![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Срывные и неустойчивые режимы работы компрессора
Вращающийся срыв в компрессорах, надроторные устройства. На рис. 6.15 сплошными линиями показаны треугольники скоростей на пониженном режиме. Видно, что при переходе от исходного к пониженному режиму углы атаки на входе в первую ступень увеличиваются, а на входе в последнюю ступень уменьшаются. На входе в среднюю ступень углы атаки практически не изменяются. Иными словами, при снижении частоты вращения ротора первые ступени нагружаются, а последние разгружаются по углам атаки.
При увеличении частоты вращения картина будет обратной: разгружаются передние и нагружаются задние ступени. Такой характер изменения режима обтекания лопаточных венцов обусловливает и особенности возникновения и развития срывных течений в многоступенчатых компрессорах. При высоких частотах вращения значительное дросселирование приводит к появлению критических углов атаки в последних ступенях и при дальнейшем дросселировании - к срыву потока в этих ступенях. Возникновение срыва в одной из последних ступеней сопровождается образованием срывной зоны значительных размеров вследствие больших относительных диаметров втулок (dвm = 0, 7...0, 85 и более), при которых треугольники скоростей почти не изменяются по высоте лопатки и углы атаки достигают критических значений сразу по всей её высоте. Срывная зона создает сильный дросселирующий эффект, который приводит к распространению срыва на все остальные ступени. В результате образуется мощная срывная зона, пронизывающая все ступени и охватывающая в отдельных случаях около половины окружности. Вращается срывная зона с относительной угловой скоростью ω = 0, 1...0, 4, где ω = ω /Ω; со - угловая скорость вращения срывной зоны; Ω - угловая скорость вращения ротора компрессора.
При пониженных частотах вращения срывные явления развиваются следующим образом. Дросселирование компрессора приводит к появлению критически углов атаки на первых ступенях. Поскольку они имеют относительно длинные лопатки или, по-другому, малые относительные диаметры втулок (dm = 0, 3...0, 6), то на критических углах атаки срывные зоны первоначально имеют небольшие размеры, захватывающие часть высоты лопаток первых ступеней, что не нарушает устойчивую работу всего компрессора. Такая картина определяется значительными отличиями треугольников скоростей по высоте лопаток. Дальнейшее дросселирование приводит к развитию срывной зоны, увеличению углов атаки в нескольких ступенях и к одновременному срыву потока во всем компрессоре.
Таким образом, на характеристике компрессора можно выделить три диапазона частот вращения, в каждом из которых срыв потока в компрессоре определяется первоначальным (инициирующим) срывом в различных группах ступеней (рис. 6.16). В первом диапазоне граница устойчивости определяется срывом потока в последних ступенях. Во втором диапазоне нарушение устойчивости вызывается срывом в одной из первых или средних ступеней. В третьем диапазоне срыв возникает в первых ступенях, причем вначале (в заштрихованной области) компрессор в целом работает устойчиво. Срыв проявляется в виде повышенных пульсаций потока, особенно за первыми ступенями. Это область вращающегося срыва.
Надроторное устройство (НУ) турбины, отвечает за радиальный зазор (РЗ) – расстояние между концом подвижной лопатки турбины и элементом статора. Радиальный зазор на работающем двигателе изменяется при различном изменении размеров ротора и статора, а также изменяется при эволюциях самолёта. Стараются заложить в конструкцию двигателя такой РЗ, при котором лопатки не касаются корпуса. РЗ на различных режимах изменяется по-разному, в связи с этим возникают сложности с выбором РЗ и управлением в процессе работы двигателя. Для турбины с лопатками без бандажных полок существует линейная зависимость: увеличение на 1% относительной величины РЗ (величина зазора, отнесённая к средней высоте лопатки) приводит к уменьшению на 1-2% КПД турбины [1]. Вследствие наличия зазора и разности давлений газа на спинке и корыте лопатки происходит перетекание газа через зазор. Перетекающий газ не вносит свой вклад в мощность турбины, а создаваемый вихрь за лопаткой ухудшает режим обтекания последующий лопаточных венцов. Таким образом, для увеличения КПД турбины необходимо отсутствие РЗ, а для предотвращения касания лопаток о статор - наличие выбираемого зазора. Рассматриваемое НУ используется в турбине высокого давления (ТВД). Величина РЗ в холодном состоянии двигателя составляет 1-2 мм, рабочий зазор составляет около 0, 6 мм. На рисунке 1 представлено НУ в окружении соседних элементов двигателя: корпус ТВД 1, рабочая лопатка ТВД 2, корпус надроторного устройства 3 и проставка 4. Полости 5 и 6, транслирующие охлаждающий воздух, разъединены клапаном 7. Рисунок.1 – Конструкция надроторного устройства В полость 8 воздух поступает через пистоны 9. Для равномерного распределения воздуха над проставкой, в этой полости установлены два типа дефлекторов – перфорированных пластин 10. Из полости 8 охлаждающий воздух через отверстия в проставке 4 проходит в проточную часть. Кожух 11 является тепловым экраном фланца ТВД и препятствует резкому изменению температуры фланца.
|