Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Симферополь - 2015Стр 1 из 60Следующая ⇒
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры уголовного права и криминологии подполковник полиции А.А. Кашкаров «___» ________ 2015 г.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО Методические рекомендации по изучению дисциплины (особенная часть) слушателями заочной формы обучения
форма обучения заочная срок обучения – 5 лет на базе среднего общего образования набор 2013 года
по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция» профиль подготовки «Уголовно-правовой» ранее обучавшихся по программе «Правоведение» квалификация «Академический бакалавр» Подготовил: профессор кафедры д.ю.н., с.н.с. А.Н. Игнатов
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовного права и криминологии Протокол № ___ от «___» ________ 2015 г. Симферополь - 2015 Уголовное право Российской Федерации является дисциплиной базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция. Уголовное право - одна из фундаментальных и профилирующих дисциплин в вузах юридического профиля. Без глубокого и прочного знания уголовного права не может быть профессионально полноценного юриста. Это объясняется важной ролью уголовного права в регулировании и защите общественных правоотношений, его особым местом среди юридических дисциплин, органичным взаимодействием уголовного права с другими отраслями права – уголовным процессом, криминологией, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, судебной психиатрией и медициной, гражданским, предпринимательским, трудовым, административным правом. Уголовное право лежит в основе деятельности судебных и правоохранительных органов - суда, прокуратуры, милиции и других. Уголовный закон защищает наиболее значимые для личности, социума и государства общественные отношения, посягательства на которые или реальное причинение вреда которым влечет за собой наиболее строгую реакцию со стороны государства. Поэтому знание уголовного права необходимо во многих сферах деятельности. В своей профессиональной деятельности ни один работник юридической службы не может обойтись без знания уголовного права. Глубокие знания уголовного права невозможны без обязательного сочетания приобретения определенных знаний на лекции с настойчивой подготовкой к практическим занятиям и преподаванием своего виденья (на основе соответствующих законов, практики их приложений и литературных источников) относительно решения того или другого вопроса, умения вести аргументированную полемику, отстаивать свою точку зрения на отмеченных занятиях. Практическое занятие – одна из основных форм учебы при изучении курса уголовного права, его цель заключается в отработке навыков практического применения норм уголовного права для решения вопросов, которые возникают в процессе функционирования уголовного законодательства. Целью практического занятия является: - углубление, систематизация, закрепление знаний; - развитие общей культуры речи; - формирование профессиональных и практических навыков, умение задавать вопрос и отвечать на него; - аргументировано отстаивать свою точку зрения; - применять полученные теоретические знания на практике (при решении задач). На практических занятиях рассматриваются теоретические вопросы и решаются задачи. Процесс решения задач можно условно разделить на три этапа: - предыдущее изучение указанной литературы и нормативно правовых актов; - решение задач в порядке домашнего задания (с короткой записью в тетради); - разбор решения в аудитории. Методические указания Подготовка курсантов и слушателей к практическому занятию заключается в изучении и конспектировании рекомендованной литературы, подготовке записей с анализом практической деятельности органов внутренних дел и органов юстиции. С целью включения курсантов и слушателей в обсуждение проблемы квалификации преступлений против жизни, наиболее эффективной является дискуссия, которая представляет собой вид учебного занятия, посвященного обсуждению сложной проблемы, по которой нет единого мнения среди специалистов, ученых и практических работников. Поскольку тема «Особенности квалификации убийств», содержит много подобных вопросов, их рассмотрение является наиболее целесообразным в форме дискуссии. Во время самостоятельной подготовки, курсанту и слушателю необходимо внимательно ознакомиться с условиями задач, и сделать соответствующие записи, в тетрадях для практических занятий, по решению ситуаций изложенных в фабулах. Собственное мнение необходимо аргументировать положениями нормативно-правовых актов, судебными решениями а также имеющейся правоприменительной практикой. Решение задач Решение задачи предполагает соблюдение ряда методических правил. Приступая к решению задачи, необходимо усвоить нормативный материал, рекомендованный по теме, отработать вопросы, поставленные перед курсантами и слушателями, используя при этом рекомендованную литературу и опубликованные материалы судебной и следственной практики. Задача должна быть прочитана внимательно с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как иногда именно она содержит необходимые для верного решения данные. Кроме того, необходимо точно усвоить, что требуется от принимающего решение, на какие вопросы ему надлежит отвечать. Задача решается только на основании тех обстоятельств, которые прямо в ней сформулированы, если иное не оговорено. Эти обстоятельства нужно считать усыновленными и доказанными. Важным этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставление. В основе этого лежит хорошее знание положений Уголовного кодекса, умение свободно в нем ориентироваться, усвоение закона и теоретического материала по всем ранее изученным темам. Решение некоторых задач требует знания решений высших судебных органов, как общего порядка, так и по конкретным делам, иных подзаконных актов. Отвечая на поставленные в задаче вопросы, нельзя ограничиться ответами, например «Да, верно» или «Нет, не обоснованно» и т.д. Решение должно быть мотивированным, т.е. содержать обоснование, аргументы, суждения из которых оно следует. Если в задаче несколько «действующих лиц», самостоятельной юридической оценке подлежит содеянное каждым из них. В случаях, когда условие задачи дает основание для нескольких вариантов решения, необходимо предложить решение по каждой версии. Особенно это касается спорных вопросов криминологии, которые неоднозначно решаются в практике. Задачи составлены по материалам судебной и уголовно-исполнительной практики, публикаций в печати, часть задач взята из имеющихся сборников различных лет издания. Фабулы задач упрощены; фамилии, названия и обстоятельства дел, приведенные в задачах, в некоторых случаях изменены. Все фактические обстоятельства, приведенные в задачах, предполагаются установленными и юридически обоснованными. Пример. Условие задачи: На городском рынке гражданин В. украл кожаную куртку и хотел ее продать в другом месте, однако вскоре был обнаружен владельцем и охранником рынка. При попытке убежать гражданину В. были нанесены удары по различным частям тела, от которых наступила смерть. Решение задачи: Так как согласно условию задачи, гражданин В. украл кожаную куртку на городском рынке, но не успел распорядиться похищенным, то он совершил преступление, предусмотренное ч.3 ст.30 и ч.1 ст.158 УК РФ, то есть покушение на кражу(тайное хищение чужого имущества). Владелец похищенной кожаной куртки и охранник рынка обнаружили гражданина В. с похищенной им курткой и попытались его задержать. Гражданин В. пытался убежать, но владелец куртки и охранник рынка нанесли ему удары по различным частям тела, от которых наступила смерть гражданина В. Формально в действии владельца похищенной кожаной куртки и охранника рынка усматриваются признаки преступления предусмотренного ст.105 УК РФ, то есть убийства – умышленного причинения смерти другому человеку, совершенного группой лиц. Убийство признается совершенным группой лиц, когда два или более лица, действуя совместно с умыслом, направленным на совершение убийства, непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего, применяя к нему насилие, причем необязательно, чтобы повреждения, повлекшие смерть, были причинены каждым из них (например, один подавлял сопротивление потерпевшего, лишал его возможности защищаться, а другой причинил ему смертельные повреждения). Убийство следует признавать совершенным группой лиц и в том случае, когда в процессе совершения одним лицом действий, направленных на умышленное причинение смерти, к нему с той же целью присоединилось другое лицо (другие лица)[1]. Но так как владелец похищенной кожаной куртки и охранник рынка совершили данное преступление при превышении мер необходимых для задержания лица, совершившего преступления, то уголовную ответственность они будут нести за так называемое «привилегированное» убийство. Согласно ст.38 УК РФ право на задержание лица, совершившее преступление, имеет любой человек вне зависимости от профессиональной или специальной подготовки. Уголовно-правовой оценке может подлежать не само задержание, а причинение вреда лицу, совершившему преступление, при задержании последнего[2]. Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, состоит в их явном несоответствии характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без надобности причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстоятельствами вред. Я считаю, что владелец похищенной кожаной куртки и охранник рынка подлежат уголовной ответственности за убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, по ч.2 ст.108 УК РФ. А тот факт, что данное убийство они совершили группой лиц, будет согласно ст. 63 ч.1 п. «в» УК РФ признан обстоятельством отягчающим вину каждого из них. Методические рекомендации по организации работы в ходе практического занятия. В начале занятия внимательно выслушать и кратко ответить на контрольные вопросы преподавателя. Подготовиться к обсуждению и выбору правильного решения по предложенной практической ситуации. Анализ практической ситуации предполагает соблюдение ряда методических правил. Приступая к обсуждению предложенной ситуации, необходимо усвоить нормативный материал, рекомендованный по теме, отработать вопросы, поставленные перед курсантами, используя при этом рекомендованную литературу. Надо также ознакомиться с опубликованными материалами ведомственной и судебной практики. Курсант (слушатель) должен внимательно выслушать предложенную для анализа ситуацию с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как иногда именно она содержит необходимые для верного решения данные. Кроме того, необходимо точно усвоить, что требуется от принимающего решение, на какие конкретно вопросы и в какой их постановке ему надлежит отвечать. Ситуация выносится на обсуждение только на основании тех обстоятельств, которые прямо в ней сформулированы, если иное не оговорено. Эти обстоятельства нужно считать установленными и доказанными. Важным этапом обсуждения подготовленных решений и рекомендаций является поиск норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставление. В основе этого лежит хорошее знание положений криминологии, умение свободно в них ориентироваться, усвоение теоретических положений по всем ранее изученным темам.
|