Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое регулирование экономики в Российской Федерации
Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д. Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы. Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования. Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д. Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место. Государство осуществляет контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке. [10] В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон " О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары. Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон " О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами. Защита прав потребителей - эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения. Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования. [11] В соответствии с п. " ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика Вопросы, связанные с патентным законодательством, регулируются Патентным законом Российской Федерации. Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию. Таким образом, административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.
Заключение
Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной. Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика». Административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.
Лицензирование в экономической сфере
В науке нет единства мнений по поводу отраслевой принадлежности института лицензирования. Одни настаивают на гражданско-правовой природе лицензирования 1 См.: Злотник П., Злотник Г. Проблемы правового регулирования лицензирования //Хозяйство и право. 2000. № 2. С. 92; Осинцев Д.В. Разрешительная система в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. С. 13-14.. Другие считают лицензирование административно-правовым институтом 2 См.: Гущин А.В. Лицензирование как институт административного права//Административное право и процесс. 2006. № 1. С. 4.. Третьи — комплексным, сочетающим в себе нормы различных отраслей права: конституционного (ст. 8, 34 Конституции РФ), административного (ст. 14.1 КоАП РФ), гражданского (ст. 49 ГК РФ), уголовного (ст. 171, 172 УК РФ), налогового (гл. 25.3 НК РФ). При этом административно- правовым нормам отводится доминирующая роль 3 См.: Юрьева Ю.С. О правовой природе института лицензирования // Административное право и процесс. 2008. № 1.. По нашему мнению, в процедуре лицензирования реализуется компетенция органов публичной власти, поэтому ее административно-правовая природа налицо. Итак, на занятие определенными видами деятельности предусматривается выдача специальных разрешений — лицензий. Порядок их выдачи регулируется в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Ввиду многообразия видов лицензируемой деятельности очевидно, что лицензированием занято множество различных органов. Все действия по выдаче лицензии, ее приостановлению и контролю за соблюдением условий осуществляются в режиме административного права. При этом нужно отметить, что действующая редакция закона больше не предусматривает возможности «административного» аннулирования лицензии лицензирующим органом без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора. Лицензирование является важной легализующей функцией государства. В мировом масштабе виды профессиональной деятельности, осуществление которых регламентируется в разных странах, можно разбить на несколько групп в зависимости от общественного интереса, который следует учитывать, а также от условий, необходимых для их осуществления: 1. виды деятельности, где редкость используемых ресурсов делает лицензирование необходимым (радиоэлектрические частоты, естественные монополии). Здесь государственное вмешательство часто даже выходит за рамки лицензирования, определяя обязанности лицензиата и льготы; 2. виды деятельности, где контроль за их осуществлением обосновывается стремлением оградить население от опасности, которая может ему угрожать (производство оружия, медицинская деятельность, алкогольные напитки, игры и лотереи). Условия, определенные для различных областей деятельности, обычно одновременно касаются как способности к осуществлению профессиональной деятельности, так и технических требований, которым должны отвечать оборудование и продукция; 3. случаи, когда коллективный интерес связан с градостроительством или окружающей средой (недвижимость, строительство, установки, которые могут иметь вредоносные последствия). Здесь не всегда осуществляется лицензирование, это может быть разрешение на открытие какого-то заведения или выполнение какой-то операции; 4. случаи, когда необходима солидная база для тех доверительных отношений, которые обычно устанавливаются между профессионалом и лицами, пользующимися его услугами. В этом случае от профессионалов требуется доказательство их компетентности, нравственности, иногда финансового состояния. К этой категории профессий относятся лицензирование юридических профессий, лицензирование в банковской, страховой и аудиторской деятельности 4 См.: Фурнье Ж. Юридический аспект государственного вмешательства в рыночную экономику. Заключительный доклад по проекту ТАСИС «Укрепление правового государства и юридическая подготовка в новых рыночных условиях». Москва, июль 2000. С. 120-121.. В самом общем виде понятие лицензии появилось в Законе СССР о предприятиях [отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик, предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)]. Эта норма была повторена в ГК РФ (ст. 49). Несмотря на то что по этой норме виды лицензируемой деятельности должны определяться законом, долгое время действовало постановление Правительства РФ о лицензировании, а также ведомственные акты. Первый федеральный закон о лицензировании был принят только 25 сентября 1998 г. В настоящее время действует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Его действие не распространяется на достаточно широкий круг деятельности, в том числе на деятельность кредитных организаций; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществление внешнеэкономических операций и др. Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Основными принципами осуществления лицензирования являются: § обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; § установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; § установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; § установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; § гласность и открытость лицензирования; § соблюдение законности при осуществлении лицензирования. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Нужно отметить, что с течением времени перечень лицензируемых видов деятельности постепенно сокращается, что отвечает задачам, поставленным в ходе административной реформы. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Лицензированием занято множество органов исполнительной власти. Их перечень установлен постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Деятельность по лицензированию — это осуществление лицензирующими органами следующих полномочий: § предоставление лицензий; § переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; § приостановление действия лицензий; § прекращение действия лицензий; § ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; § контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; § обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий. Порядок осуществления полномочий лицензирующими органами устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Согласно ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа. Отметим, что действующая редакция закона допускает только судебный порядок аннулирования лицензии. Законом предусмотрено и осуществление лицензионного контроля. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Проверка лицензирующим органом этих сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Важно, что теперь лицензионный контроль осуществляется в режиме, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность. Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Система финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Делится на части - общая и особенная. К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий и т.п. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты - т.е. правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. В особенной части сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях (институты финансового права): а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных расходов; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Источники финансового права - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Финансовое правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носителей юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Основная особенность таких правоотношений - они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансовые отношения являются разновидностью имущественных, возникают по поводу денежных средств финансовых ресурсов государства. Следующая особенность - одной из сторон в этих отношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган, орган местного самоуправления. Так как само государство осуществляет в интересах общества финансовую деятельность. Финансовое правоотношение - это государственно-властное имущественное (денежное) отношение. Возникает при определенных действиях. Действия - юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Такие факты - утверждение финансово-плановых актов. В этих планах выражены права и обязанности участников правоотношений. Например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога. События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Можно применить определенную классификацию правоотношений на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ, т.е. соответствующего звена финансовой системы: - бюджетные; - налоговые; - по поводу организации финансов государственного предприятия; - организации государственного страхования. Финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными. Через материальные реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.
|