Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. Кант о «суждении вкуса» и об искусстве. И.Кант о «суждении вкуса» и об искусстве.
. Кант – обращение к гносеологии, инструментам познания. Теория познания: 1)критика чистого разума 2)критика практического разума 3)критика способности суждения. Аналитика прекрасного. 4 момента суждения вкуса: 1)по качеству. Вкус свободен от интересов. Отличие прекрасного от хорошего. 2)по количеству. Прекрасно то, что всем нравится без доводов 3)по отношению к цели. Целеустремленность без цели: красота вызывает чувство целеустремленности, но мы не можем называть это целью. 2 вида красоты. Красота свободная (без темы – цветы, рисунок) и привходящая (сопутствующая – человек, здание). Сочетание эстетического удовольствия с интеллектуальным. 4)по модальности. Претензия суждения на всеобщность.
В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы.
Прекрасное должно зависеть от рефлексии о предмете, а приятное полностью основано на ощущении. Прекрасное нравится непосредственно, а доброе рассматривается разумом(доброе – это способность желания, определенная разумом). Прекрасное и доброе связаны с интересом к своему предмету. Они обозначают различные отношения представления к чувству удовольствия и неудовольствия, т. е. прекрасное – то, что просто нравится, а доброе – то, в чем видят объективную ценность. Во всех видах изобразительного искусства основой для склонности вкуса является не то, что радует в ощущении, а то, что нравится только своей формой. Суждение является эстетическим потому, что оно основывается не на понятии, а на внутреннем чувстве. Только из наличия общего вкуса может быть выведено суждение вкуса. По поводу искусства: пение человека надоедает больше, чем пение птиц, т.к. последнее нельзя свести к каким-либо правилам, в отличие от первого, которое надоедает. Вывод: искусство человека ограничено правильностью изображения и исчерпаемо, в отличие от природы, которая неправильна. Правильность должна выражать единство созерцания. Гений дает искусству правила; он – творящая природа, является оригинальным, невоспроизводимым
|