Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Источники международного права
5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
Нормы международного права можно классифицировать по следующим критериям: 1) по сфере действия - универсальные, региональные и партикулярные. Универсальные нормы действуют в глобальных масштабах и имеют общеобязательную силу. Основной формой выражения этих норм являются международные обычаи. Примерами универсальных норм основные общепризнанные принципы международного права, положения таких универсальных многосторонних договоров, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 p., Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и др.. Региональные нормы регулируют отношения в пределах определенного географического региона между государствами, расположенными в нем. Партикулярные нормы регулируют отношения государств независимо от географического региона. В большинстве случаев они содержатся в двусторонних соглашениях; 2) по юридической силе - императивные и диспозитивные. Императивные нормы регулируют важнейшие международные отношения, касающиеся всеобщих интересов. Они во многом определяют характер всего международного права. Нарушения императивной нормы причиняет вред всему мировому сообществу. Характерная особенность императивных норм заключается также в том, что они являются определенным критериям юридическую силу других норм международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Эта же статья объявляет ничтожным международный договор, «если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права». Примерами таких норм являются принципы современного международного права: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, решения международных споров мирными средствами и др.. Диспозитивные нормы закрепляют право сторон отступить от их содержания и выбрать другой вариант поведения, который самой нормой прямо не предусмотрен. В случае если стороны не выбрали этот другой вариант поведения, они обязаны строго придерживаться предписаний диспозитивной нормы. За ее нарушение стороны несут международно-правовую ответственность; 3) по функциям в системе международного права - материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют конкретные права и обязанности сторон в отношении определенного объекта международно-правового регулирования. Процессуальные нормы устанавливают порядок создания и реализации материальных норм (Правила процедуры международных конференций и организаций, процедуры разрешения международных споров и др.).; 4) по способу создания и форме выражения - нормы обычные, договорные и те, содержащихся в решениях международных организаций, имеющих нормативные свойства; 5) по способу регулирования - обязательственные, уповноважувальни, запретительные и отсылочные. Обязательственные нормы закрепляют обязанности участников конкретных международных правоотношений. Уповноважувальни нормы устанавливают определенные права взаимодействующих участников международных отношений. Запрещающие нормы содержат запреты на осуществление определенных действий или на воздержание от них. Отсылочные нормы обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормативных актах. Отсылочная норма может отправлять и к неправовым актов (например, в рекомендательной резолюции международной организации). В этом случае соответствующее положение неправового акта для регулирования этого правоотношения наделяется юридической силой; 6) по времени действия - срочные и бессрочные. Существование срочных норм определяется или четкими временными рамками, или зависимости от наступления или ненаступления каких-либо юридических фактов. Бессрочные нормы характерные для мирных договоров о дружбе и сотрудничестве, уставов международных межправительственных организаций. Все императивные нормы также являются бессрочными. 6. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право. Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит: Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Таким образом, источниками международного права являются:
Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой — нормы договоров действуют только в отношении государств—участников, в то время как международно-правовой обычай обязателен для всех субъектов международного права. В отношении международно-правового обычая имеет значение Дело Лотуса. Международное право имеет свою специфику, коя отличает его от внутригосударственного. Субъекты международного права устанавливают между собой соглашения; нет никакого внешнего " арбитра", все страны равны между собой. Каждое государство наделено субъективными правами и обязанностями; обычно в спорах рассматриваются больше субъективные обязанности государств.
7. Решения международных судебных органов, их особенности, виды, юридическая сила Международные суды — судебные органы, создаваемые на основе международных договоров для рассмотрения споров между государствами или между государствами и частными лицами. К ним, в частности, относятся: Международный суд ООН - один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Международный Суд осуществляет судебную и консультативную функции. Он функционирует в соответствии со Статутом[2], который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.
Международный уголовный суд - первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Официально начал свою работу с 1 июля 2002 года. В отличие от других международных специальных (ad hoc) и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Местопребыванием является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН Европейский суд по правам человека (отличается тем, что рассматривает жалобы граждан на государства) - международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.
Международный трибунал по бывшей Югославии Международный трибунал по Руанде (два последних отличаются тем, что созданы не договором, а резолюциями Совета Безопасности ООН) Постоянная палата третейского суда - международный арбитражный суд, расположенный в Гааге, Нидерланды. Международный трибунал по морскому праву - межгосударственная организация, созданная в соответствии с мандатом III конференции ООН по морскому праву, принявшей Конвенцию ООН по морскому праву. Конвенция вступила в действие 16 ноября 1994 года. Конвенция также создала Международный орган по морскому дну (МОМД), ответственный за разработку морских ресурсов за пределами национальной юрисдикции. В соответствии с резолюцией 51/204 ГА ООН от 17 декабря 1996 года Трибуналу предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее. Соглашение о сотрудничестве между ООН и Трибуналом было подписано 18 декабря 1997 года и утверждено Генеральной Ассамблеей в резолюции 52/251 от 8 сентября 1998 года[1]. Местопребыванием Трибунала является Гамбург, Германия. Рабочие языки — английский и французский
Межамериканский суд по правам человека Экономический суд СНГ - судебный орган Содружества Независимых Государств, созданный для обеспечения выполнения государствами-участниками своих экономических обязательств. Суд уполномочен на рассмотрение споров при исполнении экономических обязательств по международным договорам в рамках СНГ, иных споров по соглашению государств-участников, толкование международных договоров и актов органов СНГ[1]. Суд располагается в Минске, Республика Беларусь. Суд ЕврАзЭС - судебный орган Евразийского экономического сообщества, существовавший в 2001—2014 годах. Прекратил деятельность вместе с Евразийским экономическим сообществом. Согласно положениям статьи 8 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (далее — Договор от 10 октября 2000 года) Суд Евразийского экономического сообщества (далее — Суд): · обеспечивает единообразное применение данного Договора и других действующих в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС) договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений; · рассматривает споры экономического характера, возникающие между государствами — членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, дает по ним разъяснения и заключения. Местом нахождения Суда определен город Минск (Республика Беларусь). Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 19 декабря 2011 года № 583 «О формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества» одобрены Подходы к формированию и организации деятельности Суда, утвержден План мероприятий по его формированию и решено начать фактическую деятельность Суда с 1 января 2012 года. Полномочия суда ЕврАзЭС передаются суду Евразийского экономического союза - он будет располагаться в Минске и приступит к исполнению своих функций с 1 января 2015 года.[1]
Суд Европейского союза - институт судебной власти Европейского союза, который был основан в 1952 году и назывался Суд Европейского объединения угля и стали (с 1958-го — Суд Европейских сообществ). С вступлением в силу Лиссабонского договора суд в 2009 году поменял название на текущее. В соответствии со ст. 19 Договора о Европейском союзе термин «Суд Европейского Союза» обозначает всю судебную систему ЕС в совокупности и включает: [1] 1. Первоначально единственное, а ныне — высшее звено судебной системы — Суд. Он может выступать в качестве суда первой инстанции или в кассационном порядке разрешать дела, рассмотренные трибуналом. Он функционирует с 1952 г., когда вступил в действие Договор о ЕОУС. 2. Следующим звеном является созданный в 1988 г. Трибунал первой инстанции, переименованный Лиссабонским договором в Трибунал [2]; Рассматривает в пределах своей юрисдикции дела по первой инстанции. Либо в кассационном порядке дела, разрешенные специализированным трибуналом. 3. Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение ещё одного звена судебной системы, которое представляет собой специализированные трибуналы, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интеллектуальной собственности и др.). Это звено, созданное в 2004 г., рассматривает дела в пределах своей юрисдикции в рамках первой инстанции. Часть ученых выделяет ещё и 4-ый элемент судебной системы — национальные суды, выступающие в роли «функционального элемента». Внутренняя организация Суда включает 3 основных элемента: 1. Председатель. Избирается самими судьями тайным голосованием на 3 года. Председатель осуществляет руководство деятельностью Суда, в частности созывает пленарные заседания; председательствует на них, распределяет дела между палатами Суда, может приостанавливать производство по делу и др. 2. В соответствии с ДФЕС число генеральных адвокатов составляет 8 человек. Как показывает практика, этого числа генеральных адвокатов недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен 1 генеральный адвокат. В этой связи ДФЕС допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. На практике их 11. После вступления в силу Лиссабонского договора было решено сохранить за шестью крупнейшими странами ЕС - Великобританией, Испанией, Италией, Францией, ФРГ и Польшей —по одному постоянному адвокату, а остальные вакансии будут поочередно заниматься гражданами других стран Союза в алфавитном порядке. Первый генеральный адвокат. Срок полномочий — 1 год. Основной задачей этого должностного лица является распределение поступающих дел между отдельными членами. 3. Пленум и палаты. В целях увеличения оперативности в разрешении поступающих дел в рамках Суда создаются подразделения — палаты. Важнейшие дела разрешаются Судом на пленарных заседаниях. Суд также имеет своего секретаря и аппарат. В русскоязычной научной литературе Суд ЕС часто также называют Европейским судом справедливости, что является дословным переводом официального англоязычного наименования этого органа (англ. European Court of Justice). Свои заседания Суд проводит в Люксембурге.
Международный суд по Сьерра-Леоне Ранее существовавшие международные суды:
Международными судами называют также международные арбитражные суды, которые являются не межгосударственными, а по сути частными структурами, решения которых, однако, имеют обязательную силу для сторон в споре.
Анализ деятельности международных судебных органов показывает, что суды в качестве основания при вынесении решения часто ссылаются на выводы, сформулированные ими в ранее принятых решениях. Это особенно характерно для Европейского Суда по правам человека. Вспомогательный характер прецедентных решений обусловлен их юридической природой. В случае отсутствия необходимой нормы, на основании которой может быть разрешен спор, суд нередко обращается к общепризнанным принципам права либо к нормам общего характера и на их основе вырабатывает новое, конкретизирующее общую норму правило, применимое к сложившейся ситуаци и. Правовая позиция, являясь частью судебного решения, обязательна прежде всего для сторон — участников спора в силу соглашения о признании юрисдикции суда. В этом заключается двойственность юридического характера правовых позиций. С одной стороны, они выступают как партикулярные нормы, на основании которых разрешен спор между сторонами. С другой — суд при рассмотрении аналогичного спора с участием иных сторон не может игнорировать установленную ранее и зафиксированную в решении конкретизирующую норму и должен ее применить. В противном случае нарушался бы принцип справедливости, являющийся общепризнанным в любой правовой системе. Наряду с правовыми позициями, имеющими общий характер, международные суды своими решениями могут создавать еще одну категорию норм, встречающихся в решениях по территориальным спорам. Данные споры рассматриваются судебным органом, как правило, с согласия спорящих сторон, в силу чего вынесенные решения являются для них обязательными. Так, например, решением от 22 декабря 1986 г. Международный Суд ООН определил линию границы между государствами Буркина-Фасо и Мали. В отличие от Международного Суда ООН возможность принятия нормативных (прецедентных) решений такими международными судебными органами, как Суд Европейских сообществ, Европейский Суд по правам человека, Экономический суд СНГ, является фактом общепризнанным. Анализ практической деятельности этих судов со всей очевидностью подтверждает данный вывод. Для более точного уяснения сущности создаваемых международными судебными органами норм необходимо четко отграничить их от иных норм международного права. Противники признания международного судебного прецедента в качестве источника права нередко искажают его юридическую природ у. Не отрицая самого факта закрепления судом в своих решениях новых правовых положений, они считают их либо обычно-правовыми нормами, либо связывают их с доктриной.
Нельзя поставить знак равенства и между судебным прецедентом и доктриной. Под доктриной в международном праве понимается система взглядов и концепций, изложенная в научных трудах юристов-международников. Анализ норм, зафиксированных в прецедентных решениях международных судебных органов, позволяет выделить эти особенности. Во-первых, прецедентные нормы в международном праве всегда принимаются в развитие каких-либо действующих норм: договорных, обычных либо норм-принципов. Из этого следует, что прецедентные нормы по отношению к названным международно-правовым нормам выступают в качестве производных. Во-вторых, действие прецедента распространяется в отношении только тех государств, которые связаны «основной» нормой. В-третьих, суд, создавший прецедент, вправе его отменить либо изменить как «устаревший», не отвечающий новым условиям жизни общества.
|