Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
SWOT-анализ системы высшего образования приволжского федерального округа.
Сфера высшего профессионального образования ПФО представлена 102 вузами. В лучшую сотню российских Вузов входят 19 университетов Приволжского федерального округа. По уровню образования Приволжский ФО занимает 4-е место среди всех федеральных округов.
Таблица 1 – Рейтинг вузов ПФО
МЕСТО
В ТОП-100
| ВУЗЫ
| ГОРОД
|
| Казанский технический университет им. А. Н. Туполева
| Казань
|
| Казанский технологический университет
| Казань
|
| Самарский государственный университет
| Самара
|
| Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
| Нижний Новгород
|
| Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева
| Самара
|
| Уфимский государственный нефтяной технический университет
| Уфа
|
| Пермский политехнический университет
| Пермь
|
| Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова
| Ижевск
|
| Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского
| Саратов
|
| Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
| Саратов
|
| Пермский государственный университет
| Пермь
|
| Самарский государственный медицинский университет
| Самара
|
| Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
| Саранск
|
| Башкирский государственный университет
| Уфа
|
| Самарский государственный технический университет
| Самара
|
| Уфимский государственный авиационный технический университет
| Уфа
|
| Ульяновский государственный университет
| Ульяновск
|
| Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина
| Саратов
|
| Тольяттинский государственный университет
| Тольятти
| целях определения конкурентных позиций вузов ПФО проведен анализ сферы высшего профессионального образования ПФО и дана оценка факторам внешней среды, влияющим на конкурентоспособность ВУЗов. С точки зрения оценки конкурентных позиций важное значение имеет исследование внешней среды ВУЗов. Оценка влияния факторов глобального, общероссийского и регионального уровней на возможности развития ВУЗов, а также угрозы для вузов представлены в следующей таблице.
Таблица 2 – Анализ факторов внешней среды
ГРУППА
ФАКТОРОВ
| ФАКТОРЫ
| ВОЗМОЖНОСТИ
| УГРОЗЫ
| 1. Общемировые
| 1.1. Глобализация образования.
Формирование единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса
| 1. Расширение международного рынка образовательных и инновационных услуг.
2. Рост востребованности новых направлений подготовки кадров.
3. Доступность глобальных информационных и образовательных ресурсов.
4. Рост мобильности высококвалифицированных кадров в зарубежные вузы.
5. Позиционирование центра финно-угроведения в качестве мирового исследовательского института.
| 1. Повышение конкуренции на международном рынке образовательных услуг.
2. Отток высококвалифицированных кадров в зарубежные вузы.
3. Активизация деятельности зарубежных вузов на российском и региональных рынках.
| 1.2. Изменение философии научно-инновационной деятельности
| 1. Превращение науки в объект рыночной экономики: рост инновационной составляющей в научно-образовательной деятельности и коммерциализация ее результатов.
2. Активизация международного научного сотрудничества.
3. Расширение международного рынка инновационных услуг.
4. Формирование глобальных направлений развития науки и техники, повышение качества исследований.
5. Рост мобильности высококвалифицированных кадров.
| 1. Повышение конкуренции на глобальном рынке инновационных услуг и выход зарубежных исследовательских центров на российский и региональные рынки.
2. Существующий разрыв в уровне и качестве мировых и российских образовательных и инновационных технологий.
| 2. Российские
| 2.1. Спрос на образовательные услуги
| 1. Формирование новых направлений подготовки кадров.
2. Диверсификация спроса на образовательные услуги (повышение квалификации, MBA, DBA, профессиональная переподготовка, магистратура, семинары, тренинги, мастер-классы и пр.).
| 1. Сокращение объема рынка образовательных услуг вследствие ухудшения демографической ситуации.
2. Снижение спроса в связи с ростом цен на образовательные услуги.
3. Снижение спроса на рынке образовательных услуг в связи с ростом конкуренции.
| 2.2. Федеральные приоритеты по модернизации экономики
| 1. Государственная политика модернизации и формирование экономики знаний.
2. Финансовая и организационная поддержка со стороны государства инновационной деятельности вузов.
3. Ориентация ВУЗов на программы федерального уровня.
4. Изменение продуктового портфеля вузов за счет увеличения доли инновационных услуг.
| 1. Недостаточная инфраструктурная обеспеченность инновационной деятельности.
2. Неразработанность механизмов венчурного развития.
3. Сравнительно низкий уровень использования инноваций в экономике.
4. Отсутствие эффективных механизмов привлечения высококвалифицированных кадров в инновационный сектор экономики.
| 2.3. Модернизация российской образовательной системы
| 1. Государственное финансирование крупных инновационно-образовательных проектов.
2. Внедрение принципов стратегического управления в систему управления вузов.
3. Переход на многоуровневую систему подготовки кадров и ориентация на компетентностный подход к обучению.
4. Привлечение работодателей к формированию компетенций и оценке качества образовательных программ.
| 1. Сокращение государственного финансирования образовательных учреждений.
2. Риски перевода вузов в категорию автономные учреждения.
3. Эффективность механизмов взаимодействия вузов и работодателей.
4. Отсутствие нормативно-правовой базы регулирования отношений вузов с работодателями при переходе на двухуровневую систему подготовки.
| 3. Региональные
| 3.1. Реализация крупных инвестиционных проектов в ведущих отраслях промышленности
| Рост потребности в новых направлениях подготовки кадров.
1. Увеличение рынка научно-технических разработок, консалтинговых и информационных услуг.
2. Рост потребности в управленческих кадрах.
3. Рост спроса на выпускников инженерных направлений подготовки.
4. Реализация механизма государственно-частного партнерства.
| 1. Недостаточное развитие механизмов взаимодействия реального сектора экономики и вузов по образовательным и инновационным направлениям.
2. Ориентация предприятий на руководителей и специалистов из других регионов.
| | 3.2. Дисбаланс на рынке труда
| 1. Изменение структуры потребности в подготовке кадров.
2. Рост спроса на высококвалифицированные кадры.
| 1. Сокращение потребности в подготовке кадров по традиционным образовательным программам и направлениям.
2. Отток кадров в крупные города и другие регионы России.
|
Среди факторов внешней среды, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на деятельность ВУЗов ПФО являются:
– сложная демографическая ситуация в стране, которая уже привела к резкому снижению количества выпускников школ;
– усиление конкуренции между высшими учебными заведениями за абитуриентов;
– изменение ситуации на рынке труда;
– высокая доля населения ПФО, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, что не позволяет данной категории населения оплачивать дорогостоящее образование;
– повышение требований со стороны хозяйствующих субъектов, органов государственной и муниципальной власти, работодателей к компетенциям выпускников университета.
Исследование факторов внутренней среды ВУЗов проводилось по следующим направлениям: образовательная деятельность; научная деятельность; инновационная деятельность; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально-техническое обеспечение; социальная сфера; система управления; финансы. Результаты анализ факторов внутренней среды представлены в следующей таблице. Таблица 3 – Анализ факторов внутренней среды ВУЗов ПФО
| СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
| СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
| Образовательная деятельность
| – широкий спектр направлений подготовки кадров;
– многоуровневая реализация образовательных программ (СПО, ВПО, послевузовское образование);
– наличие программ дополнительного образования, в т.ч. программ бизнес-образования;
–современные разработки в области методики обучения (активные и интерактивные методы обучения);
– достаточно высокий уровень подготовки выпускников.
| – разрыв между потребностями рынка труда региона и структурой подготовки кадров;
– сравнительно небольшое число реализуемых магистерских программ;
– недостаточное использование современных систем организации учебного процесса и оценки знаний студентов (модульно-рейтинговая система, кредитная система);
– отсутствие совместных с зарубежными вузами программ обучения (программы двойного диплома).
| Научная
деятельность
| – широкий спектр направлений научных исследований;
– наличие научных школ по ряду научных направлений;
– рост объемов НИР;
– сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными вузами и научными центрами.
| – недостаточное внедрение результатов научных исследований в реальный сектор экономики;
– сравнительно низкое число цитирований публикаций ряда университетов (индекс Хирша);
– устаревшая лабораторно-техническая база по ряду научных направлений;
– сравнительно низкий уровень коммерциализации разработок ученых университетов.
| Инновационная
деятельность
| – наличие перспективных разработок и «заделов» в сфере организации трансфера технологий
| – слабая связь с потребителями инновационных услуг;
– недостаточное использование механизмов коммерциализации результатов инновационной деятельности.
| Кадровое
обеспечение
| – наличие высококачественного ППС;
– относительно молодой ППС.
| – доминирующее вовлечение ППС в образовательный процесс по сравнению с научной и инновационной деятельностью;
– слабая мотивированность сотрудников в результатах своего труда.
| Информационное обеспечение
| – обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса;
– широкий доступ к информационно-библиотечным ресурсам.
| – относительно низкий уровень программного обеспечения потребностей образовательного процесса;
– несоответствие информационных ресурсов и технологий потребностям реализации новых форм организации образовательного процесса.
| Материально-техническое
обеспечение
| – обеспеченность учебно-лабораторной базой;
– рост инвестиций в строительство новых учебных корпусов и объектов инфраструктуры.
| – физический и моральный износ материально-технической базы по ряду структурных подразделений.
| Социальная сфера
| – стабильный коллектив Вузов;
– предоставление достаточно широкого спектра социальных услуг преподавателям и сотрудникам.
| – сравнительно низкий уровень заработной платы ППС;
– уравнительная система оплаты труда многих категорий работников;
– нераспространенность программ обеспечения жильем сотрудников университетов.
| Система управления
| – сертифицированная по МС ИСО 9001: 2008 система менеджмента качества университетов;
– стратегическое планирование развития университетов (использование целевых программ).
| – сложность и непрозрачность структуры управления;
– избыточность административно-управленческого аппарата;
– дублирование ряда управленческих функций, недостаточная эффективность работы ряда подразделений.
| Финансы
| – стабильная государственная финансовая поддержка ряда вузов;
– рост поступлений от внебюджетной образовательной и научной деятельности.
| – недиверсифицированный портфель финансовых ресурсов;
– незначительная доля в структуре доходов поступлений от инновационной деятельности;
– отсутствие долгосрочного финансового планирования.
| Основные усилия руководства и коллективов ВУЗов ПФО необходимо сосредоточить на развитии сильных и устранении слабых сторон вузов. Перспективные направления развития ВУЗов ПФО представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Перспективы развития ВУЗов ПФО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЬНЫХ СТОРОН
| МИНИМИЗАЦИЯ СЛАБЫХ СТОРОН
| осуществление подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики;
участие в комплексных целевых программах непрерывного образования;
согласованность научно-практических проектов с региональными программами субъектов РФ;
использование информационных каналов для информирования местной, региональной и федеральной общественности о достижениях и планах ВУЗов в образовательной, культурной, социальной и инновационной деятельности;
увеличение количества объектов интеллектуальной собственности.
| развитие социальных контактов с заинтересованными сторонами и стратегическими партнерами;
разработка образовательных программ, сертифицированных на международном уровне;
повышение межкультурной компетентности сотрудников ВУЗов;
повышение активности в продвижении инновационных, консультационных и образовательных услуг на российский и международный рынок.
| ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
| ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗ
| диверсификация основных образовательных и дополнительных программ (расширение сети представительств, дистанционное обучение);
поддержка администрацией городов и субъектов РФ специальностей и университетов в целом, необходимых для развития регионов;
стратегическое партнерство с стейкхолдерами;
международная сертификация образовательных программ, приложения европейского образца к дипломам;
интернационализация образования и активизация международной деятельности вузов;
расширение межвузовских связей: реализация совместных проектов, использование возможностей научной кооперации.
| расширение спектра образовательных услуг в целях повышения на них платежеспособного спроса, за счет повышения уровня коммерциализации научных разработок;
повышение внебюджетного финансирования за счет привлечения финансовых средств из разных источников;
использование преимуществ нового законодательства в системе высшего образования;
повышения уровня устойчивости развития промышленных предприятий регионов.
|
|