![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формулировки целей и задач исследования
1.1 Цель исследования: - это желаемый конечный результат исследования (формулировка начинается с глагола): - определить характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных; - выявить взаимосвязи явлений; - изучить динамики явлений; - описать новый эффект, явление; - открыть новую природу явления; - обобщить, выявить закономерности; - создать классификацию, типологию; - создать новую методику, технологию чего-либо; - адаптировать существующие методики, технологии чего-либо. 2.2 Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:
1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса; 2) обоснованием способов решения проблемы; 3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы. Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании. К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие: 1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать эти понятия; 2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы); 3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).
Если исследование предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам необходимо добавить: 1) разработать организационно-психологическую систему (или методику) формирования...; 2) экспериментально проверить ее эффективность. Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т.д.
Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.
Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи: - провести анализ теоретических подходов по проблеме …; - проанализировать психологическую литературу по проблеме …; - раскрыть и конкретизировать сущность понятия " ….".
Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например: - провести диагностику …; - изучить особенности ….
Третья задача имеет прикладной и рекомендательный. Например: - выявить взаимосвязь …; - разработать рекомендации по формированию …; - разработать программу, направленную на ….
|