Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Казань 2014. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение






Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КГЭУ»)

 

Косарев А.П., Нанаенко В.Г.

Методические указания по работе над рефератами по философским дисциплинам

(пособие для бакалавров, магистрантов, аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук)

Казань 2014

Предисловие.

 

Философия является одной из форм духовной культуры и занимает в ней особое положение. Она объединяет в себе научно – теоретическое знание с ценностной стороной человеческого опыта. Философия – это «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель). В философских построениях сосредоточен не только интеллектуальный, но также нравственный опыт человечества. Главное содержание философских проблем – смысл и цель человеческой жизни, поиск высших жизненных истин.

Природный мир, окружающий человека, интересует философию как внешние условия существования. Философия на всем пути своего развития не переставала быть критикой существующего бытия и наличного сознания.

Философия формирует взгляды и убеждения прививает любовь к науке, развивает культуру мышления.

Культура мышления состоит в умении мыслить диалектически и тем самым самостоятельно, по-своему решать новые научные и практические проблемы, в умении мыслить логично, последовательно, правильно осуществлять анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, в умении рассуждать, доказывать, опровергать и приходить к истинным выводам.

Современные программы обучения по дисциплинам философского цикла философия представляют будущим специалистам как многопарадигмальную науку, которая открывает простор различным путям методологического творчества в конструировании и интерпретации научной картины мира. В этих условиях возрастает значение самостоятельного научного творчества обучающихся, наиболее конкретной формой которого выступает подготовка рефератов как составной части самообразовании. Слово «реферат» (лат.reffere – сообщать, докладывать) толкуется как доклад или изложение на определенную тему, раскрытия содержания книги, научных работ, статей или обзор других оригинальных источников.

Реферат выполняется на основе глубокого изучения научных источников. Литература по теме реферата подбирается при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотеки. Нужно использовать каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные справочники, тематические сборники литературы. При работе над рефератом целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, словари и энциклопедии, а также статьи, публикуемые в журналах «Вопросы философии», «Философские науки», научные статьи в журнале «Вестник КГЭУ».

В процессе написания реферата используется весь имеющийся запас знаний и навыков, приобретенных при изучении других дисциплин. Излагать материал реферата нужно своими словами, не допускается дословного переписывания из литературных источников, а также правильно трактовать понятия, их точность и научность.

При работе с материалом и его отборе постепенно вырабатывается исследовательский подход, что необходимо каждому специалисту (инженеру), выбравшему специализацию по направлению магистратуры или аспирантуры.

Современная наука сегодня переживает сложный процесс преодоления узкой специализации, дезинтеграции, процесс обращения к системному синтезу научного знания, без которого уже невозможно решение как специальных, так и глобальных проблем, немыслим ни научно – технический, ни социальный прогресс. В этих условиях возрастает интегрирующая роль философского знания, роль всеобщей методологии научного познания, выполняет философия.

Реферативная работа предусматривает необходимость проведения несложного исследования, поэтому она требует от студента овладение основными методами первичного научного исследования. Выполнение реферативной работы является одной из важных форм самостоятельной работы студентов над изучениям курса философии и других философских направлений: философии науки, философии техники и технических наук. В процессе выполнения работы над рефератом, студенты приобретают опыт исследования, умения находить основные положения по теме, творчески применять теоретико-методологические подходы к обоснованию основных аспектов реферата.

Одна из проблем, возникающая у соискателей научной степени, связана с трудностью освоения философско-методологических оснований научного исследования при переходе от опытно-эмпирического знания к его теоретико-философским основам, и связано это со слабостью общенаучной методологической подготовки, поэтому часто невозможно перейти от конкретного анализа частной технической научной задачи к выявлению ее теоретико-методологических оснований и философско-методологических выводов.

Специфической чертой гуманитарного познания является то, что, в отличие от математики или физики, в философии науки всегда существует множество различных точек зрения, спор между которыми и обеспечивает ее развитие. Для магистранта, аспиранта имеется возможность более глубоко с ними познакомиться и составить о них собственное мнение. В мире уже существует традиция полезности ознакомления студентов-технарей с гуманитарными философскими дисциплинами, а гуманитариев – с естественнонаучными.

Повышение личностного потенциала специалиста и формирование у него обобщенных знаний о мире являются главной целью гуманитаризации технического образования, именно здесь философские дисциплины способны решить эту задачу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал