Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 42. Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров в гражданском праве.






 

Становление рыночной экономики, правового государства и современного гражданского общества в Российской Федерации требует совершенствования многих правовых институтов, в том числе и института правовой защиты субъектов сферы экономической деятельности. Государственная монополия в экономике сменилась свободой предпринимательства, гарантированной Конституцией РФ и подкрепленной ГК РФ. Существенно изменилась роль государства в регулировании экономическими отношениями, значительно ограничилось его вмешательство в сферу экономической деятельности. С развитием предпринимательства у государства появилась необходимость правовой защиты предпринимателя от недобросовестного конкурента, криминала и злоупотребляющих чиновников, которые норой грубо нарушают гражданские права предпринимателей. Все это не способствует быстрому и стабильному развитию экономики страны и становлению цивилизованных гражданско-правовых отношений между субъектами сферы экономической деятельности. В ст. 2 ГК РФ при определении коммерческой деятельности говорится, " что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность..." При раскрытии содержания риска следует согласиться с С. Б. Цветковым в том, что под риском следует понимать не только возможность наступления неблагоприятных последствий вследствие стихийных бедствий, случайного стечения обстоятельств, изменения общей экономической и политической ситуации, но и возможность ущемления прав и законных интересов предпринимателя со стороны недобросовестных участников гражданского оборота, органов власти и управления, а подчас и самого государства. Предприниматель рискует не только своим капиталом, но и результатами труда и средствами многих лиц, связанных с ним и стоящих за ним как за товаровладельцем и производителем, т.е. речь идет об обеспечении экономической безопасности предпринимателей, состоянии защиты их интересов. Необходимые предпринимателям средства защиты в таких ситуациях может предоставить только государство.

Правовое обеспечение экономической безопасности предпринимателей заключается в установленной законом, реализуемой государственными органами власти и общественными объединениями, гражданами системе дозволительно-диспозитивных, охранительных и защитных юридических мер. Государство устанавливает формы и способы защиты от возможных нарушений в данной сфере, правовые гарантии всем участникам предпринимательской сферы деятельности. К защите, имеющей характер активного противодействия постороннему вмешательству, относятся предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. Если деятельность предпринимателя неправомерно нарушается или существует угроза посягательства на его права и интересы, то могут быть применены конкретные правовые способы защиты. Так, в ст. 12 ГК РФ изложены способы защиты гражданских нрав, которые полностью распространяются и на сферу предпринимательской деятельности.

К специальным способам защиты гражданских прав в сфере предпринимательской деятельности следует отнести:

– обращение взыскания на заложенное имущество (ст. 349 ГК РФ);

– удержание вещи, находящейся у кредитора (ст. 359 и 360 ГК РФ);

– оставление задатка у задаткополучателя или возврат его в двойном размере (ст. 381 ГК РФ);

– взимание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

Объектами правовой охраны в предпринимательской сфере деятельности являются права и законные интересы предпринимателей и других участников экономических отношений. В учебнике " Коммерческое право" данные объекты разделены на три группы: имущественные права и интересы (вещные и обязательственные права участников предпринимательских отношений и имущественные интересы предпринимателей); неимущественные права и интересы (жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, деловая репутация, право свободного передвижения и др.) (ст. 150 ГК РФ); организационно-предпосылочные права и интересы предпринимателя (право на государственную регистрацию, получение лицензии на определенный вид деятельности, заключение договора банковского счета и другое, что необходимо для организации и ведения предпринимательской деятельности).

Основная часть споров, связанных с защитой прав участников предпринимательской деятельности, рассматривается в судебном порядке.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают, в частности, дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами.

Основным законом, регулирующим порядок разрешения споров в арбитражных судах, является АПК РФ. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражный суд рассматривает дела и с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Как справедливо отмечает В. Ф. Попондопуло, принятие АПК РФ обусловлено спецификой предпринимательских споров, для разрешения которых было необходимо создание специальных арбитражных судов, и подчеркивает, что особенности арбитражного процесса определяются особенностями объекта защиты – нарушенных или оспариваемых прав предпринимателей как особых гражданских прав.

Следует иметь в виду, что согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ для отдельных категорий споров либо федеральным законом, либо договором предусмотрен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования разногласий. В таких случаях до обращения в арбитражный суд заинтересованная сторона обязана предпринять необходимые шаги по урегулированию разногласий. Для этого она направляет контрагенту письменное обращение (претензию) с изложением конкретных требований. Получение ответа, который не удовлетворяет заявителя претензии, или неполучение ответа на посланную претензию в установленный срок дает право подать исковое заявление и передать спор на разрешение арбитражного суда. В ст. 125 АПК РФ содержатся требования к форме и содержанию искового заявления, направляемого в суд. Несоблюдение этих требований приведет к возвращению иска и отказу в рассмотрении дела. К исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере. При предъявлении иска истцу необходимо направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления. Судья обязан принять к производству арбитражного суда исковое заявление, поданное с соблюдением установленных требований. О принятии искового заявления судья выносит определение о подготовке дела к разбирательству в заседании.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в систему арбитражных судов, которая состоит:

– из Высшего Арбитражного Суда РФ;

– федеральных арбитражных судов округов;

– арбитражных апелляционных судов;

– арбитражных судов первой инстанции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов (далее – арбитражных судов субъектов РФ);

– специализированных арбитражных судов.

Дела, подведомственные арбитражному суду, как правило, рассматривают арбитражные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов.

Согласно ст. 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ " Об арбитражных судах в Российской Федерации" основными задачами арбитражных судов РФ являются:

– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся споры:

– о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача которого на рассмотрение арбитражного суда согласована сторонами;

– об изменении условий договора или о расторжении договоров;

– касающиеся неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств;

– о признании права собственности;

– об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

– о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанного с лишением владения;

– возмещении убытков;

– защите чести, достоинства и деловой репутации;

– признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

– по вопросу обжалования отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством;

– в связи с взысканием с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

– о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Особо следует отметить право арбитражного суда рассматривать споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Любой предприниматель может оспаривать в арбитражном суде такие акты. И в случае установления несоответствия изданного акта федеральному закону или иному нормативному правовому акту причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ).

Дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

В арбитражных судах первой инстанции дела рассматриваются судьей единолично, но по решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. В этом случае в состав суда должно входить нечетное количество судей, которые пользуются равными правами. Решение принимается большинством голосов. При голосовании никто из судей не имеет права воздержаться. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, все равно обязан подписать это решение и вправе в письменном виде изложить свое особое мнение, которое приобщается к решению.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия.

Решения ВАС РФ вступают в силу с момента их принятия.

Решение арбитражного суда приводится в исполнение после его вступления в законную силу. Немедленному исполнению подлежат решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления или иных органов, а также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (ст. 182 АПК РФ).

Возникшие экономические споры между гражданами-предпринимателями, организациями, предприятиями могут рассматриваться не только в арбитражных судах, но и в третейском суде. Третейский суд может быть создан спорящими сторонами для рассмотрения конкретного спора. Каждая сторона представляет своего судью, а двое назначенных третейских судей выбирают третьего, таким образом, образуется третейский суд из трех третейских судей. Однако существуют и постоянно действующие третейские суды, которые образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ " Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами), и действуют при этих организациях – юридических лицах.

Порядок создания и деятельность третейских судов регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ " О третейских судах в Российской Федерации", положениями о третейском суде для разрешения экономических споров, регламентами третейских судов.

Чтобы подать иск о рассмотрении спора в третейском суде между сторонами, при заключении договора обязательно должно быть подписано третейское соглашение (или третейская оговорка) о том, что в случае возникновения спора он должен быть передан на рассмотрение третейского суда.

При рассмотрении дела третейский суд руководствуется положениями Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, международных договоров РФ и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Решения в третейском суде принимаются большинством голосов участвующих в процессе судей. Решение суда исполняется добровольно в установленные сроки. В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок оно подлежит исполнению в принудительном порядке через судебных приставов.

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 нотариат осуществляет защиту прав и законных интересов граждан, в том числе и предпринимателей, и юридических лиц путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий (удостоверение бесспорного права, удостоверение бесспорного факта и др.).

В настоящее время в мировой практике все большее распространение находит способ досудебного урегулирования споров путем использования процедуры медиации, т.е. привлечения медиатора – независимого физического лица, привлекаемого сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке взаимоприемлемого решения.

В этом направлении немало делается и в России. Так, был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ

" Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Данный закон регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и разработан он в целях содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. В развитие данного закона Правительство РФ издало постановление от 03.12.2010 № 969 " О программе подготовки медиаторов", а Научно-методическим центром медиации и права разработана учебная программа по подготовке медиаторов.

Для проведения процедуры медиации обязательно заключается письменное соглашение сторон, в котором отражаются все сведения о предмете спора, порядке проведения процедуры медиации, об избрании медиатора (медиаторов) и другие условия.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ медиация проводится на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации на профессиональной основе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал