Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элизабет Кюблер-Росс: этапы горя
Слышали ли вы о докторе Элизабет Кюблер-Росс? Она была швейцарским психиатром и работала с умирающими людьми. В своей книге «О смерти и умирании» она первая описала естественный путь, который проходят все люди в конце своей жизни. Люди, узнавшие о предстоящей смерти, проходили одни и те же стадии горя, прежде чем их душа готова была уйти с миром. Эти этапы необязательно проживаются в одном и том же порядке, но они всегда одинаковы: шок, отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, приятие. Ничего не напоминает? Это же наши базовые механизмы в действии. Даже во время смерти каждый человек пытается найти и получить энергию, чтобы уцепиться за жизнь и жить любой ценой. Если это верно в случае смертельно больного человека, разве не тот же самый механизм действует в повседневной жизни каждого из нас? Мы регулярно в разных ситуациях переживаем этапы горя — из-за потери работы, из-за ухода любимого или когда влюбляемся. Каждый раз, когда наше сознание сталкивается с чем-то новым и необычным, как показано в главе 7, ему приходится выполнить один и тот же процесс и пройти одни и те же этапы. Однако Кюблер-Росс позволяет нам посмотреть другими глазами на этапы, ведущие к приятию.
Пять шагов к приятию от Элизабет Кюблер-Росс
1. Шок, ОТРИЦАНИЕ Кюблер-Росс, как и профессиональные психиатры после нее, утверждала, что при известии о неизбежной смерти первой нашей спонтанной реакцией является состояние шока и отрицание: «Этого не может быть. Не могу в это поверить. Я действительно должен умереть. Но я не чувствую себя настолько больным». То же самое происходит, когда вы теряете дорогого вам человека: «Не может быть. Не верю. Вы меня разыгрываете. Я ее видел буквально вчера, у нее же все было хорошо». Нет числа трагедиям, повергающим нас и состояние шока: утрата друга, нападение на улице, автомобильная авария, крушение самолета у вас на глазах. Что бы это ни было, если шок слишком велик, вашим инстинктивным действием будет отказ от приятия реальности. Несмотря на то что обстоятельства могут, на первый взгляд, казаться совершенно положительными, то, что вы не заметили их приближения, может также вылиться и отрицание. Представьте, что вы выиграли джекпот в лотерею. Ваша первая возможная реакция — «Не может быть. Не верю!» Хотя новости хорошие, информации слишком много и она слишком важна, чтобы сразу ее принять. Ваш мозг не может ее полностью ассимилировать. Возможно, не все реагируют так, но, в общем-то, этот способ блокирования информации, пропускание удара — наш врожденный защитный механизм и рефлекс, позволяют нейронам не отключаться. Бит за битом наш разум привыкает к мысли, что во внешнем мире что-то изменилось, и мы готовы перейти к следующему этапу.
Гнев В процессе горя после того, как стало известно о неизбежной смерти, смертельно больные пациенты восстают против несправедливости такой ситуации. Гнев берет верх. Они обвиняют весь мир, крушат вещи и проклинают Бога: «Я этого не заслуживаю. Это нечестно. Я еще молод; во мне еще много жизни. Со мной этого не может произойти». Те же реакции возникают и в других ситуациях — когда вас подрезает водитель-лихач, когда вам часами нужно ждать в приемной скорой помощи, когда в метро крадут ваш бумажник. «Люди отвратительны! Мир полон идиотов. Я не заслуживаю того, чтобы со мной так поступали». Чувства раздражения, озлобленности, ярости и даже агрессии — все они растут из одной эмоции: гнева. Как будто все давление на сознание в момент первого шока одновременно находит выход. Оно может выразиться в чувстве, что вы сейчас взорветесь бешенством и недовольством, как вулкан. Даже в положительной ситуации вроде выигрыша в лотерею вы, возможно, испытываете долю неудовольствия и огорчения. Часть вас говорит: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Не могу в это поверить». Вы можете столкнуться с некоторыми разочаровывающими реакциями: «Я твоя жена; я могу себе позволить эту меховую куртку». «Я твой отец; ты мне должен часть этих денег, потому что я тебя вырастил». «Мы годами работали вместе, и ты знаешь мое финансовое положение, так что, конечно, немного выручишь меня». Когда достают подобными просьбами, это не только досадно, но и может заставить пожалеть о тех старых добрых деньках, когда все было «нормально». В самом деле, любой период изменений несет с собой долю неуверенности и сложности с адаптацией. Нет смысла подавлять это огорчение, однако, потому что в результате оно только обострится и вы будете кипеть еще больше. Лучше осторожно вывести из себя гнев, прежде чем он превратится в ненависть, чтобы легче перейти к следующему шагу. 3. Торг, чувство вины Столь интенсивную реакцию, как гнев, невозможно испытывать долго. Она отнимает столько энергии из тела, что быстро приводит к усталости. Тогда наступает время, когда вновь берет верх рациональное картезианское измерение. В случае со смертельной болезнью пациент начнет искать всевозможные решения: пытается найти новое экспериментальное лечение, придет на прием к всемирно известному хирургу, начнет экспериментировать с альтернативной медициной и т. д. Он непременно пытается выиграть время, выторговать более долгую жизнь. Он готов потратить большую сумму денег или идти на край света. Если он верующий, то, возможно, будет взывать к Божьему милосердию: «Если дашь мне еще пожить, обещаю посвятить свою жизнь другим, бросить курить, отдать все деньги на благотворительность». Если несчастье не столько велико, торг может принять другие формы: засудить кого-то, кто стал причиной автомобильной аварии, согласиться на понижение зарплаты, чтобы не потерять работу, предложить сходить к консультанту по браку, потому что отношения трещат по швам, позволить младшей дочери перекрасить стены в своей комнате, чтобы она подольше оставалась в родительском доме, — примеры можно приводить бесконечно. Даже в случае счастливого события, например переезда или продвижения по службе, большинство людей склонны сообщать о неизбежном позже, чтобы сохранить почву под ногами как можно дольше. Для сознания период торга позволяет долго жонглировать информацией, которую нужно воспринять, без переживания слишком сильных эмоций. Это создает иллюзию, будто время все еще есть. Сознание убеждает себя, что ситуация по-прежнему под контролем или что есть надежда избежать неприятностей. Однако после многочисленных попыток, если человеку все еще не удается разрешить внешний вопрос, он начинает испытывать чувство вины перед собой: «Мне нужно было осмотрительнее выбирать себе еду». «Если бы я знал, что умру таким молодым, я бы больше радовался жизни». «Я должен был знать, что кошелек у меня украдут, и носить с собой поменьше денег». «Моя жена всякий раз просила меня ездить помедленнее, когда я садился за руль». «Если бы я не давил так на детей, они бы не выпорхнули так рано из родительского гнезда». Рано или поздно, однако, торг и чувство вины заводят людей в тупик. 4. Печаль Смертельно больные люди впадают в депрессию, когда утрачивают всю надежду на спасение. Ударившее по человеку чувство бессилия переполняет его, и слезы становятся единственным утешением. В какой-то момент печаль наполняет всех жертв проблематичных или конфликтных событий. В каких бы обстоятельствах они ни оказались, тем не менее, сложно оценить, вызвало ли такую боль внешнее событие или жалость к себе. Говорят, что первые тридцать секунд рыданий вызваны текущей ситуацией, но рыдания дольше минуты означают, что личность погрузилась в старые раны, накопленные за эти годы. Вот почему, например, в семейной ссоре в итоге припоминаются все ошибки одного из партнеров: всплывают все случаи, когда его не было, все болезненные слова или неудачные действия, и душа купается в боли, страдая, чтобы облегчить лежащий на сердце груз. Проблема в том, что постоянный плач о себе в итоге погружает в отчаяние. Печальное событие или неудача могут показаться драматическими или даже совершенно непреодолимым. Меланхолия порождает упадническое настроение, усталость — болезненность, эмоциональное истощение — отчаяние. Если в случае с умирающим человеком это понятно, то же самое происходит и в нашей повседневной жизни: разрушение, утрата, несчастный случай, который может причинить большой ущерб, оставив человека в состоянии ни с чем не сравнимого внутреннего краха. В такой ситуации, если человек слишком надолго замыкается в себе, постоянно размышляя о своем несчастье, ему, возможно, нужна некоторая внешняя помощь, потому что он может задуматься о самоубийстве. Однако обычно человек в итоге смиряется, сдается и позволяет высшей силе подвести его к следующему шагу. 5. Приятие Для пациента, жизнь которого подходит к концу, приятие означает выход из скорби, потому что он может принять смерть уже не как наказание или крах, но как освобождение. Когда страх исчезает, когда печаль и гнев выходят и все возможности для исцеления исчерпаны, наконец воцаряется внутренний мир. Все сопротивление исчезает, все блоки разрушаются. Вот почему некоторые люди переживают некоторый период выздоровления, несмотря на то что болезнь зашла в конечную стадию: мозг перестает жонглировать противоречивыми данными и в итоге принимает неизбежность ситуации. Тело может немного отдохнуть. То же самое касается всех остальных ситуаций или проблем в жизни: как только вы прошли через все этапы горя, вы понимаете, что делать нечего или что из этого опыта можно что-то вынести, и наконец готовы отпустить ситуацию и принять все как есть. Это расширение сознания обычно является знаком, что вы дошли до новой ступени внутренней зрелости и обрели мудрость, которая принесет вам благо. Возможно, вы еще не готовы усвоить уроки этого периода, но, по крайней мере, вам удалось успокоить свой ум и ублажить эмоциональное тело. Вам определенно удалось завершить полный круг. С какого бы этапа вы ни начали и каким бы ни был последний, достичь приятия возможно, лишь пройдя все этапы, завершив все стадии лишений. Если упражнения в этой книге не помогли вам восстановить равновесие, полезно знать, что время всегда расставляет все по местам и, что бы ни произошло в вашей жизни сегодня, оно не вечно. Понимание этой основной идеи позволяет интегрировать универсальный принцип недолговечности: все развивается, все изменяется, все преобразуется. В окружающем мире нет ничего остановившегося и окончательного. Можно включиться в процесс, и он откроет нам куда более легкий путь и завершится куда быстрее, чем мы ожидаем.
Ускорение процесса
Примечательно, что как только мы применяем это знание в повседневной жизни, то приходим к пониманию, что каждая эмоция или приступ тревоги никогда не ведет к концу: как только мы заметили, что начался процесс горя, мы знаем, что все последующее — лишь еще один шаг на пути нашего полного, ощутимого и явного освобождения. Когда в повседневной жизни происходит несчастный случай, даже если вам нужно пройти все этапы горя, чтобы его принять, вы знаете, что от этого необязательно умирать. Наоборот, в ваших интересах принять активное участие в процессе, позволив себе играть в личностную игру, чтобы приблизить развязку. Доказательство в том, что если вы полностью проживаете свой гнев, доходите до его конца без колебаний и при необходимости усиливаете его, у вас в какой-то момент не будет никакого иного выбора, кроме как перейти к следующему шагу. Как только вы пережили его полностью и посмотрели на проблему со всех сторон, в вас не останется ни единой искры досады, которая могла бы разжечь ваш гнев снова. То же самое касается всех остальных этапов горя; их можно считать ступеньками, на которые нужно взбираться, пустыней, которую нужно пересечь, необходимым злом, и таким образом дать мозгу правильно функционировать, обрабатывая информацию и записывая новые данные куда-то на жесткий диск. Порядок, в котором вы проходите через этапы горя, обычно диктуется доминирующими аспектами вашей личности. Например, если нрав у вас горяч, вы, возможно, сначала разгневаетесь; если вы пессимист по натуре, то погрузитесь в печаль. Гиперактивные люди склонны начинать действовать и искать решения во внешнем мире, чтобы не обращать внимание на беспокойство, а апатичные люди сначала будут отрицать реальность. Важным остается то, что, в каком бы порядке ни разворачивались эти этапы, они позволяют вам приблизиться к процессу скорби. Может случиться так, что нас заклинивает в определенном этапе, что наши страхи и сопротивление замораживают нас в повторяющихся паттернах поведения. В таком случае защитные механизмы не дают нам завершить петлю и перевернуть страницу.
|