Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные школы западной социально-экономической мысли
История западной экономической мысли — это история постепенного расширения социального фона, на котором рассматривается развитие экономики. Первый этап (20-50-е годы) совпал с бурным развитием конкретных социологических исследований, которые изучали характер мотивации экономического поведения; отношения «экономического человека» и государства, проблемы «корпоративного духа» и бизнеса; роль социальных институтов в экономической жизни. В становлении экономической социологии наиболее значимую роль сыграли три направления: индустриальная (промышленная) социология; социология организаций; теория социальной стратификации и социальной мобильности. Первые два направления связывались с поисками путей эффективного управления человеческим фактором, чему служили разработанные в тот период концепции «человеческих отношений», формальных и неформальных групп в организациях, теории малых групп, межличностных отношений, лидерства и руководства. Родоначальниками этих направлений явились Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Д. Макгрегор, У. Уайт и другие теоретика стимулирования трудовой деятельности и трудовых отношений. Третье направление - теория социальной стратификации и социальной мобильности - развивалось в полемике двух исследовательских подходов: с одной стороны, в контексте социальной иерархии, в рамках которой индивиды и группы могут быть ранжированы согласно доходу, образовательному статусу, социальному и экономическому престижу, а с другой - в контексте классовой структуры. Одно направление появилось в США и получило название традиции статусного достижения (П. А. Сорокин, П. М. Блау и О. Д. Дункан); другое возникло в Европе и получило название традиции классового анализа (К. Маркс, М. Вебер).
Второй этап (50-70-е годы) связывают со структурно-функциональным направлением теоретической социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелсер, К. Дэвис, Д. Мур и др.), пытающимся соотнести экономику с другими подсистемами общественной жизни. Главный результат этого этапа - институционализация социологии экономической жизни в качестве одного из направлений социологической науки. Возникновение экономической социологии было подготовлено рядом предпосылок теоретического и практического характера, главные из которых: широкий круг социальных идей и концепций, выработанных в рамках социологической науки; система социологических категорий, разработанная в рамках общей социологии; достаточно развившаяся к середине 50-х годов эмпирическая социология. По определению Н. Смелсера, экономическая социология представляет собой приложение общей системы отсчета социологических переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов деятельности, касающихся производства, распределения и потребления ограниченных материальных ресурсов.
Третий этап (70-годы по настоящее время) - этап новой экономической социологии. Ее главные черты - ориентация на сравнительные исследования между странами; постановка вопросов, затрагивающих не отдельные социальные группы, а целостные социальные системы; проблемы мировой экологии, развития высоких технологий, организации экономических связей, демографии. Согласно определению последователей М. Грановеттера и Р. Сведберга, назначение социологии экономической жизни заключается в том, чтобы объяснить, " как общество выбирает среди широкого круга альтернатив те, которые позволяют с наибольшей выгодой использовать ограниченные производственные ресурсы". Данная концепция формирует основные направления анализа этой проблемы: анализ отношений конкуренции между производителями, между потребителями, а также между производителями и потребителями в рамках рыночной системы; обоснование положений теории обмена, объясняющих конкуренцию и кооперацию как результат рационального стремления, к экономическому успеху; признание и обоснование факта, что теории обмена, социальной стратификации и другие не просто описывают институты и типы мотивации в рыночных обществах, но дают неизбежный и естественный набор влияний, определяемых ограниченностью производственных ресурсов и феноменом конкуренции.
|