![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Модельно-ролевая экспертиза
При гештальт-подборе кадров с помощью «деятельностных проб» вполне продуктивно использование психодраматических техник (19) и техник футуропрактики (моделирование будущего) (6, 12), поскольку они являются эффективными средствами для моделирования деятельности. Рассмотрим одну из хорошо зарекомендовавших себя разработанных нами схем. Группа экспертов при поддержке Гештальт-консультанта определяет, какие фрагменты деятельности они бы предложили промоделировать кандидатам по требуемой должности или специальности, и вырабатывают общие критерии экспертизы. Например, при отборе официантов в ресторан эксперты определяют, что модельными сценками из профессиональной жизни официанта могут стать «обслуживание официантом трудного клиента» и «выяснение отношений с метрдотелем в связи с обсчетом клиента» (см. блок 4 – «системно-ситуационное феноменологическое описание рабочего места»). Группа кандидатов знакомится с содержанием модельных сценок, в которых они будут участвовать, и подготавливается к ролевому разыгрыванию. Экспертами определяется конкретный предмет экспертизы, например, экспертироваться могут «навыки контакта с клиентом», «ориентировка в меню», «способность создать имидж ресторана», «способности улаживать конфликты с клиентом» и др. Эти характеристики могут быть сведены в пять основных критериев, которые отслеживают эксперты: ▪ легкость и естественность поведения в профессиональной роли, которую играет кандидат в модельной сценке; ▪ освоенность профессиональной роли по конкретным «техническим операциям» (умение подойти к клиенту и т.п.); ▪ способность осуществлять профессиональную роль при фрустрирующих обстоятельствах (трудный клиент, дефицит блюд в меню и т.д.); ▪ мотивированность, включенность кандидата в профессиональную роль (которая может свидетельствовать об осмысленности для данного кандидата этой профессиональной деятельности); ▪ способность к развитию профессиональной роли и собственному профессиональному развитию. Кандидат на определенную должность представляет модельную сценку. Тренер и участники группы помогают ставить сценку (играют вспомогательные роли; например, для официанта потребуется «клиент» или «метрдотель»). Эксперты консультируют в случае необходимости вспомогательных персонажей, как им играть профессиональные или клиентские роли. Эксперты оценивают по десятибалльной шкале освоенность роли и другие показатели (см. выше пять основных критериев). Кандидату могут задаваться уточняющие вопросы. Эксперты дают также обратную связь кандидату (о его положительных сторонах и о недостатках). Кандидат внимательно выслушивает обратную связь от экспертов. Кандидату предлагается воспроизвести модельную сценку, представив, что «прошло три (пять, десять) года» его профессиональной деятельности на этом рабочем месте. Эксперты сначала отдельно, а затем совместно с кандидатом обсуждают изменения в профессиональной деятельности при моделировании определенного стажа работы и целесообразность для кандидата и организации его приема на работу. В случае отказа кандидату ясно обозначаются его положительные качества и причины, по которым сейчас он не может быть принят на работу. При достаточной обученности гештальт-консультанта навыкам психодраматического метода и футуропрактики моделирование фрагментов профессиональной жизни является достаточно эффективным для самосознания кандидата о своей профессиональной пригодности и для наблюдающих сценку экспертов. В ходе «деятельностных проб» эксперты обучаются быстро и надежно оценивать кандидатов на различные должности и профессии, кроме того, обучаются и первичным навыкам психодраматического метода, позволяющим поддерживать кандидатов при разыгрывании модельных сценок.
|