![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Основные направления в психологии.
1. Возникновение психоанализа как целостной психологической теории (феномены, психоаналитические методы, основные теоретические положения З. Фрейда). Концепция защитных механизмов З. Фрейда и ее значение. 2. Неофрейдизм (К. Юнг, К. Хорни, А. Фрейд, Э. Эриксон). 3. Бихевиоризм (эксперименты И.П. Павлова, Э. Торндайка; Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер). 4. Исследования восприятия, мышления и личности, опирающиеся на понятие гештальта (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин). 5. Проявления, причины, смысл кризиса в психологии, пути его преодоления (К. Бюллер, Л. Бинсвангер, Л.С. Выготский). 6. Современные направления в психологии: · когнитивная психология: o информационно-кибернетичекий подход к изучению познавательных процессов (Д. Андерсон, Д. Бродбент, П. Линдсей, Р. Аткинсон, Д. Брунер, Д. Норман, Г. Саймон, У. Найссер); o социально-когнитивный подход к научению (А. Бандура, Дж. Роттер); o когнитивный диссонанс (Л. Фестингер); o личностные конструкты (Дж. Келли). · гуманистическая психология: o зарождение гуманистических идей в неофрейдизме (А. Адлер, Э. Фромм); o самоактуализационная теория А. Маслоу; o феноменологическая концепция К. Роджерса; · экзистенциальная психология: o экзистенциальная философия как методологическая основа экзистенциальной психологии. Диалогический персонализм М. Бубера. o экзистенциальные психологические концепции (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, В. Франкл, А. Лэнгле). Письменные задания, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ НА СЕССИИ: 1. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ: 1) Запишите значение категории «личность» на ваш взгляд. 2) Опросите двух человек разных возрастов с целью выявления их представлений о том, что такое личность и запишите после вашего мнения. 3) Сравните в письменной форме их представления с вашими ответами (отметьте сходства, различия; гипотезы почему представления похожи; у кого и почему они различаются; сделайте вывод). 2. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения рекомендованной литературы ВЫПИШИТЕ основные теоретические положения З. Фрейда, психологов направлений неофрейдизма, бихевиоризма, гештальтпсихологии, когнитивизма, гуманизма, экзистенциализма. Уметь раскрыть содержание выделенных понятий.
3. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания «Классификация защитных механизмов З. Фрейда»). На основе изучения рекомендованной литературы классифицируйте по какому-либо критерию защитные механизмы, выделенные З. Фрейдом. Обоснуйте свою позицию. Опишите защитные механизмы. ЛИТЕРАТУРА: 1. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Мн.: Выш. шк., 1994. – (понятия: «защитные механизмы личности», «сублимация», «замещение», «вытеснение», «регрессия», «проекция», «рационализация», «реактивное образование», «идентификация»). 2. Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996 (понятия: «защита» – с. 145–149, «вытеснение» – с. 121–126, «образование замещающее» – с. 282, «сублимация» – с. 510–512, «проекция» – с. 379–387, «рационализация» – с. 412–413, «регрессия» – с. 417–420, «изоляция» – с.160–162, «отрицание» – с. 321–323, «смещение» – с. 473–475).
4. ПОДГОТОВЬТЕСЬ К «ДОКЛАДУ СРАВНЕНИЯ положений З. Фрейда и одного представителя неофрейдизма» (представленность в любой форме – слайды, рисунок, таблица, схема, загадка и т.д. и т.п., аргументы «за» и «против»). ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Фрейдизм и неофрейдизм»). 5. Выписать в тетради основные понятия (не менее 10 и не более 20), которые разрабатывались в бихевиоризме и которые раскрывают сущность БИХЕВИОРИЗМА. Графически (в виде схемы) изобразить связи и отношения между этими понятиями. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Бихевиоризм и необихевиоризм»). 6. ПОДГОТОВЬТЕСЬ К «ДОКЛАДУ СРАВНЕНИЯ теоретических положений интроспективной психологии сознания В. Вундта и какого-либо ученого, относящегося к направлению гештальтпсихологии» (представленность в любой форме – слайды, рисунок, таблица, схема, загадка и т.д. и т.п., аргументы «за» и «против»). ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Интроспекция В. Вундта и гештальтпсихология»). 7.Выписать в тетради основные понятия, которые разрабатывались в когнитивной психологии и раскрывают сущность этого направления. Графически (в виде схемы) изобразить связи и отношения между этими понятиями. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Когнитивная психология»). 8. Подготовьтесь к «докладу сравнения положений одного ученого, относящегося к гуманистическому подходу и одного ученого, относящегося к экзистенциальному направлению» (представленность в любой форме – слайды, рисунок, таблица, схема, загадка и т.д. и т.п., аргументы «за» и «против»). ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Экзистенциальный и гуманистический подходы в психологии»).
Обязательные источники (ТЕЗИСНЫЕ КОНСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ НА СЕССИИ) : 1. Фрейд, З. Я и ОНО – В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 184–210. [или В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 181–242]. 2. Фрейд, З. О психоанализе. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 94–114. 3. К. Юнг. Аналитическая психология. – В кн. История зарубежной психологии (30–60 годы ХХ века): тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1986. – С. 142–171 [или в кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С.148–154]. 4. К. Хорни. Наши внутренние конфликты. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 191–232. 5. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. В кн. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 305–348. 6. Скиннер, Б. Оперантное поведение. – В кн.: История зарубежной психологии. 30–60–е годы ХХ века. Тексты. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1986, – с. 60–96. 7. Уотсон, Джон. Психология с точки зрения бихевиориста / Д. Уотсон. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. с. 79–95. 8. Уотсон, Джон. Бихевиоризм / Д. Уотсон. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. с. 96–106. 9. Толмен, Э. Поведение как молярный феномен / Э. Толмен. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. с. 107–124. 10. Толмен, Э. Когнитивные карты у крыс и у человека / Э. Толмен. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. с. 124–144. 11. Халл, К. Принципы поведения. – В кн.: История зарубежной психологии. 30–60–е годы ХХ века. Тексты. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1986. – с.38–59. 12. Вертгеймер, М. О гештальттеории. – В кн. История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 480 с. 13. Кёлер В. Некоторые задачи гештальтпсихологии. – История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 102–122. 14. Коффка, К. Восприятие: введение в гештальттеорию.-В кн. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1975.-с.96-113. 15. Левин, К. Топология и теория поля / К. Левин. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 181–189. 16. Левин, К. Определение понятия «Поле в данный момент» / К. Левин. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 190–207. 17. Выготский, Л.С. Причины кризиса в психологической науке. – С. 148–151. – В Кн.: Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545 с. (КОНСПЕКТ КАЖДОМУ) 18. Когнитивный диссонанс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://skepdic.ru/kognitivnyj-dissonans/ – Дата доступа: 19.02.2014. 19. Солсо Р.Л. Введение в когнитивную психологию. – С. 222–232. В кн.: Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545 с. 20. А. Адлер. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результат. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 163–178. 21. Фромм, Э. Психоанализ и этика / В кн. Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 81–100. 22. Роджерс, К. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности. В кн.: Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 217–224. 23. Роджерс К. К науке о личности. В кн.: История зарубежной психологии (30–60 годы ХХ века): тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1986. – С. 200–231. 24. Маслоу, А. Самоактуализация. В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1982.– С.108–117 [или в кн.: Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология с. 370–390]. 25. А. Маслоу. Мотивация и личность. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 391–416. 26. Зиновьева, А.А. Диалог с другим: М. Бубер и М.М. Бахтин / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 2. – 2011. 27. Бьюдженталь, Дж. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности / Дж. Бьюдженталь // пер. А. Гнездицкая, В. Данченко из кн.: Эволюция психотерапии: В 3-х т. М.: Класс, 1998. – Т. 3. – С. 180–207. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psylib.ukrweb.net/books/_bugen01.htm. – Дата доступа: 29.08.2011. 28. Мэй, Р. Новый взгляд на свободу и ответственность [Электронный ресурс] / Р. Мей; пер. A. Лызлова под ред. Д.Леонтьева. – К.: PSYLIB, 2005. – Режим доступа: https://psylib.ukrweb.net/books/_meyro05.htm. – Дата доступа: 29.08.2011. 29. Франкл, В. Что такое смысл / Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – с. 450–462. 30. Лэнгле, А. Четыре основных условия исполненной экзистенции / А. Лэнгле // L (Hg) Sinn und Unsinn der Psychotherapie. Basel: Mandala, (1998), pp. 105–124. 31. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопросы психологии. 2004. №4. – С. 3–21 Основная учебная литература: 1. Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1996. – 416 с. – Глава 7, пф. 11. Глава 6, параграф 5. Глава 7, параграф 5-7, 11, 12, 14. 2. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию» / Е.Е. Соколова. – 4-е перераб. изд. – М: Смысл, 2003. – 687 с. – Диалог 7. «Я и ОНО». Диалог 6. «Что может наблюдать психолог? …» Диалог 8. «Равно ли целое сумме своих частей». Диалог 13. 3. Ждан, А.Н. История психологии. От античности к современности: учебник для вузов / А.Н. Ждан. – 4-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 528 с. – Раздел 6. Глава VI. Гл.4 «Глубинная психология». Гл. 2. Бихевиоризм Раздел 6, Гл.3. 4. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 544 с. (соответствующие разделы). 5. Степанов, С.С.Психология в лицах / С.С. Степанов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 384 с. (см. указатель имен). Дополнительная литература (см. электронные носители): 1. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с. – Гл. 14. «Категория действия». Гл.12 «Категория образа» 2. Вертгеймер М. Открытие Галилея - В кн. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., -1981, с.351-355. 3. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. – 302 с. 4. Бубер, М. Диалог / М. Бубер // Два образа веры. – М.: Высшая школа, 1995. – С. 93–125. 5. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры. – М.: Высшая школа, 1995. – С. 15–92. 6. Мэй, Р. Любовь и воля [Электронный ресурс] / Р. Мей; пер. О.О. Чистяков и А.П. Хомик. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – Режим доступа: https://www.bookmate.com/books/rPd7lNRI. – Дата доступа: 29.08.2011. 7. Мэй, Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии [Электронный ресурс] / Р. Мэй. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2004. – Режим доступа: https://ligis.ru/psylib/090417/books/meyro03/index.htm – Дата доступа: 29.08.2011. 8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. 9. Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет / А. Лэнгле // под науч. ред. В.К. Загвоздкина; пер. с нем. Я.А. Дюковой, А.К. Судакова, В.К. Загвоздкина. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Институт Экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. – 247 с.
|