Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы защиты государственного суверенитета
В сфере защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. “Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).[21] В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (п. “б” ст. 102 Конституции РФ), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. “а” п. 1 ст. 103 Конституции РФ).[22] Если Президент России как глава государства в целях защиты государственного суверенитета осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. “г” ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. “д” ст. 114 Конституции РФ). Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами. Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации. Остановимся подробнее на данной форме защиты суверенитета России. Военная форма защиты, на мой взгляд, в настоящее время является наиболее актуальной для Российской Федерации и носит злободневный характер. Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ Российская Федерация, как суверенное государство, гарантирует обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории. Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства. В данном случае следует отметить тот факт, что после распада СССР, произошли значительные изменения в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России.[23] Сложилась парадоксальная ситуация: государства, входившие в состав великой Федерации, абсолютно надежно защищавшей их государственную независимость, в результате борьбы за создание своего собственного суверенитета вне этой Федерации оказались совершенно безоружными, неспособными защитить свой государственный суверенитет в случае агрессии против каждого из них. Вся система военных округов, создававшихся не по количеству союзных республик, а по стратегическим направлениям с учетом территориального начала, обеспечивающего мобилизационные возможности, была полностью разрушена. А ведь именно военные округа являлись надежной основой обороны всей страны. Семь военных округов, в том числе три на Украине, по одному в Белоруссии, Прибалтике, Закавказье и Средней Азии, с распадом СССР одновременно прекратили свое существование. Важным шагом вперед в деле защиты государственного суверенитета России является решение вопроса о Байконуре, В результате которого, Россия арендует у Казахстана космодром и город Ленинск на 20 лет, с пролонгацией данного соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено пребывание на космодроме российских граждан, а также его обслуживание военнослужащими Военно-космических сил (ВКС) России. Решение вопроса о Байконуре - это, пожалуй на данном этапе один из самых позитивных моментов военной формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.[24] Дипломатическая форма защиты государственного суверенитета Российской Федерации осуществляется Президентом и Правительством России, которые Конституцией РФ и федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере международных отношений. Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство в международных отношениях (ч. 4 ст.80 Конституции РФ). В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ. Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления: “Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы”[25]. Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ). Заключение: Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена. Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом. Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др. Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шараханья из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняются узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым. Ясно одно: проблема суверенитета является одной из наиболее приоритетных для решения в Российской Федерации, и для этого у нашей страны имеется огромный потенциал и возможности. Ведь Россия является одним из немногих государств, где взаимодействие титульной нации с другими было направлено не на доминирование, а на сотрудничество, и как следствие, на протяжение этих столетий стороны проявляли друг к другу завидную терпимость (и даже на религиозном уровне). Россия тоже многому научилась у наших западных партнёров в строительстве демократического правового государства, но потенциал для дальнейшего «обучения» уже иссяк. Сегодня, по моему мнению, в нашей стране есть достаточный интеллектуальный ресурс для разработки собственных концепций и даже идеологий, доктрин. Я считаю, что будущее России – в более интенсивном взаимодействии между субъектами и гибкой политике федерального центра. Это хоть и весьма рискованно позволит решить огромный комплекс проблем на практических всех направлениях общественной жизни, хоть при этом могут и появиться новые, неожиданные проблемы. Однако суть состоит в том, что любая государственная деятельность будет порождать проблемы. Важно лишь то, сколько проблем она решит, и сколько новых в результате появится. А в данном случае игра стоит свеч.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|