Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможная тематика курсовых работ. 1. Использование материалов СМИ в обучении истории.






1. Использование материалов СМИ в обучении истории.

2. Карикатуры и плакаты на школьном уроке истории.

3. Песни как средство обучения истории: дидактический потенциал, стратегии познавательной деятельности школьников.

4. Вещественные источники на школьном уроке истории: дидактический потенциал, стратегии познавательной деятельности школьников.

5. Историографические материалы как средство обучения истории: дидактический потенциал, стратегии познавательной деятельности школьников.

6. Использование источников личного происхождения при изучении истории.

7. Произведения изобразительного искусства на уроках истории: потенциал, методика использования в условиях современного урока.

8. Методические особенности работы с устными историческими источниками.

 

Список литературы по проблеме «Исторические источники

при обучении истории»

Литература ко всему блоку:

Вяземский Е. Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2015. 78 с.

Стрелова О. Ю. Учебник истории: старт в новый век / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. М.: Просвещение, 2006. 143 с.

Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: опыт и перспективы / О. М. Хлытина // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 81–102.

 

Литература к конкретным темам:

Алексашкина Л. Н. О мировоззренческом и познавательном потенциале школьного курса всеобщей истории / Л. Н. Алексашкина // ПИШ. 2013. № 4. С. 16–22.

Базанов С. Н. О чем поведала старая открытка / С. Н. Базанов // ПИШ. 2005. № 5. С. 34–40.

Бартенева Н. В. Результаты ЕГЭ по истории и проблема умения учащихся анализировать источники // Н. В. Бартенева, О. Л. Дворникова // ПИШ. 2004. № 3. С. 45–55.

Бельский Э. Н. Задания по воспоминаниям о Советско-Финляндской войне / Э. Н. Бельский // ПИШ. 2012. № 1. С. 61–62.

Бехтенова Е. Ф. Опыт создания и использования интерактивных карт для работы в краеведческом музее при изучении региональной истории / Е. Ф. Бехтенова, Е. К. Лейбова // Образование в истории, история в образовании. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 126–136. Электронная версия: https://io.nios.ru/articles2/1/15/opyt-sozdaniya-i-ispolzovaniya-interaktivnyh-kart-dlya-raboty-v-kraevedcheskom-muzee (дата обращения: 10.102014).

Вагин А. А. Методика обучения истории в средней школе / А. А. Вагин. М.: Педагогика, 1972. 132 с.

Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. М.: Просвещение, 1968. 431с.

Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение / Ф. Б. Горелик. М.: Просвещение, 1986. 207 с.

Гудков А. Н. Первая мировая война на уроках истории в старших классах / А. Н. Гудков // ПИШ. 2005. № 6. С. 43–62.

Декабристы: воспоминания, документы: к 180-летию события / С. П. Трубецкой, А. Е. Розен, Н. И. Лорер // ПИШ. 2005. № 10. С. 45–52.

Ельцов С. В. Начало царствования Александра I / С. В. Ельцов // ПИШ. 2004. № 4. С. 56–62.

Жиронкина Н. Л. Использование газетных публикаций в преподавании истории / Н. Л. Жиронкина // ПИШ. 2005. № 9. С. 30–31.

Журавлёва О. Н. Практические занятия по истории в старших классах / О. Н. Журавлёва // ПИОШ. 2003. № 9. С. 47–55; 2004. № 5. С. 38–42.

Иоффе А. Н. Использование историй и притч в общественных дисциплинах / А. Н. Иоффе // ПИШ. 2014. № 8. С. 20–28.

Кирюхина Е. М. Использование работ английских художников второй половины XIX – начала XX в. на уроках по изучению феодального общества Западной Европы (VI класс) / Е. М. Кирюхина // ПИШ. 2014. № 5. С. 42–46.

Коваль Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками / Т. В. Коваль // ПИОШ. 2006. № 10. С. 22–27.

Короткова М. Т. Костюм на уроках истории / М. В. Короткова // ПИОШ. 2003. № 3. С. 20–25.

Короткова М. В. Наглядность на уроках истории / М. В. Короткова. М.: ВЛАДОС, 2000. 176 с.

Кузнецова Т. А. Детские игрушки как источник изучения советского детства / Т. А. Кузнецова // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 221–230.

Лейбова Е. К. «Живая история XX в.»: устные источники в обучении истории / Е. К. Лейбова // Вестник НГУ. Сер. История, филология. 2006. Т. 5, вып. 1 (доп.): история. С. 134–139.

Лейбова Е. К. Одежда как источник изучения истории повседневности ХХ в. / Е. К. Лейбова // ПИОШ. 2012. № 9. С. 61–67.

Лейбова Е. К. Сбор и изучение устных исторических источников старшеклассниками: (из опыта работы) / Е. К. Лейбова, О. М. Хлытина // Устная история (oral history): теория и практика. Барнаул: БГПУ, 2007. С. 243–258.

Лейбова Е. К. Устные исторические источники на школьных уроках истории: учеб.-метод. пособие / Е. К. Лейбова, О. М. Хлытина. Новосибирск: НГПУ, 2011. 134 с.

Мельник О. В. Игра в пространстве литературного музея / О. В. Мельник // ПИШ. 2014. № 4. С. 22–27.

Методика организации музейных занятий по истории для учащихся V–VI классов основной школы // ПИШ. 2014. № 4. С. 9–15.

Методика обучения истории в средней школе / под ред. Н. Г. Дайри. М.: Просвещение, 1978. Ч. 2. 239 с.

Овчинникова Н. П. Урок по теме «Иван Грозный глазами современников и потомков» / Н. П. Овчинникова // ПИШ. 2005. № 6. С. 23–28.

Подготовка учителя истории в условиях модернизации высшего педагогического образования / под ред. А. Б. Соколова, М. В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. 301 с.

Попова С. Г. Исторические диалоги: изобразительное искусство на уроках истории / С. Г. Попова, В. А. Гуружалов // ПИШ. 2003. № 9. С. 2–9.

Родигина Н. Н. «Дружно страна и растет и поет»: обращение к советской песне в практике преподавания истории в вузе / Н. Н. Родигина, О. М. Хлытина // Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исследовательские подходы. Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 84–105.

Салимова Н. С. Начало присоединения Западной Сибири к России (конец XVI в.): разработка урока для VI класса, посвященного походу Ермака в Сибирь / Н. С. Салимова // ПИШ. 2013. № 2. С. 54–57.

Сидорчук О. Н. Использование рекламы как исторического источника при изучении предметов гуманитарного цикла / О. Н. Сидорчук // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 192–122.

Сидорчук О. Н. Конфетная обертка как источник изучения истории России XIX–XX вв. / О. Н. Сидорчук // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 146–171.

Соколова М. В. Работа с вещественными источниками на уроках истории / М. В. Соколова // ПИОШ. 2006. № 6. С. 19–24.

Сорокина Е. Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ в., 10–11 классы / Е. Н. Сорокина. М.: ВАКО, 2014. 256 с.

Старобинская Г. И. Пословицы, поговорки на уроке истории / Г. И. Старобинская // ПИОШ. 2013. № 4. С. 23–27.

Стрелова О. Ю. Новая жизнь учебных иллюстраций / О. Ю. Стрелова // ПИОШ. 2005. № 1. С. 9–18.

Тараканов Д. В. Методическая разработка урока «Коллективизация сельского хозяйства и ее результаты. Цена рывка» / Д. В. Тараканов // ПИОШ. 2005. № 7. С. 19–30.

Трунова Т. А. Лабораторно-практическая работа на базе археологического материала / Т. А. Трунова // ПИШ. 2004. № 9. С. 43–46.

Фурен П. Е. «Высокомерный дух смирился…» / П. Е. Фурен, Ю. М. Крайнова, А. И. Шилин // ПИШ. 2012. № 9. С. 38–43.

Хлистунова Н. В. Реализация учебного проекта по отечественной истории в старших классах / Н. В. Хлистунова // ПИОШ. 2014. № 3. С. 40–46.

Хлытина О. М. Вещественные источники на школьных уроках истории // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 212–221.

Хлытина О. М. Визуальные образы прошлого как исторические источники и историографические тексты на школьных уроках истории / О. М. Хлытина // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 134–145.

Хлытина О. М. Интерпретации исторических событий средствами массовой информации: варианты использования в школьной образовательной практике / О. М. Хлытина // Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исследовательские подходы. Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 44–65.

Хлытина О. М. Историографические знания школьников: структура, этапы и приемы формирования / О. М. Хлытина // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве. Новосибирск: НГПУ, 2004. С. 154–159.

Хлытина О. М. Методика организации работы с устными историческими источниками в старших классах / О. М. Хлытина, Е. К. Лейбова // ПИШ. 2008. № 5. С. 59–68.

Хлытина О. М. Обучение приемам историографического анализа в старшей школе / О. М. Хлытина // ПИШ. 2011. № 1. С. 33–40.

Хлытина О. М. Произведения искусства как визуальные исторические источники и историографические тексты на уроках истории / О. М. Хлытина // ПИШ. 2011. № 4. С. 37–44.

Хлытина О. М. Устные исторические источники в учебном историческом познании на старшей ступени школы / О. М. Хлытина., Е. К. Лейбова // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 117–134.

Шаповал В. В. Политическая карикатура и плакат на уроках истории в 9 классе / В. В. Шаповал // ПИОШ. 2007. № 8. С. 21–25.

Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования / В. В. Шоган. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 475 с.

Щеглова Т. К. Устная история и краеведческая работа / Т. К. Щеглова // ПИШ. 1998. № 5. С. 60–66.

 

4. Тематический блок «Школьный урок истории»

Курсовые работы, написанные по тематике, связанной с характеристикой современного урока истории, его различных типов и форм, способов организации познавательной деятельности школьников, требуют обращения в первую очередь к работам классиков школьной методики обучения истории, написанным в советское время (Н. В. Андреевская, В. Н. Бернадский, А. А. Вагин, Н. Г. Дайри, А. В. Дружкова, М. А. Зиновьев, В. Г. Карцов, П. С. Лейбенгруб, П. В. Гора, С. А. Ежова и др.). Именно в тот период времени были заложены основы традиционных типов (урок изучения нового материала, комбинированный урок, или урок со всеми звеньями процесса обучения, повторительно-обобщающий урок и пр.) и форм урока (лекция, семинар и др.). Необходимо взять за основу принятую в методике преподавания истории терминологию, лежащую в основе классификации уроков, где тип урока определяется его дидактическими задачами, а форма – ведущим методом обучения.

Студенту нужно выяснить, какие изменения происходят с каждым конкретным типом урока или его формой в современных условиях, с чем связана их эволюция, как она скажется на результатах обучения в контексте задач, поставленных современными стандартами обучения. Следовательно, как и в предыдущем тематическом блоке, ФК ГОС 2004 г. и ФГОС должны привлекаться автором в качестве нормативно-правовых актов и составлять источниковую базу курсовой работы. При характеристике различных форм и типов урока не следует забывать и о связи их существенных черт с возрастными особенностями школьников. Акцент при написании курсовой работы по любой теме данного блока должен быть сделан на средствах и способах организации работы школьников на уроке того или иного типа или формы.

Практическая глава работ данной тематики может быть представлена собственным вариантом урока конкретного типа или формы по выбранной студентом исторической теме школьного курса истории. В качестве образца описания урока можно использовать следующую публикацию:

Крючкова Е. А. Урок-практикум по теме «П. А. Столыпин и Столыпинская аграрная реформа в оценке современников и историков» / Е. А. Крючкова // ПИОШ. 2013. № 7. С. 53–58.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал