Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аристотель, его учение о сущности, о причинах и началах бытия и знания.
Аристотель (384-322 до н.э.)ученик Платона, продолжил Платона в объяснении чувственного мира. Для него материя -первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное состояние, превращает ее из возможности в действительность.Ар.заменяет понятие идеи на понятие формы.Форма (Ар.) -это активное начало, начало жизни и деятельности. Ар.дает понятию сущности другое истолкование.Сущность-это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос " Что есть вещь? " и представляет собой субстанцию вещи.Ар. делит сущности на низшие, те, что состоят из материи и формы (все существа чувственного мира), и высшие, чистые формы. Наивысшая сущность -чистая, лишенная материи форма, перводвигатель, который служит источником движения всего Космоса. Ар. Произвел разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований: теоретическая метафизика, практическая этика, творческие науки- поэтика, риторика, искусство ремесел.В соответствии с учением о сущности, Ар.проводит классификацию причин бытия. 4 причины: 1. Материальные, то из чего состоят вещи, их субстракт.2.Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия.Каждая вещь есть то, что она есть.3.Действующие или производящие -рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.4.Целевая или конечная причина, Вопрос " почему", " для чего". У Ар.движение связано с соответ.энергией. Энтелехия- внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою..Каждое бытие содержит внутренние цели.Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего завершения, цели развития. Телеологизм находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Ар. Предполагал, что существует то, что приводит все в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не находится в движении, ибо тогда должен быть еще двигатель.Первый дв. Есть сама энергия, чистая деятельность. Не обладает материей, он есть чистая форма -цель. Душа (Ар.) -форма по отношению к материи, присуща лишь живому существу.Душа-проявление активности живительной силы. Ю обладают и растения, но разумная душа только у человека. Разумная душа-часть души, которая познает и думает.Разум- основное начало этой души, не зависит от тела. Главное отличие человека от животного -способность к интеллектуальной жизни. Интел.жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным правилам и нормам.Только человек способен к восприятию понятий добра, зла, справедливости и несправедливости (работа " Политика").Добродетель делится по Ар. - дианоэтическая (интеллектуальная) и этическая (волевая). Первая возникает преимущественно обучением, 2-я благодаря привычкам.Решающее значение имеют дианоэтические добродетели - мудрость, разумная деятельность, благоразумие. Добродетель не у каждого человека, а лишь у того, кто умеет ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшая форма деятельности-познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не от потребления материальных благ, не в почестях, не в деятельности, а в самом процессе теоретической деятельности. В созерцании. Общий мотив этических предписаний Аристотеля- найти среднюю линию поведения. " Середина - принадлежность добродетели". Справедливость Ар.рассматривал в связи с понятием " равенства".Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных. Равенство, но не для всех, а для равных. Неравенство - это тоже справедливость. Но опять же не для всех, а для неравных. Неравенство -нормальное состояние людей (Аристотель). 12. Философия средневековья: истоки и основная проблематика. Течения схоластики. Средневековье занимает огромный промежуток времени в мировой истории и продолжается с 5 по 15 века н.э. Философия средневековья - христианская философия. Её развитие связано с возникновением и развитием христианства. Временные рамки возникновения христианства и философского мышления- 1-4 века н.э. Первый период философии средневековья- апологетика. В этот период происходят гонения на христиан. Наблюдается острая борьба христианства не только с философскими идеями Античности, но и с национальными религиями, с манихейством, гностицизмом. В этот период Христианство еще не было единым, не опиралось на развитые представления. Тем не менее духовная борьба этого периода- апогетики- закончилась в пользу Христианство, которое стало госуд. религией Рима.Период становления средневеков философии- патристика. Характерной особ-ю философ. мышления этого периода-традиционализм и ретроспективность. Высшая истина заключена в Библии, главной проблемой патристика является Бог. Постепенно патристику сменяет схоластика. Центральной фигурой в этот период считается Фома Аквинский. Он считал, что положение о бытии Бога является доказуемым. Проблемы того периода (1) проблема Доказательства бытия Бога). -Одно из док-в он формулировал так: предметы и вещи находятся в постоянном движении. Но сама по себе вещь не может двигаться без движения от других вещей следовательно должно быть перводвижение следовательно Бог дает начало всему след-но он есть след-но он существует. -Фома считает, что доказать существование Творца можно двояким образом-через причину и через следствие. Он принимает второй способ. Фома доказывает что, поскольку следствие зависит от причины, то сущ-е причины не подлежит сомнению. так как сущ-е Бога не является для нас очевидным, то оно может быть доказано при помощи известных нам следствий.Фома формулирует 5 док-в бытия Бога: 1.Д от движения.2.Д от целесообразности.3.Д от степени совершенства.4.Д от случайности к необходимости. 5.Д от производящей причины. -след. док-во – Существует необходимость(то, что уже существует) и возможность(то, чего нет, но может произойти). Как осуществляется переход из возможности в необходимость????? 2)Соотношение веры и разума 3) Теодицея-оправдание Бога за зло, которое существует в мире, лежит на этой земле. Бог не виновен. Он вседобр, всемогущ. 4) Проблема универсалий- общих понятий, идей. → 2 направления (Реализм(А. Блаженный и Ф. Аквинский и Номинализм (Пьер Абеляр, Уильям Оккам) Реализм: Универсалии существуют: 1. в уме Бога; 2. в созданных Богом вещах как их идеал. сущность; 3. в мышлении чел-ка как отражении вещей Номинализм XI-XIIвв.: Универсалии-это названия вещей. Абеляр признавал существ-е общего в самом уме человека. Человек в процессе познания на основе чувственности вырабатывает общие понятия, выраженные в словах. Универсалии созд. Человеком и существуют лишь в его уме. Но они не учитывали очевидного факта, что единичное не отделимо от общего, содержит его в себе. Средневековая философия носила теоцентрический характер, а основной ее функцией становится обоснование религиозных постулатов. 13. Ф.Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Центральной фигурой схоластической философии по праву считается Фома Аквинский. Он создал грандиозный теолого-философский синтез, претендующий на примирение теологии и науки. Согласно его доктрине, наука и неразрывно связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, в то время как религиозное вероучение черпает их в откровении, в Священном писании. Но это различие методов отнюдь не означает полного различия предметов философии и теологии. В религии есть ряд догматов, нуждающихся в философском обосновании потому, что будучи доказанными, они становятся ближе человеку и тем самым укрепляют его веру. Фома пытался поставить смысл откровенческих истин в логическое соответствие с доводами разума. Однако Фома очень осторожно подходит к рационализации теологии. По его мнению, только некоторые догматы поддаются доказательству. К ним относится положение о бытии Бога. А те догматы, кот-е не доказуемы, не противоразумны, а сверхразумны. Их доказательство просто не под силу человеческому уму. По разумению Фомы, науки и философия способны постичь частные аспекты бытия, но подлинная сущность бытия доступна только Божественной сверхразумности. В теории познания Фома солидарен с Аристотелем в признании важности чувственного познания. Дальнейшее познание осуществляется посредством интеллекта. ум должен последовательно отбрасывать материальное и извлекать общее, духовное. Получается, что в каждом познавательном акте, начиная с возникновения чувственных образов, происходит своеобразная дематериализация познаваемого предмета. Он считал, что положение о бытии Бога является доказуемым. (1) проблема Доказательства бытия Бога). -Одно из док-в он формулировал так: предметы и вещи находятся в постоянном движении. Но сама по себе вещь не может двигаться без движения от других вещей следовательно должно быть перводвижение следовательно Бог дает начало всему след-но он есть след-но он существует. -Фома считает, что доказать существование Творца можно двояким образом-через причину и через следствие. Он принимает второй способ. Фома доказывает что, поскольку следствие зависит от причины, то сущ-е причины не подлежит сомнению. так как сущ-е Бога не является для нас очевидным, то оно может быть доказано при помощи известных нам следствий.Фома формулирует 5 док-в бытия Бога: 1.Д от движения.2.Д от целесообразности.3.Д от степени совершенства.4.Д от случайности к необходимости. 5.Д от производящей причины. -след. док-во – Существует необходимость(то, что уже существует) и возможность(то, чего нет, но может произойти). Как осуществляется переход из возможности в необходимость?????
|