Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 23. Правовое регулирование валютных отношений.
Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка, а составной частью финансового рынка является валютный рынок. Валютный рынок – это не что иное, как сфера экономических отношений, появляющихся при осуществлении определенными субъектами операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также валютных ценностей, валюты РФ и внутренних и внешних ценных бумаг. Валютная политика любого государства преследует цель по стабилизации курса национальной валюты, обеспечению ее конвертируемости, защите внутреннего валютного рынка, обеспечению бесперебойного функционирования валютно-финансового механизма, пресечению незаконного вывоза капиталов за рубеж, поддержанию стабильности платежного баланса страны. Выбранный государством курс валютной политики формирует и направления валютного регулирования отношений, складывающихся в процессе деятельности участников валютных правоотношений. Под валютными отношениями принято понимать разновидность общественных отношений, складывающихся в процессе проведения валютных операций и регулируемых нормами различных отраслей права, в юридической науке их принято называть валютными правоотношениями. Валютные отношения регулируются нормами различных отраслей права: финансового, гражданского, административного, международного, однако финансово-правовые нормы в регулировании валютных отношений имеют приоритетное значение. Проблемы правового регулирования валютных отношений на современном этапе в Российской Федерации становятся все более актуальными. Это прежде всего связано со вступлением России в ВТО и постепенной отменой валютных ограничений на осуществление валютных операций, так как одним из требований государств – членов ВТО было требование либерализации валютного законодательства. Под правовым регулированием валютных отношений понимается процесс государственного влияния на общественные отношения в валютной сфере деятельности с использованием специфических методов прямого и косвенного воздействия. Правовое регулирование валютных отношений в юридической практике называют валютным регулированием. Российское законодательство определения валютного регулирования не дает, хотя термин " валютное регулирование" используется в ряде законодательных актов. Валютное регулирование – это комплекс законодательных мер административного и экономического характера, предпринимаемых государством на национальном и международном уровнях для управления движением валютных ценностей внутри страны и во время ВЭД, т.е. валютное регулирование – это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование единого порядка совершения валютных операций, проведения государственного валютного контроля с целью упорядочения и охраны валютных отношений. В зависимости от степени и характера воздействия валютного регулирования на участников валютного рынка вмешательство государства в валютные отношения может быть прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование реализуется через нормативные акты, указания и предписания, исходящие от органов власти по отношению к субъектам валютного рынка, а косвенное – путем влияния на деятельность финансово-кредитных и некредитных учреждений через рынок (валютные интервенции, операции на открытом рынке). Механизм правового регулирования валютных отношений включает в себя нормотворческую и правоприменительную деятельность органов государственной власти РФ по установлению правового статуса субъектов валютных правоотношений, контроль за соблюдением законов и подзаконных актов, регулирующих валютную деятельность, а также привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства. Следовательно, правовое регулирование валютных отношений включает отношения по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, представляющие собой один из институтов финансового права. К основным методам валютного регулирования относятся: – требование проведения валютных операций через уполномоченные банки; – лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала; – требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки; – введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке; – требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте; – установление лимитов открытой валютой позиции банков; – введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов. Основополагающей базой для законодательства по правовому регулированию валютных отношений является Конституция РФ, где особое значение имеют ст. 8, 15, 34, 35, 71, 74, 75 и 76. Кроме того, в числе основных следует назвать нормы кодифицированных актов: ГК РФ, в котором раскрываются такие понятия, как акция, облигация, вексель и др., имеющие важное значение для определения характера валютных операций; КоАП РФ, в котором ст. 15.25 предусматривает административную ответственность за нарушение валютного законодательства; и, наконец, УК РФ, устанавливающий в ст. 191, 192 и 193 уголовную ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней и за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Основным актом валютного законодательства, в котором изложены основы организации и осуществления валютного регулирования, является Закон о валютном регулировании. Регулирование отдельных частных вопросов валютных отношений рассматривается в иных нормативных правовых актах, в том числе и ведомственных. Такими нормативными правовыми актами являются Закон об иностранных инвестициях, Федеральные законы: " Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", " О товарных биржах и биржевой торговле", " О рынке ценных бумаг" и др. Основополагающими нормативными правовыми актами в области банковской деятельности, имеющими отношение к валютному регулированию, являются, во-первых, Закон о ЦБ РФ, в котором прямо указано, что в функции ЦБ РФ входит осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке иностранной валюты, организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ; во-вторых, Закон о банках, который в числе банковских операций называет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ. При наличии соответствующей лицензии ЦБ РФ все банковские операции и другие сделки осуществляются и в иностранной валюте. Международные договоры РФ применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем тс, которые предусмотрены Законом о валютном регулировании, применяются правила указанного международного договора. Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Закон о валютном регулировании закрепляет систему юридических понятий регулирования валютных отношений, и прежде всего такие понятия, как: – валюта РФ: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты ЦБ РФ, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; 6) средства на банковских счетах и в банковских вкладах; – иностранная валюта: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах; – внутренние ценные бумаги: а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ; 4) внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом о валютном регулировании к внутренним ценным бумагам; – валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги; – валютные операции: а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ; е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ; ж) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ; з) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ; и) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ. Согласно Закону о валютном регулировании, основными участниками валютных правоотношений, на которых направлено государственное регулирование и контроль, выступают лица, объединенные в две группы – резиденты и нерезиденты. Под резидентами понимаются: а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ; г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ; д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях; е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Нерезидентами являются: а) физические лица, не являющиеся резидентами; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов – юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение за пределами территории РФ, а также аккредитованных в Российской Федерации дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и постоянных представительств указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; ж) иные лица, не названные в Законе о валютном регулировании в качестве резидентов. Как видим, перечень субъектов, выступающих в валютных правоотношениях в статусе нерезидентов, является открытым, т.е статусом нерезидента могут обладать все лица, не являющиеся резидентами. Резиденты и нерезиденты наделены определенными правами и обязанностями. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: 1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ; 3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании; 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. В соответствии с Законом о валютном регулировании органами валютного регулирования в Российской Федерации являются ЦБ РФ и Правительство РФ. Для реализации функций, предусмотренных Законом о валютном регулировании, ЦБ РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом о валютном регулировании, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом о валютном регулировании. Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Законом о валютном регулировании, без ограничений. Помимо валютного регулирования законодательство РФ предусматривает и валютный контроль. Валютный контроль – это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. Валютный контроль осуществляется по следующим направлениям: – определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов; – надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений; – контроль экспортных операций; – контроль импортных операций; – контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности; – проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке; – определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом о валютном регулировании и иными федеральными законами. Органами валютного контроля в Российской Федерации также являются ЦБ РФ и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация " Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет ЦБ РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ. Валютный контроль осуществляется в трех основных формах: 1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности; 2) путем проведения инспекционных проверок; 3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается: 1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, – Правительством РФ; 2) представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг – ЦБ РФ. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов: 1) документы, удостоверяющие личность физического лица; 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов; 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; 5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; 6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства; 7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ; 8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с Законом о валютном регулировании; 9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; 10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций; 11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; 12) паспорт сделки; 13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ; 14) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом необходимых документов либо представления им недостоверных документов. Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии. Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий. Уполномоченные банки и государственная корпорация " Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом: 1) документы, удостоверяющие личность физического лица; 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 3) документ о государственной регистрации юридического лица – резидента; 4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним; 5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 6) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; 7) паспорт сделки; 8) таможенные декларации. Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования влечет ответственность в виде взысканий в доход государства либо лишения выданных лицензий и разрешений на проведение валютных операций. Так, согласно ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства установлена следующая ответственность. 1. Осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. 2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб. 3. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 800 тыс. до 1 млн руб. 4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. 5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию. 6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок – влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. руб. 7. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами не более чем на 10 дней – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц – от 5 до 15 тыс. руб. 8. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами более чем на 10, но не более чем на 30 дней – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб. 9. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами более чем на 30 дней – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. руб. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу ЦБ РФ. Статья 25 Закона о валютном регулировании также предусматривает ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, констатируя это следующим образом: " Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Кроме того, ряд статей УК РФ предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере валютных операций. Однако практика расследования уголовных преступлений в данной сфере представляет определенные трудности квалификации преступлений из-за сложности установления в полном объеме всех признаков состава преступления вследствие их особенностей и слабой разработанности методик расследования дел данной категории, неясности формулировок элементов объективной стороны состава данных преступлений.
|