Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Парадигма (шаблон) взаимодействия процессов: производитель – потребитель
Реализация взаимодействия процессов может быть основана на одной из классических парадигм (шаблонов), сложившейся за десятилетия развития программирования. В данном разделе рассмотрим одну из наиболее распространенных из парадигм взаимодействия процессов - производитель – потребитель: процесс-производитель (producer) генерирует в некотором буфере информацию, которая используется процессом-потребителем (consumer). При реализации данной парадигмы возможны схемы с неограниченным и ограниченным буфером, используемым для связи двух процессов. · Схема с неограниченным буфером (unbounded buffer) подразумевает, что на размер используемого буфера теоретически нет ограничений. · Схема с ограниченным буфером (bounded buffer) предполагается определенное ограничение размера буфера, например, константой BUFFER_SIZE. При реализации следует учесть, что схема с ограниченным буфером, с точки зрения принципов надежных и безопасных вычислений, представляет опасность атаки " переполнение буфера" (buffer overrun) – ошибочного или преднамеренного превышения размера буфера. Чтобы избежать этой уязвимости, при заполнении буфера необходимо проверять его размер. Реализуем ограниченный буфер следующим образом. Информация хранится в массиве с двумя указателями: in - для считывания и использования очередного элемента информации процессом-потребителем иout - для записи очередного сгенерированного элемента информации процессом-производителем. При считывании из буфера очередной элемент удаляется, и указатель in, соответственно, продвигается. При записи в буфер продвигается указатель out. Для удобства будем считать буфер циклическим, т.е. при его заполнении следующим заполняемым элементом будет нулевой (если он освободился), следующим после него – первый и т.д. Таким образом, процесс-производитель должен вычислять индекс в буфере, по которому он записывает следующий элемент, по формуле (out + 1) % BUFFER_SIZE, где " % " операция взятия остатка от деления. Аналогично, процесс-потребитель должен вычислять индекс следующего элемента информации в буфере по формуле (in + 1) % BUFFER_SIZE. Учтем также две возможных ситуации: переполнение буфера (при генерации производителем числа элементов, большего длины буфера) и исчерпание буфера (в случае, если потребитель взял из буфера последний на данный момент сгенерированный элемент). Чтобы избежать обращения за границы буфера, при переполнении буфера производитель должен будет ждать, пока в буфере не освободится хотя бы один элемент, а при исчерпании буфера должен будет ждать потребитель, пока хотя бы один новый элемент не появится в буфере. Реализация представления буфера на языке Си может иметь вид: #define BUFFER_SIZE 1000 /* или другое конкретное значение */ typedef struct { ... } item; item buffer[BUFFER_SIZE]; intin = 0; int out = 0; Реализация схемы алгоритма процесса-производителя имеет вид: item nextProduced; /* следующий генерируемый элемент */ while (1) { /* бесконечныйцикл */ while (((in + 1) % BUFFER_SIZE) == out) ; /* ждать, пока буфер переполнен */ buffer[in] = nextProduced; /* генерация элемента */ in = (in + 1) % BUFFER_SIZE; } Соответственно, реализация процесса-потребителя будет иметь вид: item nextConsumed; /* следующий используемый элемент */ while (1) { /* бесконечныйцикл */ while (in == out) ; /* ждать, пока буфер пуст */ nextConsumed = buffer[out]; /* использование элемента */ out = (out + 1) % BUFFER_SIZE; } Данный код может быть использован как шаблон (pattern) для реализации схемы производитель – потребитель в любой системе.
|