![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чаадаев. Первое философическое письмо.
В 1836 году в журнале " Телескоп" было опубликовано " Философическое письмо" Чаадаева. Содержащаяся в письме резкая критика российского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект. Доминирующей в мировоззрении Чаадаева являлась идея тотального единства рода человеческого, преодоление разорванности, разобщенности народов, наций и индивидов. Судьба истории совпадает с потерей человеком изначальной связи с Богом вследствие первородного греха. Человек самостоятельно выбрал путь грехопадения и человечество должно самостоятельно найти пути к спасению через искупление греха. Человеческий разум воспринимает идеи Высшего Разума в неявной форме. В стремлении познать их человек постоянно испытывает необходимость выбора: подчиниться внутренней или внешней силе. обретение основополагающих истин возможно лишь там, где рассудок осознает свою подчиненность внешней силе, абсолютному разуму. Внутренняя сила является источником наших заблуждений, мирской суеты и низменных страстей. В связи с этим Чаадаев подвергает острой критике русскую историю, осуждает крепостничество. Исходя из этих идей, Чаадаев строит свою социальную утопию. Будущее общество будет представлять воплощенное единство рода человеческого, гармонии личных и общественных интересов, свободы личности. В качестве средства достижения такого единства предлагается воспитание нравственно совершенного и образованного человека. В общефилософском плане Чаадаев рассматривал человека как объективное единство физического и духовного миров. все тела существуют в движении. Сообщаемое Богом, оно носит механический характер. религиозное объяснение сознания как неподчиняющегося механическим законам природы. Цель религии и смысл всякого существования Чаадаев полагает в установлении на Земле «царства Божьего» или «совершенного строя». Затем он переходит к рассмотрению «нашей своеобразной цивилизации», которая, раскинувшись от Германии до Китая (от Одера до Берингова пролива), не принадлежит ни Востоку, ни Западу и только начинает приоткрывать истины, давно уже известные другим народам. Окидывая взглядом историю России, Чаадаев обнаруживает в ней «мрачное и тусклое существование», где нет внутреннего развития. Эти мысли приводят его к размышлению о народах, которые представляют собой «нравственные существа». Как и прочие существа, они имеют внутреннее строение: инертные массы («косные громады») и мыслители (друиды). При этом народы Запада (англичане, кельты, германцы, греки, римляне, скандинавы) образуют Европу, суть которой в идеях долга, справедливости, права и порядка. Чаадаев — противник идеи множественности цивилизаций, ибо неевропейские формы быта он рассматривает как «нелепые отступления». Благоденствие Европы является следствием обретения ею истины.
|