Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема истины в познании.






Важнейшая проблема в познании — это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? В истории философии были разные ответы на эти вопросы. В древности крайние точки зрения следующие: а) Материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени. б) Объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон). в) Софисты считали, что объективной истины нет: «Человек — мера всех вещей». Затем на понимание истины наложила отпечаток диалектика, и истину стали понимать как изменяющееся знание. Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром (диалектический материализм). Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика. Истина — это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля). Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины — логическую непротиворечивость. Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное переживание, как интуицию. Неопозитивизм считает, что истина — это согласованность предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых. Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина — это знания, приводящие к успеху. Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это — истины факта (вечные истины), все остальное — относительные истины. Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения. Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом. Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании. Разные философские учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее. Истина и объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива и в какой-то мере и условна, так как носит относительный и субъективный характер.

51.Диалектика: ее основные принципы, законы и категории.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики

• категории

• принципы

Главная проблема диалектики – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и важнейший признак материи.

предмет диалектики: наиболее общие законы функционирования, развития природы, общ-ва и мышления. Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

основные принципы диалектики: 1) принцип взаимосвязи (мир един и в то же время многообразен) есть взаимосвязь-есть взаимовлияние, есть взаимовлияние-есть изменение, изменение-движение. Науку интересуют закономерн. связи. Закон есть отражение связей объективных, необходимых, существенных, повторяющихся. 2)принцип развития (качеств. изменение).

основные законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (например, день и ночь, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.)

Этот закон вскрывает внутр. источник саморазвития.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные, т.е. развитие осуществляется в результате количественных изменений, которые накапливаются, и нарушается граница меры, тогда происходит смена старого качества новым.

1) категория качества. Гегель «Качество есть бытие вещи». Качество есть совокупность наиболее существенных структурно оформленных признаков предмета. Свойство есть внешнее выражение качества. Количество-отражает качество с помощью числа. Мера-единство кол-ва и кач-ва. Скачок-способ перехода от одного кач-ва к другому. скачок подготавлив. количеств. изменениями.

3. Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается более новым. Как осуществляется замена старого новым? 1) новое возникает на основе старого 2) в старом удерживается все ценное (-диалек. отрицание-удержание ценного в старом; -метафизич. отрицание-полное отрицание старого («нигилизм») Категории (наиболее общее понятие, выражающее существенные связи и отношения в мире). Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение предмета, внешние формы его существования. Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей. Причина и следствие. Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Ничто в мире не существует само по себе, а появляется в силу ряда причин. Возможность и действительность. Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – объективно существующая тенденция развития предмета. Действительность - объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал