Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АННА. Что?






ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. (Улыбаясь). Музыка. Это как приторочить меч к седлу. Древние воины слушали много хорошей музыки, многие из них сами сочиняли и были поэтами – может, потому они совершали больше подвигов, чем нынешние? Слушай…

 

Тот-Кто-Не-Хочет-Спать снимает со стены диск, подходит к старому проигрывателю и ставит пластинку. Звучит the Gathering “Nighttime Birds”. Через 2 минуты Тот-Кто-Не-Хочет-Спать подходит к стене, церемонно кланяется противогазу, надевает его и вновь принимается за у-шу. Анна некоторое время смотрит на него, потом, поднырнув под его руку, выходит из комнаты. Закончив упражнения, Тот-Кто-Не-Хочет-Спать снимает противогаз, усаживается за стол и разжигает паяльник.

 

3.

 

Анна, подоткнув платье, собирает овощи на приусадебном участке. Вечер. Председатель входит и некоторое время стоит, облокотившись на пугало.

 

АННА. Хорошо, что зашли, председатель. Избавили замужнюю женщину от необходимости наносить визит неженатому мужчине.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Это запрещено?

АННА. Вы недостаточно прилежно штудировали Кодекс Отцов. Удивляюсь, как вам удаётся удержаться на посту.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Это несложно, учитывая специфику места. После третьего выигранного поединка тебя обычно оставляют в покое.

АННА. И как вам на покое? В смысле – не горячо?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Это вы о поджогах?

АННА. Именно. Хотелось бы знать, что предпринимает власть по данному поводу. Как послушный налогоплательщик, имею право поинтересоваться. Нет?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Имеете. Тем более, что сам хотел поинтересоваться, что вам по данному поводу сказал Тот-Кто-Не-Хочет-Спать.

 

В это же время Тот-Кто-Не-Хочет-Спать выходит во двор своего дома с самодельным радиоприёмником. Со второго раза забрасывает антенну на вяз. Начинает ходить вокруг дерева, пытаясь поймать сигнал. Он весь сосредоточен на своём занятии, поэтому не замечает человека в домотканой одежде, с замотанным тряпками лицом, вооружённого луком и стрелами. Он замечает его только, когда наложенная на тетиву стрела Тряпичника утыкается ему в спину. Тот-Кто-Не-Хочет-Спать цепенеет.

 

ТРЯПИЧНИК. Здесь? Или в дом пойдём?

ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. (Медленно). Я хочу домой.

 

Идут в дом. Сонные деревья абсолютно неподвижны. На небе белеет преждевременная Луна, похожая на отработанную жвачку Солнце медленно садится, потому что ему больше нечего делать здесь, на небе. Дальнейшие события происходят одновременно.

 

Дом Анны Дом Того-Кто-Не-Хочет-Спать
  Анна и председатель проходят в дом. Председатель садится за стол. Анна ставит на стол самовар, достаёт чайный сервиз, ставит сахарницу с кусковым сахаром, кладёт щипцы, ложку.   АННА. Рассказывайте сначала вы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Вот так, сразу? Без предварительного трёпа о погоде, о семье… как у вас с продуктами, например? Нормально? АННА. Нормально. Недавно муж получил плату от фермеров – провожал их в город, на рынок. Так что теперь есть, чего пожевать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Н-да… пожевать – это главное… как думаешь, Анна – не от того ли все наши беды, что мы больше беспокоимся о том, что поставить на стол, чем о том, что кладём себе в голову? АННА. Это – философия, председатель. Я не философ. Я просто стараюсь дожить до следующего утра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Я вот иногда думаю – с чего всё началось? Ведь раньше было не так… АННА. Я сегодня, как вы знаете, была у Того-Кто-Не-Хочет-Спать. Он сказал, что началось всё с неприкаянных ветеранов афганской войны, которые так и не смогли оправиться после военного синдрома, и, как следствие, перетащили всю эту эстетику насилия в здешние места. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ты думаешь иначе? АННА. Ага. Афганцы и Афганистан появились тоже не на пустом месте. Я думаю, что всё началось гораздо раньше. С дешёвой водки. С импортного городского героина. С отсутствия учителей. С наплевательского и потребительского отношения к деревне. С того, что всем было и остаётся насрать на то, что здесь происходит. Скажите мне – много народу заплачет, если мы все умрём? Они просто приедут сюда и понастроят дач. Теннисных кортов. Они же уже даже не едят то, что мы производим. Хлеб покупают в Америке. Тушёнку – в Китае… Они будут так рады, что мы не занимаем больше эту землю, что даже не будут выяснять, куда мы делись. Так? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Возможно. Но, может, всё-таки можно что-то сделать? АННА. Я – жена стрелка, председатель. Жизнь с человеком…ммм… сугубо практическим, скажем так, научила меня не трепаться попусту. Вопрос – ответ. Только так можно быстро и без особенных потерь добраться до конца дороги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Сказано по-деловому. Хорошо, не буду тратить твоё время. Тем более, что Виктор Малышев, по прозвищу «Малыш», должен скоро вернуться. И, надо думать, задаст он мне трёпку, так, Анна? АННА. Это зависит от того, за чем он вас здесь застанет. А впрочем, вы правы. Согласно Кодексу Отцов, мужчине не требуются даже свидетели. Чтобы наказать жену за возможное прелюбодеяние – он может просто посечь её по подозрению. «Не жалей розги, чтобы не упустить женщину». Поэтому давайте к делу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Поджоги. АННА. Так я и думала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. И что ты думала? АННА. Здешняя жизнь оставляет женщине довольно много времени на раздумья. В основном я занята такими медитативными практиками, как мытьё кастрюль и чистка картошки – ну, ещё стирка по пятницам. Так что времени хватает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. И? АННА. Что вы хотите, председатель? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Я хочу, чтобы ты мне помогла. АННА. Я? Вам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Да. Ты – мне. Помогла покончить с поджогами. Найти Поджигателя. Пришла пора сделать… АННА. «…что-то полезное». Он сказал, что вам он сказал то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Достал уже загадками своими… АННА. А по-моему, понятней некуда. Если понимать буквально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Он тоже сказал мне, что это не иносказание. Тем не менее – объясни. АННА. А самому – никак? Посмотрите вокруг, председатель? Вас всё устраивает? Вы мечтали о таком мире? Это нормально, когда по улице невозможно пройти вечером – да и днём – без оружия? По-вашему, в магазинах должна продаваться только порох и тушёнка, а трехлетние дети должны играть только вороньими черепами и пистолетными гильзами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. А спиваться по-тихому, как раньше – лучше? И кроме пороха и тушёнки в местных магазинах и так ничего никогда не было… А что касается детей – ещё неизвестно, что лучше: гильзы или вообще без игрушек… АННА. Вы меня утомляете, Председатель. Вам нужен вице-председатель с готовой программой социальных реформ? Или что? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Мне нужен единомышленник. Ты, я и Тот-Кто-Не-Хочет-Спать – неплохая команда, по-моему. Вместе мы сможем что-то изменить. По крайней мере попытаться. Я ведь не прошу ничего, что тебе не по силам. Не прошу, чтобы ты со мной против стрелков на улицу вышла. АННА. А может и зря не просите-то. А что – вы собираетесь? Против стрелков? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Если понадобится. АННА. А мне что делать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ты согласна? АННА. Неизвестно на что – нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Для начала – слушать. Кто говорит, что говорят. И мне передавать. АННА. Это вы мне предлагаете, потому что у меня муж – стрелок? Витя «Малыш», восемнадцать выигранных поединков, один из самых быстрых револьверов отсюда до Зубовки? Так и думала, что мне достанется роль чего-то простенького и малоуважаемого… ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Я не предлагаю тебе доносить на мужа и его друзей. Я хочу, чтобы ты была моим аналитиком. Меня не допускают к важным разговорам. А ты – женщина, Анна. Ты можешь многое услышать, просто будучи рядом. АННА. Я подумаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. То есть – ты согласна? АННА. Я же сказала. А теперь идите. Мой муж вернётся вечером, после того, как кабак закроют. Согласно Кодексу Отцов, женщина обязана встречать мужа порядком в доме и накрытым столом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Я надеюсь на тебя, Анна. Пойми, я и правда хочу что-то сделать, но… я ведь пятый по счёту Председатель в здешних местах? АННА. Наверное… ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Того, что был до меня – убили в поединке. И того, что был до него. А того, что до него – съели акимовские. Его раскрашенный череп до сих пор висит на их священной ветле. А предыдущего повесили во время бунта зубовских конокрадов. АННА. Вы это к чему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. К тому, что без помощи мне не сделать ничего полезного. АННА. Понимаю. Я помогу вам, Председатель. Обещаю. А теперь идите. Не стоит светить своего резидента раньше времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Хорошо. И, Анна… АННА. Что ещё? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ничего. Просто – спасибо тебе. Ты смелая. АННА. Да ладно…   Тот-Кто-Не-Хочет-Спать и Тряпичник проходят в дом. Тот-Кто-Не-Хочет-Спать садится за стол, по-прежнему заваленный радиодеталями. Тряпичник садится напротив, пристроив лук на коленях.   ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Поджигатель – ты?   Тряпичник медленно кивает.   ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Здорово.   Повисает пауза.   ТРЯПИЧНИК. В доме бывшего наркомана как-то некрасиво спрашивать о выпивке. Может, чаю? С пряниками…. ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Это для гостей. Ты пришёл в мой дом с оружием, поэтому можешь рассчитывать только на кровь. Так что, если тебе нужны пряники, ищи сам. А что до алкоголя – ты прав, я не пью. И даже не в экс-наркомании дело – это просто вредно для почек. ТРЯПИЧНИК. Могу, не вставая с места, отстрелить одну. На выбор. Как говорят хирурги – нет органа, нет проблемы… ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. У меня нет проблем с органами. Разве что спать иногда не хочется. ТРЯПИЧНИК. Это проблема? Я-то думал, ты – человек творческий… таким, как ты, небольшая бессонница только в помощь. Где-то читал, что творить лучше всего в темноте. Это сближает человека с богом. ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Откуда такая странная параллель? ТРЯПИЧНИК. Бог – свет. Там, где его нет – тьма. Вечно перемещаясь, Бог несёт свет во тьму. Значит он сам должен постоянно оставаться в тени. ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Интересная мысль. Морду тряпкой ты исходя из неё замотал? ТРЯПИЧНИК. Не зли меня, вологодский монстр электронной музыки. Это ведь (Показывает стрелу) очень больно. Сперва рвётся кожа. Потом наконечник входит в мясо. Я использую распиленные наконечники, они разбрызгиваются в ранах на восемь частей. Представь, на что будет похожа твоя промежность… и скажи, что ты сказал Председателю. ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Пришла пора сделать что-то полезное. ТРЯПИЧНИК. Загадки… это хорошо. Только думаю, что ты перестарался, ди-джей. Он ведь теперь башку сломает, пытаясь понять, что ты имел в виду. С местными лучше не играть в шарады. Не тот уровень. ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Я сказал, чтобы он понимал мои слова буквально. ТРЯПИЧНИК. А вот это здорово. Может, и мне ты что-нибудь скажешь? ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Изыди. ТРЯПИЧНИК. Ты меня неправильно воспринимаешь, ди-джей. Я не сатана, не вампир с местного кладбища. Меня нельзя изгнать посредством заклинаний. Я не пришёл извне. Я – М е с т н ы й. Я – неизбежный продукт здешних мест. И своим «изыди» ты можешь только разозлить меня. ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. И тогда надпиленный наконечник сработает в моём паху, так? ТРЯПИЧНИК. Именно. ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Тогда отпускай тетиву. ТРЯПИЧНИК. (Явно ухмыляясь под тряпками, судя по голосу). Ты хорошо подумал? ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Очень. Твоё появление доказывает, что мне здесь явно нечего делать. А поезда давно перестали ходить в здешних местах. Мне не добраться до города – верхом я езжу плохо, да и днём на всех выездах из деревни дежурят стрелки. А ночью у меня нет против акимовских ни одного шанса. И передатчик мой ничего не поймал. Значит, и в городе дела не лучше. Давай, стреляй. Только имей в виду… ТРЯПИЧНИК. Что? ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Ты сдохнешь. Может, не сразу. Может, далеко не сразу. Но ты сдохнешь. Зло всегда сдыхает. Плохо, долго, в мучениях, в блевоте, в грязи, отвратительно. Так надо в назидание другим. А я – умру. Просто и красиво – даже если это будет страшная смерть. Так тоже надо. В назидание. И потом тысячи лет все будут выбирать моё место, а не твоё. Потому что никто не хочет сдыхать. Все хотят умереть красиво. А это может сделать только стоящий человек. ТРЯПИЧНИК. Если б каждое твоё патетическое словечко обратить в пёрышко, ты бы давно улетел отсюда на паре прекрасных крыльев, ди-джей. Но что касается плохой смерти, тут ты прав.   Тряпичник прячет стрелу в колчан и вынимает другую – с наконечником в виде стеклянного пузырька.   ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Изобретательно. Вот так и загораются дома, да? А ты, сука, просто сидишь где-нибудь в кустах, и смотришь на пламя? ТРЯПИЧНИК. Ты почти угадал, ди-джей. Только не в кустах. Там плохой обзор. Я люблю смотреть на огонь. А ещё больше – на реакцию на огонь. Все бегают, кричат… даже если горит просто пустое здание. Думается, твоя реакция будет ещё более органичнее. (Натягивает тетиву). ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Последнее слово. ТРЯПИЧНИК. Твоё право. ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. (незаметно убирает одну руку под стол). Я, как ты правильно заметил, бывший ди-джей. Моя специальность – электронная музыка, и я люблю её. Но не только её. Больше всего, где-то даже больше, чем электронщину, я люблю рок-н-ролл. А ещё больше – глэм-рок.   Тот-Кто-Не-Хочет-Спать осторожно дотрагивается до абажура настольной лампы.   (продолжает). Sweet. T-rex. Потрясающе красивые парни, в узких джинсах, раскрашенные… их концерты были полны той, последней созидательной энергетики 70-х, полсе которой прекратилось какое бы то ни было строительство в музыке. Но больше всего на их концертах меня восхищало не это. И даже не звук – хотя работа звукотехников была безукоризненной. Знаешь, что меня восхищало больше всего? ТРЯПИЧНИК. Что? ТОТ-КТО-НЕ-ХОЧЕТ-СПАТЬ. Цветомузыка.   Тот-Кто-Не-Хочет-Спать хватает лампу и запускает ею в Тряпичника. Одновременно включает что-то под столом. Лампа разбивается, на мгновение свет гаснет. Потом с диким рёвом включается стереосистема и цветомузыка. В мельтешении цветов видна какая-то тень, мечущаяся от стены к стене. Тряпичник стреляет в тень. Вспыхивает пламя. Тот-Кто-Не-Хочет-Спать срывает со стены топор и отпрыгивает в сторону. Тряпичник снова стреляет. Вспыхивает огонь, но снова мимо. А Тот-Кто-Не-Хочет-Спать уже в другом месте. Оттолкнувшись от стены, он бросает топор в Тряпичника, и прыгает в окно. Тряпичник, кашляя и зажимая рукой рубленую рану на левой руке, выбегает из горящего дома.  

 

4.

 

На окраине деревни, возле полуразрушенной пожарной каланчи спит безногий инвалид. Почуяв во сне запах дыма, он ворочается. Потом сбрасывает тракторный кожух, которым накрывался во сне, выползает из-под него и, моргая, смотрит вдаль. Там горит дом Того-Кто-Не-Хочет-Спать. Инвалид, опираясь на руки, ползёт к большому железному листу, висящему на цепи. Но под ним – огромная, и, видимо, глубокая лужа. Некоторое время инвалид ползает вокруг лужи, пытаясь подобраться к листу, но никак. Тогда инвалид подползает к листу толя, под которым скрыта кучка камней – видимо, специально для таких случаев – и начинает кидать камни в железный лист, производя необходимый для поднятия тревоги шум. У пожарища собираются люди. Их немного, и они до известной степени инертны. Чешут в затылке, матерятся… кто-то приносит несколько вёдер воды, но, так как дом стоит на отшибе и пожар от него не может распространиться на другие дома, тушат вяло. Кто-то начинает выпивать, как того требует обычай. Скоро начинается дождь, и все с видимым облегчением прекращают какие бы то ни было действия.

 

5.

На окнах – занавески, вязаные крючком. Крошечная горница, большую часть которой занимает большая кровать. Кровать застелена, сверху, одна на другой, стоят три подушки в розовых наволочках. Это, и ещё зеркало – единственные чистые вещи в комнате. Пол затоптангрязными подошвами, на столе – несколько пустых бутылок и стаканов. Над остатками еды жужжат мухи. Лена «До свидания» появляется из люка в полу, неся на вытянутых руках большой чёрно-белый телевизор. Ставит его на пол. Присоединяет самодельную антенну, собранную из пивных банок. Подключает кабель. Тщательно задёргивает занавески на окнах. Настраивает канал. Начинается сериал. Лена смотрит телевизор, потом раздаётся стук в дверь.

 

ЛЕНА. (Испуганно). Кто там?

ГОЛОС ИЗ-ЗА ДВЕРИ. Гестапо, блядь! (Смех). Открывай, сова! Пришёл клиент!

 

Лена торопливо отсоединяет антенну, забрасывает её за печь. Отодвигает телевизор в угол, набрасывает на него старое одеяло, ставит сверху вазу с цветами. Идёт открывать дверь. Входит Серёга «Левша» Вяземский.

 

ЛЕНА. (Наскоро прихорашиваясь перед зеркалом). Привет, «Левша».

«ЛЕВША». (Садится на стул посреди комнаты, начинает снимать сапоги). Привет, «До свидания». Как прошёл день?

ЛЕНА. Средне.

«ЛЕВША». «Средне…» Интересно, это значит – сколько? И, что главное – сколько кого?

ЛЕНА. А почему тебя это интересует?

«ЛЕВША». А потому, что я хочу знать, кто и чем ковырялся в этой очаровательной дырочке, прежде чем я сам туда окунусь… от этого напрямую зависит моё здоровье – разве нет? Для меня многое значит моё здоровье.

ЛЕНА. Я слежу за моим здоровьем, Вяземский. Поверь, не менее ревностно, чем ты – за своим. Для меня это тоже многое значит. Это для меня жизненно важно – как бы смешно это ни звучало.

«ЛЕВША». Кто-то смеётся? Секс – это очень серьёзно, «До свидания». Поверь мне. Я нечасто этим занимаюсь, и именно потому, что слишком серьёзно. В каком-то плане это – самое серьёзное.

 

Левша разматывает портянки. Расстёгивает пояс с оружием, вынимает револьверы, раскрывает барабаны и высыпает на пол патроны. Кладёт пояс на стол. Лена подходит к нему.

 

ЛЕНА. (Кокетливо присаживается на колени «Левше»). Потому, что от этого бывают дети?

«ЛЕВША». Потому что от этого зависит моё настроение. А от моего настроения зависит, доберётся ли какой-нибудь траханный фермер домой, или нет. Вообще много чего зависит от моего настроения. Моя жизнь в том числе. Такая вот метафизика, шлюха…

ЛЕНА. Почему ты такой злой всегда, «Левша»? Тебе штучку в ширинке защемило?

 

«Левша» молча даёт Лене пощёчину. Пауза. После паузы Лена как ни в чём не бывало снова принимается флиртовать с «Левшой».

 

«ЛЕВША». Сегодня снова был пожар. Сгорел дом Того-Кто-Не-Хочет-Спать.

ЛЕНА. Правда? Чёрт, какая жалость…

«ЛЕВША». Тебе-то что за жалость, шлюха? Тот-Кто-Не-Хочет-Спать вроде не входил в число твоих клиентов. Он из тех, кто кончает от Шопенгауэра… и прочей книжной лабуды.

ЛЕНА. Я ему на днях плеер отнесла – починить…

«ЛЕВША». Н-да. Мои соболезнования. Придётся тебе какое-то время послушать наше хриплое дыхание в качестве аккомпанемента. Не плачь, девочка. Если будешь себя хорошо вести – дядя «Левша» достанет тебе новый.

ЛЕНА. Всё хочу спросить – где ты достал тот?

«ЛЕВША». Где в наше время можно достать стоящую вещь? Снял с трупа. (Отстраняет Лену). Не торопись, «До свидания». У меня полно времени.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал