Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения. Конкретный эффект любого педагогического средства опреде­ляется не только его содержанием и формой, но и способом при­менения






Конкретный эффект любого педагогического средства опреде­ляется не только его содержанием и формой, но и способом при­менения, т. е. методом.

Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: 1) словесные, 2) наглядные и 3) практические.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, коман­ды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Рассказ — это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и зна­чении в игровой деятельности.


 




Объяснение раскрывает содержание, форму и структуру кон­кретного двигательного движения или действия, а также факто­ры, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяс­нение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требо­ваний к объяснению — краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях.

Команды и распоряжения — специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью зани­мающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу преимущественно пользуются распоряжениями, ко­торые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения дают­ся для подготовки, начала или окончания упражнения или игро­вого задания.

Задание — это форма постановки индивидуальной или коллек­тивной задачи перед занимающимися для выполнения упражне­ний или в учебных играх.

Указание отличается от задания краткостью формы и направ­лено на внесение коррективов в действия учеников по ходу вы­полнения упражнения или в процессе игрового противоборства.

Беседа предполагает диалог между педагогом и учениками, бла­годаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствова­нии.

Разбор, как правило, производят после завершения упражне­ния, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата.

Наглядные методы многообразны и направлены на активиза­цию сенсорных процессов у занимающихся.

К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их эле­ментов учителем или наиболее подготовленными учениками. По­каз должен носить образцовый, четкий характер и создавать пол­ное представление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные ус­ловия для его обзора; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д.

Высоко результативны и вспомогательные наглядные методы: демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстраци­онных досок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Определенное значение имеют методы ориентирования. С по­мощью предметных или условных ориентиров (например, линии разметки, мячи, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите,


разнообразные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничи­вают направление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, задают траекто­рию полета мяча и т. п.

Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных ус­ловий эффективности проведения учебных занятий.

Практические методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в бас­кетбол.

Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов от­дельными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся.

Разучивание техники может осуществляться в целом или по частям. Относительно простые игровые приемы (например, стой­ки, передвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в цело­стном виде, так как их расчленение нарушает структуру дви­жений и усложняет процесс обучения. Разучивание по частям (расчлененным методом) предполагает временное освоение от­дельных элементов целостного двигательного действия с последу­ющим их объединением в единое целое. Расчлененным методом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы).

При изучении техники и тактики баскетбола широко исполь­зуются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занима­ющихся к овладению сложными технико-тактическими действи­ями в целом. Предлагаемые задания выполняются в строгой по­следовательности индивидуально или с помощью партнера. Они могут включать:

- имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении брос­ков);

- фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты дан­ного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове);

- создание условий принудительного ограничения амплитуды и направления движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или план­шета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросаю­щей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционно­го броска одной рукой от плеча);


 




- временное выключение из целостного движения отдельных
звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из поло­
жения сидя на стуле).

Количество подводящих упражнений и время их использова­ния зависят от результативности процесса обучения. К выполне­нию приема в целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведения его базовых элементов как автоном­но, так и во взаимосвязи друг с другом.

В дальнейшем условия выполнения технических приемов ус­ложняют. При этом придерживаются определенной последователь­ности:

- от действий без мяча переходят к технике владения мячом;

- от статических действий на месте — к динамическим в дви­жении;

- от обособленного единичного исполнения — к чередованию и сочетанию с другими действиями;

- от многократного повторения в облегченных стабильных ус­ловиях — к ситуативному применению в игровых.

Результативному освоению современных навыков игры в бас­кетбол на определенном этапе обучения содействует метод сопря­женных воздействий. Его сущность состоит в создании оптималь­ных условий для взаимосвязанного комплексного совершенство-" вания игровых приемов и необходимых для их эффективного вос­произведения физических качеств. Это достигается благодаря се­рийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чере­дованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в ло­гической последовательности, присущей баскетболу.

В качестве самостоятельных методов на уроках по баскетболу используют игровой и соревновательный. Их применение создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершен­ствования игровых навыков, пробуждает у занимающихся инте­рес к систематическим занятиям.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных дей­ствий в условиях, регламентированных установленными правила­ми игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.

Участие занимающихся в специальных эстафетах и подвижных играх связано с воспроизведением компонентов их физического, технического и тактического потенциалов в различных сочетани­ях и в постоянно изменяющихся условиях. Подготовитель­ные игры требуют от играющих рационального решения тех­нико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуациях иг­рового противоборства и адекватного взаимосвязанного примене­ния освоенных игровых действий. Игровая деятельность происхо-


дит на фоне повышенного эмоционального состояния игроков и создает соответствующие условия для применения всей совокупно­сти навыков и качеств, приобретенных на занятиях по баскетболу.

Основу соревновательного метода составляет специально орга­низованная соревновательная деятельность. Особенно эффекти­вен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть пред­ставлен соревнованием на количественный или качественный ре­зультат при выполнении отдельных двигательных действий, игра­ми по упрощенным правилам, двусторонними учебными, конт­рольными играми и, наконец, официальными соревнованиями.

Бескомпромиссное соперничество, борьба за первенство или возможно высокое достижение усиливают комплексное трениро­вочное воздействие на организм занимающихся в процессе состя­заний; способствуют улучшению всех видов подготовленности во взаимосвязи и росту спортивных результатов.

С целью достижения конкретного результата соревновательный метод может осуществляться в усложненных или облегченных по отношению к официальным правилам соревнований условиях. Наи­более действенными методическими приемами, практи­куемыми на уроках по баскетболу, являются:

- уменьшение или увеличение площади взаимодействия зани­мающихся при выполнении игровых действий;

- уменьшение или увеличение количества игроков на площад­ке в обеих командах или в одной из них;

- введение в ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации (например, игра двумя мячами; ус­ловно-зрительные сигналы, меняющие регламент действий спорт­сменов, и т.д.);

- наложение ограничений на выполнение игровых действий, связанных с изменением существующих в игре правил (напри­мер, увеличение продолжительности игры; сокращение времени владения мячом; строгий лимит передач мяча, ходов разыгрывае­мой игровой фазы; запрещение ведения мяча, завершение атак только указанным способом и др.);

- усложнение восприятия игровых ситуаций (например, игра двух команд в одинаковой форме; игра при недостаточном осве­щении; игра при моделировании шума трибун и т.п.);

- усложнение или упрощение условий выполнения игровых приемов (например, использование облегченного или утяжелен­ного мяча, снижение высоты колец или применение над кольца­ми дополнительных приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.д.);

- игра с гандикапом (например, предоставление одной из ко­манд преимущества в заброшенных мячах, в полученных фолах и т.д.).


 




С большим эффектом в условиях школы можно использовать практику проведения соревнований по так называемому уличному баскетболу: 3 х 3 на одну корзину до 15 очков или продолжитель­ностью до 20 мин. Игры проводят в основном на открытой пло­щадке. Демократичность правил и непритязательность требований к условиям игрового противоборства делают этот вид состязаний доступным для широкого круга любителей баскетбола.

Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность иг­рового и соревновательного методов, их применение требует оп­ределенной подготовленности занимающихся в плане обучения и овладения основами техники и тактики игры. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, так как наи­больший эффект достигается при концентрации времени, отво­димого на решение конкретной задачи.

На начальном этапе обучения необходимо отдавать предпочте­ние индивидуальным состязаниям на точность и качество выпол­нения заданий. И только по мере повышения уровня технико-тактической подготовленности смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, стимулировать быстроту и ре­зультативность действий в условиях возрастающей активности противоборства.

Эффект педагогических воздействий на уроках по баскетболу всецело зависит от профессионального мастерства педагога, его умения взаимосвязанно и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленно­сти занимающихся, а также сложности изучаемого материала.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал