Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины кризиса в ПС на рубеже ХХ векаСтр 1 из 46Следующая ⇒
Наука о сознании (сознание). Начинается в 17 веке в связи с развитием естеств. наук. Способность думать, чувствовать, желать наз. сознанием. Осн. методом изучения считалось наблюд. чел. за самим собой и описание фактов. Р. Декарт – основы рационализма. Механистический детерминизм: Теория рефлекса (нервы в виде ниточек окруженных трубочкой, внутри кот. животные духи (мелкие подвижные частицы), они перемещаются по телу и приводят его в движение. Дуализм: душа и тело две независимые субстанции. Душа имеет сознание, сознание – это рефлексия, а глав. механизм сознания «внутр. зрение» (интроспекция) Т.Гоббс. В России - Сеченов, Павлов. Ассоцианизм (соединение) - закономерная связь двух или неск. псих. процессов (ощущений, образов, мыслей), появление одного из процессов вызывает появление др. Д.Локк – заложил основы эмпирического направления. Он открывает два источника опыта, на кот. базируется чел. сознание: ощущение и рефлексию. В сознании нет ничего, что бы не было в ощущениях. Г.В.Лейбниц вводит в дополнение к понятию «перцепция» - «смутно осознаваемое малое восприятие», термин «апперцепция» - зависимость восприятия от опыта активности души. Первым подошел к проблеме бессознательного. В.Вундт, Э.Титченер. Структурализм - ввел Э.Титченер. Анализировали осознаваемый внутр. опыт, описывая его простейшие структуры. Сознание было разбито на псих. элементы, подобно тому, как материал делится на атомы. У. Джеймс Фунционализм – противопол. структуралистскому подходу точка зрения: проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию, его роль в выживании индивида. Причины кризиса в ПС на рубеже ХХ века 1. Разрыв теории с практикой. 2. Несостоятельность метода интроспекции. 3. Невозможность объяснения псих. явлений и поведения с точки зрения физиолог. особенностей. 4. Недостаточность представлений о «душе» и «сознании». 5. Столкновение множества различ. конкурирующих парадигм (структурализма и функционализма). 3.Наука о поведении (поведение). Бихевиоризм. Начинается в 20 веке. Задачи ПС – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: пов., поступки, реакции чел. Мотивы, вызывающие поступки, в некот. направлениях не учитывались. Сознание – это «черный ящик», строение кот. мы не знаем и не можем узнать, а пов. можно наблюдать. Бихевиоризм (Д.Уотсон, Э.Торндайк). Поведение чел., так же как и пов. животного, описывается жесткой схемой «стимул— реакция» (S-> R), что рассматривается в качестве осн. единицы поведения. Необихевиоризм – Э.Толмен; К. Халл, Б.Скиннер; Усложнение трад. бихевиористской схемы «стимул-реакция». Осн. формула Б. трансформируется в формулу «стимул - промежуточные переменные - реакция» (S-> r-> s-> R). Стимулы стали обозначаться как независ. П, а реакции - как завис. Оперантный Б. Скиннера. Оперант- любое изменение среды в рез. какого-либо моторного акта. Чел. стремится совершать операнты, после кот. следует подкрепление, и избегает, за кот. следует наказание. В рез. опред. системы подкреплений и наказаний чел. приобретает нов. соц. навыки, новые св-ва. Теория соц. научения - А. Бандура, Д. Роттер. В центре теории лежит положение о том, что нов. формы поведения можно приобрести в отсутствие внеш. подкрепления. Многое в поведении, кот. мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают др., а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.
|