена железными римскими легионами, словно стадо овец.

Препятствия встали перед Спартаком. Препятствия казались (не)преодолимыми. Он сумел расчистить себе путь. Он умело использовал навыки своих приверженцев. Его приверженцы были с детства привычны самостоятельно мастерить различные сельскохозяйственные орудия. Все железо и цепи рабов он приказал перековать на шлемы, копья и мечи. Железо было захвачено в лагере врага на Везувии. Рабы вырвались из темниц.

 

Задание 5: исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы.

Ответ.

Римлянам, слишком охотно выставлявшим Спартака в качестве заурядного разбойничьего главаря, вскоре пришлось изменить свое мнение. Человек, униженный ими до состояния гладиатора, доказал, что был рожден полководцем.

Не военная дисциплина объединяла массы людей, сбегавшихся к Спартаку, а единственно лишь общая ненависть к Риму, и вместо оружия они приносили с собой смелость и готовность драться с врагами. Но если бы в кратчайшее время их не удалось вооружить и организовать по-военному, то эта толпа поденщиков и рабов была бы раздавлена железными римскими легионами, словно стадо овец.

Препятствия, вставшие перед Спартаком, казались непреодолимыми, однако он сумел расчистить себе путь. Он умело использовал навыки своих приверженцев, с детства привычных самостоятельно мастерить различные сельскохозяйственные орудия. Все железо, захваченное в лагере врага на Везувии, и цепи рабов, вырвавшихся из темниц, он приказал перековать на шлемы, копья и мечи.

Глоссарий:

Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму.

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы.

Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал