![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зона (ППВ)
Эффективным приемом осознавания супервизируемым всего психотерапевтического процесса в целом является рассматривание терапевтом моделируемого процесса из позиции наблюдателя – техника зеркала (роли терапевта и клиента могут при групповой супервизии играть другие участники группы, либо они могут быть просто обозначены пустыми стульями). Кроме того, фасилитация рефлексивного видения терапевта всего процесса в целом может быть организована с помощью графических схематизмов, обозначающих психотерапевтическую деятельность, на доске, либо с помощью рисунков на бумаге, либо на специальной магнитной доске с помощью перемещения разнообразных стилизованных фигурок на магнитиках, либо с помощью игрушек на столе или на полу и т. п. Еще одним техническим приемом, позволяющим лучше представить психотерапевтический процесс в целом и получить новые инсайты об этом процессе, – получить от группы обратную связь об увиденном процессе в виде метафоры «на что похоже данное взаимодействие?». При достаточно «разогретой» группе продуцируемые участниками метафоры «схватывают» в виде образов самые разнообразные сущностные интегральные характеристики процесса. * * * Разумеется, мы лишь эскизно остановились на упоминании различных технических средств супервизии. Скорее, нашей задачей было показать, как простое выделение зон терапевтического процесса в нашей вспомогательной интеракционной модели позволяет осуществлять поиск специальных супервизорских средств, обеспечивающих более полное осознавание супервизируемым терапевтом различного рода затруднений в своей профессиональной деятельности и продуктивный поиск новых психотерапевтических ресурсов. В заключение еще раз отметим, что описанная в данном тексте функциональная модель супервизии, в сочетании со вспомогательной интеракционной моделью, позволяет полностью реализовать основные принципы гештальт-подхода в супервизорской деятельности – следуя за основной «фигурой» потребности терапевта в супервизии, позволяет выявлять профессиональные и личностные затруднения, блокирующие его профессиональный контакт с клиентом, и обнаруживать новые ресурсы психотерапевта, возвращающие его к эффективному взаимодействию с клиентом. Литература 1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. 2. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. – СПб, 1999. 3. Долгополов Н. Б. Методология психологической практики. – М., УВК «Измайлово», 1992. 4. Калитеевская Е. Р. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта. / Гештальт-96. – М., 1997. 5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. – М., 1994. 6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. 7. Немиринский О. В. Мультимодальное супервидение. / Гештальт-94. – М., 1995. 8. Резник Р. Интервью Британскому Гештальт журналу. / Гештальт-95; Гештальт-96. – М., 1996-1997. 9. Робин Ж. М. Гештальт-терапия. – М., 1996. 10. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М., 1996. 11. Beisser A. The paradoxical theory of change. In: Gestalt Therapy Now. P. A, 1970 12. Dolgopolov N. Functional model of Supervision. FORGE., 1994. 13. Levin K. A Dynamic Theory of Personality. N. Y., 1935. 14. Resnick R., Estrup L. Supervision: A Collaborative Endeavor. In: GATLA Reader. L. A., 1999.
|