Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционная ответственностьСтр 1 из 2Следующая ⇒
А.В. Зиновьев, доктор юрид. наук, профессор Санкт-Петербургского университета МВД России, Заслуженный деятель науки России. Конституционная ответственность Теория конституционализма предполагает необходимость установления конституционной ответственности за ненадлежащую организацию и деятельность государства, органов государства, должностных лиц и органов местного самоуправления. Во всех цивилизованных странах мира она имеет место. Но из этого вовсе не следует делать вывод о том, что конституционная ответственность теоретически достаточно исследована и законодательно качественно проработана. В России нет единого понимания этого феномена. Многие ученые называют ответственность данного вида «конституционной ответственностью», [1] некоторые— «конституционно-правовой».[2] Н. А. Боброва и Т. Д. Зражевская вводят в научный оборот свое видение этих понятий: государственно-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности, тогда как конституционная ответственность — это особый вид ответственности, включающий в себя политическую, моральную и юридическую ответственность.[3] Было бы точнее именовать ее политико-правовой ответственностью. С момента возникновения государства среди многих составляющих были и есть мирное сосуществование морали с аморальностью. Политика — это лукавая, коварная, обманная страна. М. В. Баглай использует понятия «конституционно-правовая» и «конституционная ответственность», не проводя между ними различий. Он пишет: «Что же касается собственно конституционно-правовой ответственности, то она предусмотрена нормами самого конституционного права. Эта ответственность не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным лицом, эта ответственность не распространяется».[4] Точнее не скажешь. Аналогичной точки зрения придерживается известный российский ученый О. Е. Кутафин: «...назначение конституционно-правовой ответственности не сводится к наказанию. Ее главная задача — стимулировать позитивную деятельность потенциального субъекта, а если эта деятельность таковой не является, то использовать такие присущие ей меры, как, например, смена персонального состава, руководящего должностного лица и т. д.».[5] По мнению автора предлагаемой статьи, спор идет не столько о понятиях, сколько об их содержании. Предпочтительным является понятие «конституционная ответственность», пределы применения которой ограничены рамками конституционного права. Теория конституционализма предполагает необходимость установления конституционной ответственности за ненадлежащую организацию и деятельность публичной власти. Конституционная ответственность — это только та ответственность, которая наступает за нарушения Конституции и которая предусмотрена нормами конституционного права. Вместе с тем основные устои государства и общества, права, свободы человека и гражданина могут нарушаться не только органами государства и должностными лицами, но и другими субъектами, за которые может наступить правовая ответственность: уголовная, административная, гражданско-правовая. Не случайно в УК РФ есть раздел X под названием «Преступления против государственной власти», глава 29 которого «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» предусматривает такие виды преступлений, как государственная измена, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации и т. д. Поэтому понятие «конституционно-правовая ответственность» применяется не к органам государства, должностным лицам и органам местного самоуправления, а к другим субъектам, нарушающим Конституцию, круг которых более широк. К этому кругу относятся и должностные лица, освобожденные от должности за нарушения конституции. За конституционной ответственностью может последовать конституционно-правовая ответственность. Вместе с тем надо отметить, что многие наши ученые понятия используют разные, а содержание зачастую вкладывают одинаковое. Конституционное право называется так потому, что состоит из конституционных норм, которые также являются правовыми. Поэтому, когда мы говорим о конституционно-правовой ответственности, речь идет о двух видах ответственности — конституционной и правовой. Первая наступает за нарушение конституционных норм и распространяется на государство, органы государства, должностных лиц, на органы местного самоуправления; вторая включает в себя правовую ответственность за нарушения Конституции иными субъектами по другим отраслям права. Конституционная ответственность может иметь место только за нарушение норм Конституции либо норм федеральных законов, что в теории и на практике далеко не всегда выдерживается. Если кого-либо не устраивает понятие «конституционно-правовая ответственность», то его можно сформулировать иначе: «конституционная и иная правовая ответственность за нарушения конституции». Содержательно такая формулировка едва ли вызовет возражения, но с точки зрения редакционной — она слишком многословна. «Краткость — сестра таланта», но она, к сожалению, не всегда наша родственница. В предлагаемой статье будет рассмотрена только конституционная ответственность, которая имеет непосредственное отношение к теории конституционализма и к нормам конституционного права. Эта ответственность свободна от репрессивных мер, она носит политико-правовой характер. Конституционная ответственность государства теоретически и законодательно не разработана. Но этот вакуум не может освобождать государство от политико-правовой ответственности за деликты, которые затрагивали или затрагивают права и интересы большинства россиян, наносили или наносят значительный вред всему государству. Правда, непосредственно данные действия совершают органы государства, а ответственность за эти действия берет на себя государство. Поэтому понятия «деликт» едва ли применимо в полном объеме к конституционной ответственности, которая часто наступает и без нарушения права. Политико-правовая ответственность имеет ту особенность, что политика «размывает» правовые границы. I. Политико-правовая иерархия обязывает начать с государства. Государство в период культа личности допускало немалое количество нарушений конституционных прав и свобод граждан и даже целых народов. В период радикальной демократизации жизни в нашей стране государство проявило мужество, признало свою вину за необоснованные массовые репрессии. Сотни тысяч граждан страны были реабилитированы и освобождены из мест лишения свободы, а репрессированные народы возвращены на малую Родину. Так, например, 26 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» с изменениями и дополнениями от 1 июля 1993 г.[6] Статья 1 Закона гласит: «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов».[7] Ст. 9 Закона содержит обязывающее положение: «Ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий, подлежит возмещению». Государство открыто и честно признало свою вину и свою ответственность. II. Особенности статуса Президента Российской Федерации заключаются в том, что он прописан в Конституции двусмысленно, в чем угадывалось желание Б. Н. Ельцина, председателя Конституционного совещания, возвысить власть Президента в России. Это желание просматривается в ст. 11 Конституции. Вопреки принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10, в ст. И записано: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Такая запись позволяла некоторым ученым утверждать, что Президент не входит ни в одну из ветвей власти», что он «является четвертой ветвью власти». Однако для подобных утверждений нет научных и юридических оснований. Функции, предметы ведения и полномочия Президента свидетельствуют о том, что он обладает самой высокой исполнительной властью. При этом стоит вспомнить, что по Закону от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» Президент и формально возглавлял Правительство. Нельзя умолчать еще об одной особенности статуса Президента. В соответствии со ст. 80 Конституции он является гарантом Основного Закона. А только за первый срок своих полномочий Б. Н. Ельцин, по мнению В. О. Лучина, более 200 раз своими указами нарушал нормы Конституции, [8] тогда как указы и «распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (п. 3 ст. 90 Конституции), что также противоречило и присяге Президента (ст. 82 Конституции). Особо следует остановиться на возможности отрешения Президента РФ от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения (п. 1 ст. 93 Конституции). Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее Уз депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой (п. 2 ст. 93 Конституции). Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным (п. 3 ст. 93 Конституции). В соответствии с ч. 2 ст. 177 Регламента Государственной Думы специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, заместителя председателя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается членами комиссии открытым голосованием. Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвижения обвинения Президента, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, точность подсчета голосов, соблюдение процедурных правил и т. д. Например, в 1998 г. специальная комиссия проверяла пять пунктов обвинения против Президента Б. Н. Ельцина. Подписание Президентом Беловежского соглашения не только привело к развалу СССР вопреки союзному референдуму от 17 марта 1991 г., но и поставило экономику России на край гибели: россияне лишены возможности свободного перемещения по всей территории бывшего Советского Союза, права на выбор места жительства, на свободное общение с родственниками и близкими людьми. Принятие Президентом Указа от 21 сентября 1993 г. о досрочном прекращении деятельности Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР прямо противоречило действовавшей тогда Конституции РСФСР и характеризуется в обвинении как государственный переворот; расстрел Дома Советов по его приказу 4 октября 1993 г. стоил жизни многих ни в чем не повинных людей. Президент ответствен за чеченскую трагедию, которая привела к тяжелым последствиям для России как во внутриполитическом, так и во внешнеполитическом аспектах, унесла жизни почти 100 тыс. человек. Как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Президент несет ответственность за их разрушение — утеряны морские и воздушные составляющие ядерных стратегических сил, в критическом состоянии находятся наземные войска, Вооруженные Силы утрачивают профессионализм, боеспособность. Президент обвиняется в геноциде собственного народа, выражающемся в том, что последствиями проводимой политики являются резкое сокращение численности населения страны, превышение смертности над рождаемостью, ухудшение жизни миллионов россиян, т. е. речь идет о предумышленном создании условий, ведущих к физическому уничтожению коренных народов России.[9] Результаты голосования изложены в следующей последовательности: № 1 (за — 241 голос; против — 77 голосов); № 2 (за — 263 голоса; против — 60 голосов); № 3 (за — 284 голоса; против — 43 голоса); № 4 (за — 241 голос; против — 78 голосов); № 5 (за — 237 голосов; против — 89 голосов).[10] Таким образом, выдвинутые против Президента обвинения не получили одобрения Государственной Думы РФ. Нельзя не признать, что процедура отрешения от должности Президента настолько усложнена, что делает ее осуществление практически невозможным даже за такие действия, как подписание торопливо-трусливого и предательского Беловежского соглашения! Это чистейшей воды государственный переворот. При этом в пикантном положении оказался М. С. Горбачев — он стал Президентом государства, которого нет. Политикам всегда надо иметь в виду, что в историю есть два входа — парадный и «черный». Каждому входящему в нее история сама открывает ту или иную дверь. Почему-то в нашей научной литературе говорится о том, что «основанием для ответственности Президента РФ могут быть только государственная измена или совершение им другого тяжкого преступления...».[11] А как быть с указами Президента, если они противоречат Конституции РФ? Конституционный Суд РФ по запросу заинтересованных органов и лиц может их признать противоречащими Конституции. Такое постановление Конституционного Суда является констатацией факта принятия Президентом указа, противоречащего Конституции и не подлежащего применению. Здесь не исключается и такая ситуация, при которой Президент отказывается выполнить решение Конституционного Суда. В силу ст. 81 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (в редакции от 8 февраля и 15 декабря 2001 г.) «неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом». В названном Законе четко прописан механизм реализации решений Конституционного Суда. Каждый изучающий конституционное право может ознакомиться с данным Законом.[12] Как показывает практика, указы, противоречащие Конституции, Б. Н. Ельцин, по совету своих помощников, иногда отменял сам. Так, 18 августа 1996 г. Президент принял Указ с закамуфлированным названием «Об упорядочении сбора подоходного налога и страховых платежей с физических лиц». По существу, Указ вводил новые налоги, которые в силу п. 3 ст. 104 Конституции не может устанавливать даже Государственная Дума без заключения Правительства. Очевидная неконституционность данного Указа вынудила Б. Н. Ельцина вскоре его отменить. Трудно умолчать о Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. «О разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон " О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"». Б. Н. Ельцин дважды безосновательно отказывался подписывать названный Закон, который лишал его возможности вернуть ценности в какой-либо части Германии. Сложившаяся ситуация вынудила Совет Федерации и Государственную Думу обратиться в Конституционный Суд РФ, который 6 апреля1998 г. постановил: «Подтвердить обязанность Президента Российской Федерации в соответствии со статьей 107 (часть 3) Конституции Российской Федерации подписать и обнародовать принятый Федеральный закон...», что Президентом было исполнено 15 апреля 1998 г. Таким образом, данный спор длился более года.[13] III. В научной литературе многие наши ученые обходят молчанием вопрос об основаниях для ответственности палат Федерального Собрания РФ за свою деятельность. В соответствии с теорией конституционализма ни один орган государственной власти не может быть свободен от конституционной ответственности. Прежде всего Федеральное Собрание несет ответственность за качество принимаемых законов, насколько они совершенно регулируют вопросы государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства, внешних сношений и обороны, уделяя при этом приоритетное внимание признанию, соблюдению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, а также за их соответствие Конституции РФ. Оценку принимаемых Федеральным Собранием законов дает Конституционный Суд РФ. Практика его деятельности знает немало примеров, когда его решениями законы признавались частично или полностью противоречащими Конституции. Так, ст. 20 Конституции РФ закрепляет право для лиц, совершивших тяжкие преступления, за которые может наступить высшая мера наказания, на рассмотрение их дела судом присяжных заседателей. Несмотря на установление моратория на смертную казнь, право на суд присяжных является действующим. Однако не во всех субъектах Федерации созданы эти суды. По запросу Московского городского суда Конституционный Суд РФ 2 февраля 1999 г. принял постановление, коим обратил внимание Федерального Собрания РФ на то, что с 1993 г. оно располагало достаточным временем для выполнения предписаний ст. 20 Конституции, но до сих пор оно не выполняется.[14] Государственная Дума РФ может быть распущена Президентом в трех случаях: во-первых, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ (п. 4 ст. 111 Конституции); во-вторых, если Государственная Дума после первого выражения недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ (п. 3 ст. 117 Конституции); в-третьих, если Государственная Дума после постановки вопроса Председателем Правительства РФ в доверии отказывает (п. 4 ст. 117 Конституции). Конституционная ответственность депутатов Государственной Думы Конституцией не предусмотрена. В целом для Совета Федерации конституционная ответственность не предусмотрена. Члены Совета Федерации могут быть досрочно отозваны законодательными (представительными) органами государственной власти или главами исполнительной власти субъектов Федерации. IV. Статус Правительства Российской Федерации теснейшим образом связан со статусом Президента, так как Правительство осуществляет свою деятельность по важнейшим вопросам под руководством и контролем Президента, и это не случайно. Президент является не только главой государства, его полномочия, закрепленные Конституцией, по формированию Правительства и контролю за его деятельностью убеждают нас в том, что это орган самого высокого исполнительного ранга. Вместе с тем Правительство РФ наделено значительными полномочиями, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых оно может нести конституционную ответственность. Полный набор полномочий Правительства дается в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.).[15] Правительство чаще всего может нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение: а) Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных актов; б) внутренней и внешней политики; в) мер по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина; г) социально-экономической политики; д) государственного бюджета РФ; е) федеральных целевых программ; ж) мер по обеспечению единства системы исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и осуществлению контроля за их деятельностью; з) Правительством своего права законодательной инициативы; и) мер по борьбе с преступностью. Высшей формой конституционной ответственности Правительства является выражение ему вотума недоверия Государственной Думой. При этом решающее слово для принятия решения об отставке Правительства принадлежит Президенту (п. 3 ст. 117 Конституции). Председатель Правительства может сам поставить вопрос перед Госдумой о доверии Правительству, а Президенту принадлежит право направлять в отставку Правительство либо распускать Государственную Думу. Правительство может само подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (п. 1 ст. 117 Конституции). И, наконец, Президент по своей инициативе может принять решение об отставке Правительства. Таких решений в деятельности Президента Б. Н. Ельцина было более чем достаточно (В. С. Черномырдин, Е. Т. Гайдар, С. В. Степашин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков). Заслуживают внимания три проблемы по отставке Правительства, которые нуждаются в комментариях. Во-первых, если инициатива об отставке Правительства исходит от самого Правительства или от Президента, то исключать участие Государственной Думы в обсуждении данного вопроса — это нарушать п. 1 ст. 111 Конституции РФ, в соответствии с которым Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, мнение которой о причинах отставки должно быть достоянием гласности. Это необходимо для того, чтобы исключить произвол со стороны Президента, который был допущен Б. Н. Ельциным против Е. М. Примакова. Е. М. Примаков за короткий срок сделал все возможное и даже невозможное после дефолта, объявленного С. В. Кириенко, чтобы остановить падение России и стабилизировать ситуацию в стране. Личные симпатии и антипатии должны уступить место здравому смыслу, когда интересы народа и государства должны стоять на первом месте. Во-вторых, предложенная процедура станет своеобразной формой конституционной ответственности Президента. В-третьих, сложилась порочная практика, которая ограничивается только политической ответственностью. Так, например, по инициативе Председателя Правительства РФ Е. Т. Гайдара со 2 января 1992 г. стала осуществляться «шоковая терапия», в результате которой инфляция в стране стремительно возросла до невероятных пределов, а сбережения россиян в рублях по существу были нуллифицированы. По инициативе и под руководством А. Б. Чубайса в 1992—1994гг. была проведена грабительская приватизация — ваучеризация. По плану А. Б. Чубайса на первом этапе ее реализации от приватизации 500 крупнейших предприятий предполагалось получить минимум 200 млрд. долларов, а получили немногим более 8 млрд. Криминальная приватизация-ваучеризация породила российских олигархов. Поэтому не случайно А. Б. Чубайс возражает против проверки законности приватизации крупнейших объектов страны (по законам того времени). Невозможно умолчать и о дефолте, объявленном премьер-министром страны С. В. Кириенко в 1998 г., который теснейшим образом связан с аферами государственными казначейскими обязательствами (ГКО) и облигациями федерального займа (ОФЗ), причинившими государству колоссальный ущерб, о котором граждане не знают, а денежные сбережения населения сократились в 4—5 раз. При этом инфляция резко возросла. И никто из поименованных лиц не был привлечен к уголовной или гражданско-правовой ответственности. Сложившаяся ситуация невольно заставляет автора сформулировать идею о необходимости распространения процедуры отрешения от должности не только Президента, но и премьер-министра, естественно, упростив эту процедуру, доведя ее до здравого смысла. После отрешения или освобождения от должности Президент и премьер-министр должны нести еще и конституционно-правовую отраслевую ответственность, прежде всего уголовную. С этой целью необходимо разработать и принять закон, который позволял бы привлекать таких лиц к ответственности. Например, в США в случае отрешения Президента от должности его как рядового гражданина могут привлечь к соответствующей уголовной ответственности. V. Поскольку Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов (ст. 102 Конституции); а Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, то очевидно, что должностные лица, назначаемые и освобождаемые палатами Федерального Собрания РФ, несут перед ними конституционную ответственность за ненадлежащее осуществление государственной власти. С ответственностью судей все ясно. Они в силу п. «ж» ст. 102 Конституции только назначаются Советом Федерации, который лишен права освобождать их от должности. В этом проявляется независимость судей, для них установлен особый порядок ответственности, в котором есть резон. Однако возникает вопрос, а какую ответственность, кроме политической, могут нести Генеральный прокурор, Председатель Счетной палаты, его заместители и аудиторы? Данный вопрос нуждается в законодательном урегулировании, дабы избежать применения к ним необоснованных мер воздействия. На региональном уровне подобные конфликты уже имели место. Так, Законодательное собрание Санкт-Петербурга оказывало сильное давление на Председателя Счетной палаты города Д. Буренина, пытаясь сделать из него придворного контролера. VI. Вопросы конституционной ответственности субъектов Федерации, их законодательных (представительных) органов государственной власти заслуживают особого внимания. Нарушения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов еще имеют место. Субъекты Федерации далеко не всегда испытывают желание не допускать подобного рода нарушений. В целях борьбы с этими явлениями Федеральное Собрание РФ 29 июля 2000 г. приняло Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"».[16] Конституционный Суд РФ достаточно часто принимает решения о несоответствии Конституции РФ конституций, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации. Так, например, 1 декабря 2000 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области». В Постановлении Конституционный Суд признал ряд положений Устава не соответствующим Конституции РФ: 1) части 2 ст. 132 Конституции РФ п. 2 ст. 21 Устава, поскольку он допускает передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий не законом, а решением органа государственной власти района; 2) части 1 ст. 132 и ст. 133 Конституции РФ положения п. 3 и 5 ст. 21 3) части 2 ст. 3, ст. 12, ч. 2 ст. 32, ст. 130, 131, 133 Конституции РФ положения п. 3 и 4 ст. 81 Устава, предусматривающие возможность для населения муниципального образования через референдум большинством голосов отказаться от реализации права на организацию местного самоуправления, поскольку тем самым допускается прекращение осуществления местного самоуправления на части территории субъекта Российской Федерации; 4) части 2 ст. 3, ст. 12, ч. 1 и 2 ст. 32, ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ п. 1 ст. 82 Устава, поскольку его положения вводят дополнительные условия организации и осуществления местного самоуправления в области, которые допускают произвольное истолкование и ограничивают реализацию права граждан на осуществление местного самоуправления на определенной территории области по усмотрению органов государственной власти Курской области; 5) статье 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ положение п. 1 ст. 84 6) статье 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132, ст. 133 Конституции РФ положения ст. 89 и 90 Устава об осуществлении государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в той мере, в коей они создают возможность произвольного расширения пределов государственного контроля за деятельностью местного самоуправления по решению ими вопросов местного значения.[17] Детальное изложение Постановления Конституционного Суда вызвано тем, что названные нарушения являются типичными во многих регионах страны. Причем в Постановлении Конституционного Суда особо подчеркивается, что положения Устава, признанные не соответствующими Конституции РФ, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене в установленном порядке. 9 июля 2002 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление по делу о проверке конституционных положений п. 5 ст. 18 и ст. 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 108 Конституции Республики Татарстан, ст. 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и ч. 3 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)».[18] Поводом к рассмотрению дела явился запрос о проверке конституционности названных актов и статей в заголовке Постановления. Во-первых, Суд признал положение ст. 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» во взаимосвязи с п. 5 его ст. 18 не противоречащим Конституции РФ, содержащим общий принцип, согласно которому одно и то же лицо не может избираться на должность высшего должностного лица субъекта Федерации более двух сроков подряд (вступила в силу 19 октября 1999 г.). Поэтому для субъектов РФ, законодательство которых на этот момент не содержало ограничения числа сроков избрания одного и того же лица на должность, первым сроком из числа двух возможных для любого лица, в том числе для замещавшего на тот момент соответствующую должность, является срок, на который оно было избрано после 19 октября 1999г.; субъекты Российской Федерации, которые в порядке опережающего правового регулирования предусмотрели в своих конституциях и уставах не противоречащее названному общему принципу ограничение, вправе самостоятельно решить вопрос о том, как следует исчислять указанные сроки — продолжается ли исчисление, ранее установленное субъектом, или оно начинается после вступления в силу названного Федерального закона. Таким образом, для Президента Республики Татарстан М. Шаймиева этот срок начал исчисляться с 19 октября 1999 г., а для Президента Республики Саха (Якутия) М. Николаева претензии на третий срок противоречили Конституции Саха (Якутия), в которой черным по белому было записано не более двух сроков подряд (ст. 67). Серьезной формой ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации может быть их досрочный роспуск по инициативе Президента РФ Федеральным Собранием РФ в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» от 29 июля 2000 г. Главы исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации могут быть отрешены от должности Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом. VII. Поскольку местное самоуправление находится на начальном этапе своего становления, сочетает в себе черты органов государственной власти и органов местного самоуправления, то есть основания говорить об их конституционной ответственности. Более того, как показывает практика, органы местного самоуправления иногда принимают акты, которые вступают в противоречие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, и не спешат приводить их в соответствие с названными актами. На этом основании представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения. В случае если этот нормативный правовой акт или его отдельные положения не отменены, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации по собственной инициативе или по обращению главы исполнительного органа субъекта Федерации письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления о возможности применения мер в соответствии с Законом от 4 августа 2000 г.[19] Этот же Закон определяет, что в случае, если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня предупреждения не приняли мер к исполнению решения Суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда. По названному Закону возможен иной вариант решения проблемы. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования не будут отменены их нормативные правовые акты или отдельные их положения, а законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации не примут предусмотренные меры, то в соответствии с п. 3 ст. 49 Закона Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления. Отрешение главы муниципального образования осуществляет глава администрации субъекта Федерации либо Президент РФ своим указом. В заключение исследования конституционной ответственности необходимо заметить, что она имеет принципиальное значение, однако явно недостаточно теоретически и законодательно проработана. Давно назрела необходимость объединения усилий ученых и законодателей страны для разработки комплексного проекта закона о конституционной ответственности, который включал бы все составляющие этого архиважного феномена. Недооценивать или игнорировать важность создания такого документа — значит быть противником установления конституционности в стране — верхнего этажа законности, без которого не может быть и речи о законности вообще. Подводя итоги исследования, надлежит сказать, что и как делать в ближайшей перспективе с конституционной ответственностью. Думается, на первом этапе можно ограничиться принятием федеральных конституционных законов, без которых невозможно ни завершение реформ по восстановлению вертикали власти, ни установление единого правового поля, ни проведение первоочередных мер по реформированию федеративного устройства государства, ни решение социально-экономических проблем. Именно такой путь и избрал Президент РФ В. В. Путин. Но из этого не следует делать вывод о том, что в недалеком будущем стоит отказаться от разработки и принятия новой Конституции РФ. Эту реформу стоит начать проводить на втором этапе, примерно за год—полтора до истечения второго срока полномочий Президента В. В. Путина. И начинать реформу необходимо синхронно с радикальным реформированием федеративного устройства России. Многие аспекты данной реформы в той или иной мере рассматривались автором ранее.[20]
|