![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Европейский союз и Европейские сообщества
1. Наднациональные организации
246. Европейский союз и два его сообщества < 737> - Европейское сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) - требуют особого рассмотрения. Дело в том, что они " не укладываются" в рамки понятия международной организации: их особенности не позволяют без комментариев отнести их к указанной категории. -------------------------------- < 737> По истечении срока действия договора (50 лет) ЕОУС прекратило свое существование. См.: абз. 51.
247. Европейский союз и его два сообщества отличаются от других международных организаций не только своими международно-правовыми основами (учредительный договор, Устав) < 738>. Не оспаривается факт, что объем суверенных прав, переданных государствами-членами Европейским сообществам, не имеет равных себе в истории международных организаций. Главнейшим отличием является интенсивность нормотворческой деятельности сообщества < 739>. Договоры не только устанавливают правомочия органов Сообщества в отношении государств-членов, но и предоставляют им право интегрировать в национальные правопорядки юридические акты Сообщества, обязательные к применению правоприменительными структурами государств-членов (административными и судебными органами) и предназначенные для прямых отсылок со стороны граждан, обосновывающих свои требования (право ЕС не утрачивает прямого действия только потому, что адресовано государствам-членам, а не индивидам) < 740>. Суд ЕС в одном из ранних основополагающих решений указал, что Сообщество образует " новый правопорядок международного права", " правопорядок, субъектами которого выступают не только государства-члены, но и непосредственно лица" < 741>. В случае коллизии права Сообщества и национального права первое имеет приоритет по отношению к правовым актам государства и применяется в конкретных обстоятельствах; однако в целом это не умаляет действие национального права < 742>. Органы Сообщества самостоятельны (ст. 7 Договора о Европейском сообществе), но их самостоятельность имеет разный " вес" применительно к интересам Сообщества. Таким образом, отказ от национальной монополии на правотворческую деятельность в сочетании с объемом полномочий, переданных органам Сообщества, а также примат применения права Сообщества - все это в целом создало беспрецедентное доныне " объединение государств", которое не является государством, однако обладает аналогичными государству внутренними и внешними функциями. Указанные особенности, как правило, связывают с понятием наднациональности < 743>. -------------------------------- < 738> Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, от 25.03.1957 (BGBl 1957 II, 766); Договор, учреждающий Европейское сообщество по атомной энергии, от 25.03.1957 (BGBl 1957 II, 1014); Договор о ЕС от 07.02.1992 (BGBl 1992 II, 1253); Ниццкий договор (BGBl 2001 II, 1667). < 739> См.: Oppermann (Fn 81) § 12 Rn 6ff. < 740> См.: ст. 249 Договора о Европейском сообществе. Суд ЕС поясняет, что не только регламенты и решения, касающиеся напрямую индивидов, обосновывают их права и обязанности, но при определенных условиях из невыполненных или неправильно выполненных директив могут возникать индивидуальные права [EuGH, Slg 1979, 1629 (Ratti); 1982, 53 (Secker)]. < 741> EuGH, Slg 1963, 1, 24f (Van Gend & Loos). < 742> О приоритете права Сообщества см.: Oppermann (Fn 81) § 7 Rn 2ff; Раздел 2. Куниг. Абзац 122 и след. < 743> См.: Ipsen.
248. Бессмысленно излагать право ЕС лишь в общих чертах. Оно приобрело особое содержание и проникает во все области национального права. В этой связи укажем многочисленные учебники и комментарии, подробно освещающие тему < 744>. Автор рассмотрит лишь некоторые основополагающие вопросы, которые касаются международной дееспособности и перспектив развития Европейского Союза. -------------------------------- < 744> См.: Bieber/Epiney/Haag. Die
2. Международная правосубъектность; международная дееспособность
249. По общему мнению, Европейский союз представляет собой " объединение государств" < 745>, которое держится на четырех " опорах": двух сообществах (Европейское сообщество, Евратом) и двух областях межправительственного сотрудничества (общая внешняя политика и политика безопасности; сотрудничество полиций и судов по уголовным делам) < 746>. Международная правосубъектность двух сообществ, основанная на учредительных договорах < 747>, не подвергается сомнению, однако названные области сотрудничества пока не приобрели качество организационных образований, обладающих международной правоспособностью; тем не менее они считаются частями (опорами) Евросоюза. -------------------------------- < 745> Решение ФКС (BVerfGE 89, 155, 184); см. также: P. Kirchhof. Die rechtliche Struktur der < 746> См.: Streinz. Rn 133 (Fn 440). < 747> Статья 281 Договора о Европейском сообществе; ст. 184 Договора о Евратоме.
250. Пока не существует единого мнения по вопросу, является ли Европейский союз, наряду с двумя сообществами, субъектом международного права. Договор о ЕС не содержит ясного определения. Особенность Договора в том, что он закрепляет за Европейским Советом, который не является органом Сообщества, задачу давать Союзу " необходимый побудительный импульс развития" и определять " общие политические ориентиры" (ст. 4); таким образом, Европейский Совет можно рассматривать как подлинный орган Союза. Другие положения Договора (ст. ст. 3 и 5) предусматривают, что сообщества обладают международной правосубъектностью в рамках договоров сообществ, а государства-члены ограничены сферами общей внешней политики и безопасности, а также сотрудничества полиций и судов по уголовным делам (прежнее название " сотрудничество в сфере юстиции и в области внутренних дел" изменено Амстердамским договором. - Примеч. ред.); в перечисленных сферах Евросоюз выступает в виде надстроечной конструкции, сам по себе не осуществляя свои права и обязанности < 748>. В научной литературе в целом преобладает указанная точка зрения < 749>. Федеральный Конституционный суд Германии разделяет названную позицию < 750>. В перспективе можно допустить, что Евросоюз однажды займет место сообществ во всех сферах их сотрудничества < 751>. -------------------------------- < 748> Это не исключает возможность рассматривать ЕС как международную организацию, не обладающую правоспособностью (см. абз. 94). Об этом см.: E. Klein. Institutionelle < 749> См.: Streinz (Fn 440) Rn 134; Haratsch/Koenig/Pechstein (Fn 81) 72ff; Breitenmoser. Die < 750> Решение ФКС (BVerfGE 89, 155, 195). < 751> Статья I-7 Договора об учреждении Конституции для Европы; Fassbender. Die
251. Если, кроме государств-членов, лишь два сообщества выступают субъектами международного права, то эти сообщества, а не Евросоюз, наделены международной дееспособностью < 752>. Таким образом, они вправе заключать договоры < 753> согласно своим полномочиям, поддерживать отношения с другими субъектами международного права < 754>, могут совершать международно-правовой деликт или быть жертвой такого деликта. Это правило действует также в отношении внутренних полномочий, которыми располагают указанные сообщества и их органы (но не Евросоюз) в отношении государств-членов и их граждан. Только сообщества (не Евросоюз) являются наднациональными организациями. На смену понятию сообществ в разговорной речи, видимо, придет понятие Евросоюза, что по юридическим обстоятельствам не выглядит ущербным. Возможность такого развития подтверждает Ниццкий договор 2000 года, в котором " Официальный вестник Европейских сообществ" переименован в " Официальный вестник Европейского Союза" (ст. 254 Договора о Европейском сообществе). -------------------------------- < 752> См.: абз. 97 и след. < 753> См.: ст. 24 Договора о ЕС; Kerchove/Marquardt. Les accords internationaux conclus par l'Union < 754> С государствами или иными международными организациями (например, ООН). См.: Stadler. Die
3. Полномочия сообществ и защита основных прав
252. Полномочия, переданные государствами-членами сообществам < 755>, охватывают значительную часть суверенных задач, выполняемых, как правило, государствами. В то время как ЕОУС и Евратом сохранили свои изначальные полномочия, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), функционировавшее вначале как экономический союз, было затем наделено дополнительными задачами и в результате переименовано Маастрихтским договором (Европейское сообщество). Однако принципиальные ограничения задач, касающиеся как международных, так и наднациональных организаций, остались в Договоре неизменными. Тем не менее принцип ограниченных полномочий сформулирован однозначно (ст. 5 Договора о ЕС; абз. 1 ст. 5 Договора о Европейском сообществе) < 756>: в отношении государств-членов Сообществу разрешено осуществлять только те полномочия, которые ему делегированы (компетенция союза); допускается деятельность лишь органов, указанных в договоре (компетенция органа), что с точки зрения организационного равновесия очень важно; наконец, соответствующие органы осуществляют свои полномочия только посредством инструментария, предусмотренного договором для конкретного случая (выбор правового акта). Принцип субсидиарности также закреплен в учредительных актах Сообщества (абз. 2 ст. 5 Договора о Европейском сообществе): сферы деятельности, которые не входят в исключительную компетенцию Сообщества, требуют дополнительной проверки, позволяющей выяснить, возможно ли осуществить намеченные действия на уровне государств-членов либо, в силу масштабов и предполагаемых результатов, они могут быть более успешно проведены на уровне Сообщества < 757>. Указанное положение служит сдерживающим фактором нормотворческого " энтузиазма" Сообщества < 758>. Практика Суда ЕС также оказывает определенное влияние. Интерес в этом смысле вызывает внесение Судом поправки о компетенции внутреннего рынка (ст. 95 Договора о Европейском сообществе) < 759>. Договор об учреждении Конституции для Европы укрепляет принцип субсидиарности, предлагая национальным парламентам заблаговременно рассматривать правовые акты Евросоюза и наделяя правом обращаться в Суд ЕС < 760>. -------------------------------- < 755> Jarass. Die Kompetenzverteilung zwischen der < 756> < 757> Lecheler. Das < 758> См. также: требование (несколько завышенное) ФКС (BVerfGE 89, 155, 210). < 759> EuGH, Slg 2000, I-8419 [реклама табака]. Об этом см.: Calliess. Nach dem " Tabakwerbung-Urteil" des EuGH, JURA 2001, 311ff; T. Stein. Keine < 760> Протокол о применении принципа субсидиарности (ABl EU 2004, N C 310/207).
253. Суверенные полномочия Сообщества, которые косвенно (путем общей правотворческой деятельности) или прямо (посредством принятия или исполнения решений) создают возможность вмешательства в индивидуальную сферу (наднациональность), вызывают потребность в материальной защите основных прав и в процессуально-правовых мерах. Это не актуально в отношении международных организаций (" обычных") < 761>. Поскольку в силу примата права Сообщества, отсутствия каталога основных прав в договорах сообществ < 762>, наконец, в силу национальных особенностей регулирования невозможно универсально использовать внутригосударственные гарантии основных прав, постольку возникла необходимость создать соответствующую защиту основных прав на уровне сообществ. С указанной задачей многие годы успешно справлялся Суд ЕС < 763>. Это ему удавалось путем целенаправленной систематической работы по развитию общих принципов права, базирующихся на конституционных традициях государств-членов и вытекающих из международных договоров о правах человека, прежде всего ЕКПЧ < 764>. Общие основные принципы права образуют критерии, подлежащие непосредственному применению. Критериям должны соответствовать правовые акты сообществ и внутригосударственные исполнительные акты. Любое лицо (юридическое или физическое) может получить процессуальную правовую защиту в Суде ЕС или в суде первой инстанции, оспаривая юридические акты Сообщества, которые непосредственно и персонально затрагивают указанное лицо (ст. 230 абз. 4 Договора о Европейском сообществе), а в иных случаях - в национальном суде при оспаривании национальных исполнительных документов. Национальное и европейское судопроизводства образуют тесный союз правовой защиты, основанный на сотрудничестве, составной частью которого является порядок принятия предварительного решения (ст. 234 Договора о Европейском сообществе) < 765>. Это формирует солидарную ответственность в процессе реализации права Сообщества, закрепляет за Судом ЕС компетенцию обязательного толкования, без которой невозможно обеспечить важнейшее для интеграции единообразное применение права. Хартия основных прав < 766>, торжественно провозглашенная в 2000 году и первоначально принятая как декларация, не обладающая обязательной силой, в качестве части II Договора об учреждении Конституции для Европы должна приобрести юридическую обязательность. Одновременно ст. I-9 указанного Договора обеспечила бы возможность прямого присоединения ЕС (тогда уже наделенного правосубъектностью) к ЕКПЧ < 767>. -------------------------------- < 761> Исключение составляет правовая защита, предусмотренная для государственных служащих некоторых международных организаций (абз. 174). < 762> Основные свободы, установленные Договором о Европейском сообществе (свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов), и запрещение дискриминации развиваются при поддержке Суда ЕС в направлении субъективных публичных прав, сравнимых с основными правами, на которые граждане могут ссылаться в отношениях с Сообществом и государствами-членами. См.: Frenz. Grundfreiheiten und Grundrechte, EuR 2002, 603ff. < 763> См.: Chwolik-Lanfermann. Grundrechtsschutz in der < 764> См.: абз. 2 ст. 6 Договора о ЕС. Klein (Fn 125) Art F Rn 8f; Klein. Dogmatische und methodische < 765> Проблемы возникают, если суды высшей инстанции не выполняют свою основную обязанность. В таких случаях при необходимости ЕСПЧ может восполнить образовавшийся пробел в правовой защите. См.: решение ЕСПЧ от 16.04.2002, N 36677/97 (Dangeville) с комментариями: M. Breuer. Der < 766> Хартия ЕС об основных правах от 07.12.2000 (ABl EG 2000, N C 364/1). См.: Meyer (Hrsg). Charta der Grundrechte der < 767> Присоединение сообществ к ЕКПЧ при нынешнем уровне развития права Сообщества исключено (EuGH, Gutachten 2/94, Slg 1996, I-1759). Однако и ЕКПЧ требует изменений, поскольку сейчас участниками Конвенции могут быть только государства. Протокол от 13.05.2004 N 14 (BGBl 2006 II, 138), пока не вступивший в силу, включением абз. 2 ст. 17 создает предпосылки для присоединения Евросоюза, но и он требует доработки. См.:
4. Перспективы развития
254. Евросоюз стоит на пороге больших изменений. Надо быть готовым к интенсификации интеграционного процесса. Но это должно быть подкреплено стремлением государств-членов и их народов к интеграции и проведением реформы органов в плане их подготовки к расширению границ Сообщества за счет новых государств Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. 1 мая 2004 года в ЕС вступили 10 государств, 1 января 2007 года присоединились Румыния и Болгария. С другими государствами готовятся или уже проводятся переговоры о вступлении. 255. Какую форму примет Евросоюз в конечном итоге, какая роль в нем отводится государствам-членам, представляется сегодня еще более неопределенным, чем когда-либо. Существует мнение, что Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры знаменуют для Евросоюза " новый этап в процессе создания сплоченного союза народов Европы" (ст. 1 Договора о ЕС), и поставленные перед ним цели подтверждают стремление Союза к европейской идентичности (ст. 2). Однако вопрос о политической ориентации Евросоюза остается открытым, что означает ограничение дальнейшего прогресса и неопределенность его направления < 768>. Концепции, требующие срочной разработки или уточнения, не должны ориентироваться на старые образцы этатизма (типа " федеративное государство Европа") < 769>. Замена государств-членов европейским государством с ослабленным федеративным устройством приведет лишь к воспроизводству национально-государственных проблем на высшем уровне < 770>. Здесь необходима гибкая система по-разному структурированных политических образований, которые от единоличной ответственности государств-членов путем дифференцированной ответственности продвинутся к созданию прочного, демократически легитимного сообщества, контролируемого правовыми государствами, нацеленного на обеспечение мира и безопасности, на достижение в государствах-членах и Союзе стабильного равновесия, гарантирующего свободу личности, экономическую мощь и социальную безопасность. Проект Конституционного договора ЕС не содержит убедительных ответов на эти вопросы. Его провал в результате референдумов во Франции и Нидерландах в 2004 году должен подтолкнуть к поиску необходимых ответов. Беспрецедентный феномен Евросоюза сегодня не облечен в соответствующую юридическую форму. В книге, посвященной объединениям государств, пора открыть новую главу < 771>. -------------------------------- < 768> См.: Haltern. Gestalt und < 769> Об этом см.: Oeter. < 770> H.P. Ipsen. < 771> E. Klein. Die
|