![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка зубных врачей и врачей-стоматологов
В 1918 году вышел декрет Народного Комиссариата здравоохранения и Народного Комиссариата просвещения РСФСР о реформе зубоврачебного образования, в котором говорилось: " Отныне зубоврачебное образование будет неразрывно связано со всей системой высшего медицинского образования". При некоторых медицинских факультетах университетов стали организовываться одонтологические отделения. В 1920 году при медицинских факультетах государственных университетов были созданы кафедры одонтологии с соответствующими клиниками, на которых должно было проводиться преподавание всех разделов стоматологии в виде специального курса. В 1921 году на Украине стали открываться одонтологические факультеты со сроком обучения 3, 5 года. Такая система подготовки специалистов на одонтологических факультетах Украины давала меньший объем знаний по медицине (включая зубоврачевание), хотя она позволила выпускать зубных врачей в более короткий срок. Против организации одонтологических факультетов выступил П.Г. Дауге. Он привел следующую характеристику одонтологических факультетов: " Одонтологический факультет был и остается реформированной зубоврачебной школой, получившей громкую вывеску, но не изменившей своего внутреннего облика. Кончивший одонтологический факультет специалист, в силу вещей, является узким специалистом в своей области (не врачом в широком смысле этого слова), но, несомненно, с несколько повышенной биологической и общемедицинской подготовкой, по сравнению с зубным врачом старой формации". Согласно Положению о ГИЗе, на него возлагались следующие основные функции: " Подготовка из среды зубработников квалифицированных специалистов в области зубоврачевания, проведение научных исследований, объединение в научно-лечебных целях всех лечебных учреждений стоматологического профиля, организация постоянных и прерывистых курсов усовершенствования, вспомогательных и технических кабинетов и отделений; разработка " новых форм общественного зубоврачевания": создание совета института (директор, заведующий отделением и председатель зубоврачебной подсекции НКЗ РСФСР) в качестве " высшего научно-административного органа ГИЗа" Оценивая итоги пятилетней деятельности ГИЗ, Н.А. Семашко в 1927 году писал, что в стенах ГИЗ было подготовлено немало научных работников, которые двигают вперед дело научного и практического зубоврачевания, в нем могли на курсах усовершенствования пополнить и развить свои знания многие и многие сотни зубных врачей. По мнению Н.А. Семашко, "...институт является теперь штабом многочисленной армии работников в области зубоврачевания, и если сейчас одонтологическое образование заняло свое место в рядах высшего медицинского образования, если создали основы для дальнейшего развития зубоврачебного дела в Советском Союзе, если подготовлены командиры-организаторы государственного зубоврачевания, если зубоврачебная наука так двинулась вперед в нашей стране, то этим всем мы обязаны, прежде всего, Государственному институту стоматологии и одонтологии". Большая работа по специализации и усовершенствованию зубных врачей проводилась и в научно-практических стоматологических институтах Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы, Горького, Минска. 30 марта 1927 года НКЗ РСФСР вынес распоряжение, согласно которому " НКЗ считает возможным допустить квалифицированного техника к вспомогательным манипуляциям во рту, связанным со снятием слепка, определением системы протеза, прикуса и цвета зубов, с примеркой и сдачей протеза, причем ответственность за выполнение этих этапов в процессе протезирования целиком возлагается на врача (зубного). Также вспомогательные манипуляции разрешаются исключительно под руководством врача (зубного)". В 1930 году было вынесено решение об открытии в Москве и других городах курсов по переквалификации зубных техников в зубных протезистов. Нехватка специалистов в области зубоврачевания повлекла за собой принятие решения об открытии зубоврачебных школ с 3-х летним сроком обучения. В 1935 году был издан приказ " О мероприятиях по подготовке к открытию стоматологических институтов" с 4-х летним сроком обучения. В 1936 году вышло Постановление СНК СССР " О подготовке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров", была определена система стоматологического и зубоврачебного образования. Таким образом, в стране была узаконена двухсистемная подготовка кадров стоматологического профиля. В 1935 году на базе ГНИИСО был создан Московский стоматологический институт (МСИ). В 1939 году ГНИИСО и МСИ были объединены в одно высшее учебное заведение — Московский государственный стоматологический институт (МГСИ). Основной задачей института стала подготовка врачей-стоматологов преимущественно для Российской Федерации. Организация теоретических, стоматологических и общеклинических кафедр, расширение состава научно-педагогического персонала в институте позволила увеличить объем его работы. В 1939 году в МСИ состоялся первый выпуск врачей-стоматологов (79 человек). К 1941 году институтом было выпущено 260 врачей-стоматологов. Помимо института, стоматологов готовили путем усовершенствования зубных врачей. В 1935 году были созданы годичные курсы усовершенствования зубных врачей, имеющих 10-летний стаж практической работы. Такие курсы функционировали в стране до 1939 года. К 1940 году были созданы предпосылки для перехода к единой системе подготовки кадров в стоматологических институтах и постепенного закрытия зубоврачебных школ, но война помешала осуществлению этих планов. После Великой Отечественной войны в стране остро встал вопрос о подготовке кадров стоматологического профиля. С 1949 года стоматологические институты были реорганизованы в медицинские стоматологические институты с 5-летним сроком обучения. Это позволило улучшить подготовку врачей-стоматологов. В 50-е годы в систему высшего стоматологического образования было введено заочно-очное и вечернее обучение. В Московском медицинском стоматологическом институте (ММСИ) были созданы соответствующие факультеты, а на ряде стоматологических факультетов — отделения. Заочно-очное обучение вводилось для зубных врачей: по окончании факультета (отделения) зубные врачи получали диплом врача-стоматолога. На вечерний факультет принимали лиц с законченным средним медицинским образованием. Первый выпуск врачей-стоматологов заочного факультета ММСИ в количестве 234 человек состоялся в 1961 году, на вечернем факультете — в 1965 году (116 человек). В 1946 году в МГСИ (а затем ММСИ) была введена клиническая ординатура, а в 1950 году — аспирантура. С 1975 года в ММСИ стало проводиться усовершенствование преподавателей стоматологических кафедр. В 1990 году в стране насчитывалось 140 тыс. 470 врачей стоматологического профиля, из них 98 тыс. 859 врачей-стоматологов и 41 тыс. 611 зубных врачей и 10 тыс. 754 зубных техника. В 1990 году в стране функционировало 2 стоматологических института (в Москве и Полтаве), 45 стоматологических факультетов, 51 зубоврачебное отделение в медицинских училищах (из них 5 на Украине и 46 в России). Признанием успешного развития отечественной стоматологии явилось решение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) организовать на базе ММСИ им. Н.А. Семашко центр ВОЗ по подготовке стоматологического персонала в целях дальнейшего совершенствования подготовки стоматологических кадров. Основные направления работы центра: обзор существующих учебных планов и программ подготовки стоматологов и вспомогательного персонала; критическая оценка существующего учебного плана, инструкций для вспомогательного персонала; подготовка проекта учебного плана и учебного материала для обучения вспомогательного персонала.
|