Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции денег⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Функции денег — это концентрированное выражение их роли в хозяйстве. Деньги располагают таким разнообразным набором свойств, что возникает необходимость их классифицировать, выделив целый ряд функций. Каждая из функций денег описывает более или менее однородный круг экономических операций, выполняемых с помощью этой функции. При этом следует иметь в виду, что деньги — это не сумма функций, и выполняя какую-либо одну функцию, они сохраняют свое единство и содержат в себе все остальные функции. Функции денег находятся в постоянной динамике: некоторые возникли раньше, некоторые позже; отдельные функции сильно изменили свое содержание и даже утратили заметное значение. Возникновение функций денег в процессе их эволюции можно представить следующим образом:
В качестве меры стоимости деньги выделялись из мира товаров для выполнения роли всеобщего эквивалента. Будучи мерой стоимости, деньги выступают как универсальный измеритель стоимостей всех других товаров. В деньгах находят выражение товары, услуги, производственные затраты, индивидуальные и общие потребности, объем производства на уровне предприятий и всего национального хозяйства; богатство, доходы, долги — все имеет денежную оценку. Современные деньги имеют свойство соизмерения не только в статике, но и в динамике. Покупательное средство — также одна из исторически первых функций денег. В этой функции деньги обслуживают процесс купли-продажи. Эту функцию называют средством обращения, поскольку деньги в этом случае обслуживают непрерывный процесс оборота товаров, услуг, ценных бумаг и т. д. Данная функция связана с процессом купли-продажи, т. е. с превращением товара в деньги. В ходе реализации товаров может возникнуть разрыв во времени между передачей товара покупателю и получением денег от него. Продавец в этом случае представляет покупателю так называемую отсрочку платежа или кредит. Когда деньги все же поступают продавцу, то они выполняют функцию средства платежа. Деньги в этом случае гасят образовавшийся долг, обслуживают не только кредит, но и выплату заработной платы, а также все другие виды авансовых платежей. Распределительная функция денег, исторически возникнув после появления таких функций, как средство обращения и средство платежа, состоит в том, что один независимый экономический субъект передает другому определенную сумму денег, не требуя взамен никакого эквивалентного возмещения. Именно на этой денежной функции базируется госбюджет, распределение прибыли предприятий, социально-экономические системы современных государств В функции сбережений и накоплений деньги используются не для обращения, а для создания самостоятельной формы богатства. От этого зависит весь инвестиционный процесс, т. е. экономический рост; развитие банковской системы, фондового рынка, страховых, пенсионных и прочих финансовых фондов. Деньги всегда обслуживали не только национальную экономику, но и мирохозяйственные связи. Роль валютной функции денег постоянно возрастает, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансов. Создаются коллективные валюты, например, евро 15. Экономическая культура: понятие, структура, функции Экономическая культура – это совокупность соц.-экономич. норм и ценностей, которые регулируют экономич. поведение. Осн. особенности экономич. культуры: 1) включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние. 2) каналы, через которые регулируется взаимодействие экономич. сознания и экономич. мышления. 3) ориентация на управление экономич. поведением людей. Структура экономич. культуры выделяе т: 1. Соц. экономич. нормы (правила поведения в экономике) – формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства. 2. Соц. экономич. ценности: 1 ур. ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты) 2 ур. ценности организационного уровн я – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством) 3 ур. ценности макроуровня (для страны) 3. Соц. экономич. знания – состоят из экономич. сознания (теоритич. научные знания) и экономич. мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономич. деятельности). 4. Хозяйственные идеологии – упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь Функции экономич. культуры 1) Трансляционная –происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому. 2) Селекционная – связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях 3) Инновационная –проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение. 4) Социализирующая – процесс накопления и воспроизводства. Осн. черты рыночной экономич. культуры: - высокая степень рациональности - высокая степень инновационности - высокая степень правопослушности - исполнительская дисциплина - политическая нейтральность Т. о. экономич. культура представляет собой соц. механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма - от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне) 16. экономическая культкра как способ взаимоствязи экономического сознания и мышления
|